


Данный процесс чаще всего осуществляют, действуя на алкены подкисленным раствором перманганата калия, либо дихромата калия. В качестве средообразователя всегда используют серную кислоту. При таком окислении происходит полный разрыв углеродного скелета по двойной связи, и в зависимости от особенностей строения продуктами окисления могут быть различные вещества.
Давайте сначала разберемся с тем, какие углеродсодержащие продукты образуются при жестком окислении алкенов с различным строением. Представим, что у нас стоит задача определить продукты окисления для следующих двух веществ:
Обратите внимание, что углеродные атомы при двойной связи обозначены разными цветами.
Атом углерода, выделенный красным цветом, является первичным, то есть связан только с одним другим атомом углерода.
Атом углерода, выделенный желтым цветом, является вторичным, то есть связан с двумя другими атомами углерода.
Атом углерода, выделенный зеленым цветом, является третичным, то есть связан с тремя другими атомами углерода.
Жесткое окисление подразумевает разрыв углеродного скелета по месту двойной связи:
Следует запомнить, что первичные атомы углерода (красные) при таком окислении переходят в углекислый газ.
Вторичные атомы углерода (желтые) переходят в состав карбоксильной группы (COOH), то есть образуется карбоновая кислота.
Третичные атомы углерода(зеленые) переходят в состав карбонильной группы, то есть образуется кетон.
Теперь осталось разобраться с остальными продуктами реакции. Если в качестве окислителя используется сернокислый раствор перманганата калия, то продуктами будут также MnSO4, K2SO4 и H2O. Если же в качестве окислителя взяли сернокислый раствор дихромата калия, продуктами будут Cr2(SO4)3, K2SO4 и H2O.
Давайте разберем все эти случаи. Начнем с реакции пропена с сернокислым раствором перманганата калия.
Исходя из вышесказанного, запишем схему этой реакции:
Осталось расставить коэффициенты. Определим, какие атомы изменили степени окисления. В случае марганца ничего сложного нет: степень окисления его в перманганате была +7, стала равна +2. Также степени окисления меняют те атомы углерода, у которых изменилось окружение. В схеме эти атомы обозначены желтым и красным цветами. Определим степени окисления этих атомов методом блоков. Изолируем друг от друга фрагменты молекулы по углерод-углеродным связям следующим образом:
Далее, условно примем, что заряд каждого выделенного блока равен нулю (как у нейтральной молекулы). Степень окисления водорода в органических веществах всегда равна +1. Обозначим степени окисления «желтого» атома С как х, «красного» — как y:
Далее, учитывая, что заряд каждого блока мы приняли равным нулю, мы можем составить и решить два уравнения:
Аналогично рассчитаем степень окисления «желтого» атома углерода в уксусной кислоте и «красного» в молекуле углекислого газа, учитывая, что степень окисления кислорода в органических веществах всегда равна -2 (кроме органических пероксидов, изучение которых в не входит в программу ЕГЭ):
Далее, аналогично, составим и решим два уравнения, учитывая, что заряд выделенного блока мы приняли равным нулю, а заряд молекулы углекислого газа, как и у любой другой молекулы, также нейтрален.
Таким образом, «желтый» атом углерода имел степень окисления до реакции, равную -1, а после +3.
«Красный» атом углерода изменил свою степень окисления с -2, на +4.
Учитывая, что марганец изменил свою степень окисления с +7 на +2, еще раз запишем схему реакции и составим электронный баланс. «Желтый» и «красный» атомы углерода, очевидно, всегда будут в соотношении 1 к 1, независимо от коэффициента перед органическим веществом, потому запишем их в одной строчке «полуреакции» окисления.
Перенесем коэффициенты из баланса:
Поскольку в левой части схемы мы видим два атома калия, в правой части схемы перед сульфатом калия коэффициент 1, ставить который не нужно. В правой части уравнения мы видим 3 сульфатных остатка, поэтому ставим перед серной кислотой коэффициент 3:
Осталось поставить коэффициент перед водой в правой части. Это можно сделать по кислороду или водороду на выбор. Поскольку мы уравняли число сульфатных остатков в левой и правой частях, то кислород в них можно не учитывать. Считаем только кислород в остальных соединениях. Слева мы видим 8 атомов кислорода (не считая кислород в серной кислоте). В правой части не считая воду — 4 атома кислорода. Поэтому перед водой коэффициент будет равен 4:
Сравнивая количества всех элементов слева и справа, видим, что все коэффициенты расставлены верно.
Аналогично предыдущему примеру рассчитаем степени окисления углеродных атомов, которые изменили свою степень окисления:
Учитывая, что заряд каждого выделенного блока мы приняли равным нулю, составим и решим уравнения:
Аналогично поступим с продуктами окисления:
составим и решим уравнения:
Таким образом, «зеленый» атом углерода до реакции имел степень окисления, равную 0, после +2, «красный» изменил свою степень окисления с -2 на +4.
Далее запишем схему окисления и составим электронный баланс:
Перенесем коэффициенты из электронного баланса в схему:
Далее мы видим, что в левой части схемы 8 атомов калия, потому перед сульфатом калия поставим коэффициент 4.
Теперь можно заметить, что в правой части уравнения 12 сульфатных групп (8 в сульфате марганца, 4 в сульфате калия). Поэтому перед серной кислотой в левой части нужно поставить коэффициент 12:
Осталось поставить коэффициент перед водой. Сделаем это по кислороду. Количество сульфатных групп мы уравняли, потому кислород в них можно не учитывать. Слева мы видим 32 атома кислорода (8*4). В правой части уравнения, не считая воды и сульфатных групп, 15 атомов кислорода (5 в молекуле кетона и 10 в 5 молекулах углекислого газа). Таким образом, перед водой необходимо поставить коэффициент 17.
Посчитав водород слева и справа, мы убеждаемся, что коэффициенты расставлены верно.
Состав продуктов будет точно таким же, как и в случае окисления перманганатом, за исключением того, что вместо сульфата марганца (II) образуется сульфат хрома (III). Запишем схему реакции и составим электронный баланс.
Перенесем коэффициенты из баланса в схему:
Далее уравняем калий, поставив коэффициент 5 перед сульфатом калия:
В правой части мы видим 20 сульфатных групп. Следовательно, перед формулой серной кислоты нужно поставить коэффициент 20:
Осталось поставить последний коэффициент перед формулой воды. Сделаем это, как и в двух предыдущих случаях, по кислороду, не считая кислород в сульфатных группах, поскольку их количества уравнены. В левой части мы видим 35 атомов кислорода. В правой части, не считая воды, 12 атомов кислорода (6 в трех молекулах CH3COOH и 6 в трех молекулах CO2). Таким образом, перед формулой воды нужно поставить коэффициент 23:
Посчитав водород слева и справа, мы убеждаемся, что коэффициенты расставлены верно.
Запишем схему реакции и электронный баланс:
Перенесем коэффициенты из баланса в схему:
Перед сульфатом калия поставим коэффициент 4, чтобы уравнять количества атомов калия в левой и правой частях схемы:
Перед серной кислотой поставим коэффициент 16, чтобы уравнять количество сульфатных групп:
Последний коэффициент перед водой поставим по кислороду, игнорируя сульфатные группы, поскольку их количество уравнено. Слева мы видим 28 атомов кислорода. Справа, не считая воды, 9 атомов кислорода. Таким образом, перед водой необходимо поставить коэффициент 19.
Далее, подсчитав водород в обеих частях уравнения, убеждаемся, что коэффициенты расставлены верно.
Мне объяснение очень понравилось, оно сделано толково, красочно.
Спасибо!
Супер! То, что искала! Спасибо!
Огромное спасибо вам! Я наконец-то поняла суть окисления алкенов)
очень рад, что помогло
Старательное, учтивое и просто прекрасное объяснение! Если бы я только начинал изучать химию, все бы понял. Просто о сложном! По мере чтения находишь ответы на все возникающие вопросы. Очень приятно! Но, правда, один вопрос остался без ответа. Много раз замечал, что помимо очевидных(основных) продуктов реакции, как, например, продуктов собственно окисления(кетона или карбоновой кислоты) и воды, есть ещё неочевидные(«побочные»), при окислении сернокислым перманганатом такие как K2SO4 и MnSO4. Наблюдается закономерность их появления. Такое же при реакциях металлов с водой, кислотами(зависимость от положения в ряде активности). Ну, в общемя свойства их химические. Но не хочется их заучивать и зазубривать, ведь видна закономерность, логика, пользуясь которой можно под любой случай найти ответ. Как определить эту закономерность? В общем, мне нужна физика химии. Ведь именно физическими свойствами атомов и молекул обусловлены химические свойства веществ.
«Неочевидные» продукты — это весьма закономерно появляющиеся продукты восстановления окислителя. Нужно просто запомнить, что марганец в кислой среде меняет степень окисления с +7 до +2 (до соли двухвалентного марганца), в щелочной — до +6 (в виде манганата MnO2(2-)), а в нейтральной — обычно до +4 (MnO2), кроме случаев, когда оксид растворяется в других продуктах реакции. Аналогично нужно выучить закономерность восстановления дихроматов (конкретно, остатка Cr2O7(2-)) в разных условиях, других окислителей (азотной, серной кислот, хлоратов и прочего), тогда появление всех побочных продуктов будет понятно. К слову, побочным продуктом окислительно-восстановительной реакции является как раз вода, так как в ней связываются лишние кислород и водород. В целом, физику реакций крайне сложно постичь, для этого надо идти на химфак и 5 лет мучаться.
Степан, я ни как не химик. Но очень нужно узнать мнение именно химика.На сайт набрела случайно,нужда заставляет вникать в область малознакомую и почти забытую…, но возможно Вы сможете мне обьяснить вот такую ситуацию, чисто практическую: у нас новый колодец. По совету бывалых строителей колодцев, что бы проверить качество воды мы в нашу чистую, прозрачную и вкусную воду капнули марганцовки. И рарозовый раствор на глазах пожелтел. Нам сказали, что пить сырой такую воду нельзя. Мы сдали воду в СЭС на химический анализ. Который показал, что по 9 основным проверяемым показателям наша вода идеальна. (pH-6,7)Что делать?
Добрый день! Показатели проверяемые могут быть неполными и не учитывать содержание органический веществ, которые, собственно, и обесцвечивают раствор марганцовки. Параметр «окисляемость» называется, если не ошибаюсь. Если его в анализе не было, то советую вам найти приличную лабораторию и сделать расширенный анализ там. Для спокойствия. Либо потреблять, как есть.
Спасибо за столь доступное объяснение! Всё время я просто принимала как данность то, что с этими реагентами образуется то или иное вещество, но после этой статьи наконец поняла суть!
спасибо большое
Спасибо большое за разбор! С ужасом смотрела на окисление алкенов, а теперь все понятно. Еще раз спасибо!
Просто. Здорово. 30 лет веду в классах с углубленным изучением химии, но не перестаю любоваться и ВОСХИЩАТЬСЯ работой Сергея.
Все для вас, пользуйтесь.
Очень доступно. Большое спасибо. буду учить детей Вашим методом.
Метод не единственный, но вполне понятный и доступный. Многих учил таким же образом, помогало.
Единственный сайт,которому доверяю!! Спасибо за ваш труд!!
Всегда все четко, понятно и по делу!!
Все для вас!
Здравствуйте, спасибо зсастоль подробное объяснение, но как протекают процессы окисления других алкенов? Например бутена-2
Добрый день! Рекомендую не только посмотреть иллюстрации, но и прочитать текст пояснения. Там есть ответ на ваш вопрос, смотрим на характер атомов углерода при двойной связи.
Спасибо! Очень понятное объяснение!
Все для вас!
Спасибо за очень подробное объяснение. Главное, понятно и доступно. Скажите, пожалуйста, что можно писать в продуктах окисления бутадиена -1,3 в сернокислой среде? Можно ли записать щавелевую кислоту и углекислый газ. Или правильнее только углекислый газ. В разных сборниках пишут и то и другое.
Добрый день! Спасибо Сергею Ивановичу за детальную статью. Про дивинил вопрос интересный. Если «нажать» посильнее за счет температуры, избытка окислителя и подобного, то только в СО2 можно, щавелевая кислота тоже окисляется постепенно. В общем случае можно записать ее вместе с СО2, ошибкой не будет. Экзамен такого избежит из-за неоднозначного толкования в разных источниках.
Спасибо за очень четкое и понятное разьяснение трудной темы
Все для вас!
ЭТО ШИКАРНО!!! Спасибо огромное! Вот, что значит толковое объяснение. Я нигде не могла найти нормальное и понятное, но вы даже рассказали, какой атом углерода куда пойдет. В скором времени собираюсь купить ваш курс)
Добрый день! Пусть поможет, а на курсе буду рад видеть)
Здравствуйте. Во-первых, спасибо за доступное и понятное объяснение. Очень долго не могла понять в чем механизм жесткого окисления, и вот — нашла этот чудесный сайт.
Во-вторых, есть ли у вас или будет статья насчет окисления алкенов и других классов веществ? Заранее спасибо за ответ.
Добрый день! Окисление алкинов в жестких условиях аналогично процессу у алкенов, отличий нет. Про другие классы соединений — разговор отдельный.
Спасибо вам огромное. Мне очень понравилось. Самое главное что объясняется очень хорошо,и что всё понятно
На пользу пусть будет.
Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, при оксилении бутадиена-1,3 пермангонатом калия в кислой среде щавелевая кислота не образуется? Сразу окисляется до CO2?
Добрый день! Щавелевая кислота сама легко окисляется подкисленным раствором перманганата, поэтому до СО2 доберемся.
Спасибо большое!
Добрый вечер! Спасибо за труд. Два вопроса. Очень хочется именно этот материал оставить как памятку для ребенка, но скачать или скопировать похоже нельзя? И, если возможно, помогите с методом полуреакций. Ведь не все овр в органике можно решить балансом.
Добрый день! В органике можно везде применить баланс, просто иногда он получится относительно громоздким. Но точно не в рамках ЕГЭ. А скачать можно в нашей группе в контакте, там эта штука тоже есть.
https://vk.com/naukadljatebja?w=wall-98151683_16859
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ОБЪЯСНЕНИЕ!!! Не сразу поняла,что где образуется+кислороды не получалось уравнять.Теперь не буду бояться этих реакций,не так все сложно оказалось,если подробно разобрать.СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!!
Все для вас.
очень наглядное объяснение, спасибо
Пользуйтесь
Большое спасибо, Буду пользоваться во время подготовки. Очень рада ,что нашла ваш сайт. Как понятно все записано.
Добрый день! Пусть на пользу.