Вариант 16 Широкопояс Сергей Иванович и Борисов Илья Сергеевич.

Тренировочный вариант №16.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Определите, наиболее распространенные изотопы каких элементов содержат одинаковое число нейтронов. 

1) Ti          2) Mg          3) Si          4) Al          5) V

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ: 
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, находящихся в главной подгруппе одной группы Периодической системы Д.И. Менделеева.

Расположите выбранные элементы в порядке усиления кислотных свойств образованных ими водородных соединений.

1) S          2) Mg          3) F          4) Cl          5) I

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из числа указанных в ряду ионов выберите два таких, в которых степень окисления серы равна +6.

1) SO32-          2) SO42-          3) S2-          4) HSO3-          5) HSO4-

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, которые имеют наиболее низкие температуры кипения.

1) бор
2) кислород
3) хлорид калия
4) железо
5) хлорид кремния (IV)

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) несолеобразующего оксида; Б) сухого льда; В) железной окалины.

1) FeO 2) N2O 3) P2O3
4) NO2 5) Fe2O3 6) FeS
7) CO2 8) MnO2 9) Fe3O4
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

К водному раствору щелочи добавили простое вещество-неметалл X, в результате чего выделился водород и образовалось вещество Y. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, удовлетворяющие условию задания.

1) C
2) Na2SiO3
3) S
4) Si
5) Na2CO3
6) Na2SO3

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №7

Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО РЕАГЕНТЫ

А) диоксид кремния

Б) серная кислота (конц.)

В) сероводородная кислота

Г) плавиковая кислота

1) гидрид лития, кислород, азот

2) хлор, бром, гидроксид натрия

3) гидроксид калия, фтороводород, гидроксид кальция

4) гидроксид цинка, фосфор, оксид натрия

5) оксид бария, оксид лития, оксид кремния (IV)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) S + HNO3(конц.) →

Б) C + HNO3(гор., конц.) →

В) P + H2SO4(конц.) →

Г) Fe + H2SO4(разб.) →

1) H2SO4 + NO2 + H2O

2) H2SO4 + NO2

3) CO2 + NO2 + H2O

4) CO2 + NH4NO3+ H2O

5) FeSO4 + H2

6) H3PO4 + SO2 + H2O

7) H3PO4 + H2S

8) Fe2(SO4)3 + H2S + H2O

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ:KHCO3 X K2CO3 Y KBr

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) O2
2) KOH
3) KCl
4) RbBr
5) SrBr2

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между формулой вещества и его систематическим названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ

изопрен дивинил стирол

1) бутадиен-1,4

2) изопрен

3) бутадиен-1,3

4) стирол

5) фенилэтен

6) 2-метилбутадиен-1,3

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, которые не могут существовать в виде цис− и транс-изомеров. 

1) 1,2-дихлорпропен

2) 1,2-дихлорэтан

3) нитроэтилен

4) 1,4-дийодбутен-2

5) 3-метилпентен-2

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №12

Из предложенного перечня выберите все утверждения, которые справедливы для характеристики реакции метана с хлором.

1) начинается с разрыва связи между атомами углерода

2) протекает по радикальному механизму

3) протекает по ионному механизму

4) является окислительно-восстановительной

5) является экзотермической

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые справедливы и для глицина, и для метиламина. 

1) реагируют с водой

2) относятся к классу аминокислот

3) реагируют со щелочами

4) реагируют с азотной кислотой

5) в состав молекул входят аминогруппы

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между исходными веществами и углеродсодержащими продуктами, образующимися при их окислении подкисленным водным раствором перманганата калия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРОДУКТЫ

А) пропилен

Б) бутин-2

В) бутин-1

Г) ацетилен

1) гександиовая кислота

2) пропионовая и уксусная кислоты

3) пропановая кислота и оксид углерода (IV)

4) уксусная кислота и углекислый газ

5) уксусная кислота

6) пропановая кислота

7) этиленгликоль

8) углекислый газ

9) уксусная кислота и муравьиная кислота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между схемой реакции и основным органическим продуктом, образующимся в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИ ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

А) циклогексен + K2Cr2O7 + H2SO4 →

Б) циклогексанол + CuO

В) C6H5-CH2OH + CuO 

Г) C6H5-CH2OH + KMnO4(изб.) + H2SO4 →

1) бензойная кислота

2) бензальдегид

3) циклогексанон

4) гександиовая кислота

5) фенол

6) циклогексанол

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ:гидрокарбонат метиламмония X метиламин Y азот

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) O2

2) NaOH

3) CH3OH

4) HCl

5) HNO3

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию взаимодействия H2 и I2(тв.). 

1) необратимая

2) обратимая

3) экзотермическая

4) эндотермическая

5) замещения

6) обмена

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня веществ выберите все пары реагентов, реакция между которыми относится к гомогенным.

1) медь и кислород

2) растворы карбоната натрия и хлорной кислоты

3) натрий и кремний

4) калий и раствор серной кислоты

5) алюминий и раствор щелочи

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между выделенным символом химического элемента в ионе и его окислительно-восстановительным свойством, которое он способен проявлять в реакциях с другими соединениями: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ИОНА СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТА

1) NO3-

2) Cr2O72-

3) ClO3-

1) может быть только восстановителем

2) может быть и окислителем, и восстановителем

3) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

4) может быть только окислителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между формулой соли и продуктами, выделяющиеся на электродах при электролизе водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА СОЛИ ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А) CuSO4

Б) LiCl

В) ZnBr2

1) Zn, H2, Br2

2) H2, O2

3) H2, Cl2

4) Cu, O2

5) Li, Cl2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов.

1) нитрат аммония (0,1 моль/л) 
2) нитрит натрия (0,05 моль/л)
3) азотная кислота (0,01 моль/л )
4) нитрат калия (0,001 моль/л)

Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

FeO(тв.) + CO(г) Fe(тв.) + CO2(г) – Q

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) уменьшение температуры

Б) уменьшение давления

В) добавление железа

Г) повышение концентрации угарного газа

1) в сторону прямой реакции

2) в сторону обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор поместили смесь хлора, оксида азота (II) и нитрозилхлорида (NOCl), затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2NO(г) + Cl2(г) ⇆ 2NOCl(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации хлора и оксида азота (II) были равны 0,2 моль/л и 0,15 моль/л, а равновесные концентрации нитрозилхлорида (NOCl) и хлора - 0,1 моль/л и 0,4 моль/л соответственно.

Определите исходную концентрацию нитрозилхлорида (X) и равновесную концентрацию оксида азота (II) (Y).

 

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,1 моль/л
2) 0,4 моль/л
3) 0,3 моль/л
4) 0,45 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,55 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) KMnO4 (р-р) и бутен-2

Б) пропиламин и KNO2(H+)

В) гидрокарбонат калия и AlCl3 (р-р)

Г) Na2[Zn(OH)4] и H2S

1) обесцвечивание раствора и образование осадка

2) образование бурого осадка

3) образование белого осадка

4) выделение газа

5) образование осадка и выделение газа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между смесью веществ и способом разделения данной смеси: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СМЕСЬ СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ

А) вода и речной песок

Б) гексан и вода

В) древесные опилки и железные опилки

1) отстаивание и использование делительной воронки

2) выпаривание

3) фильтрование

4) действие магнитом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

Смешали 190 г 10%-ного раствора и 89 г 14%-ного раствора пищевой соды. Какая масса растворенного вещества (в граммах) содержится в полученном растворе. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ г.

Задание №27

Разложение карбоната стронция происходит согласно термохимическому уравнению

SrCO3(тв) → SrO(тв) + CO2(г) – 241 кДж

Сколько энергии нужно затратить для получения 208 г оксида стронция в соответствии с данным уравнением реакции?  (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ кДж.

Задание №28

Определите выход продукта, если по методике для получения 100 г сульфата железа(III) необходимо взять 30,8 г железных опилок? (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

иодид калия, серная кислота, гидроксид цезия, бромид натрия, оксид марганца(IV), нитрат бария.  Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция приводит к приобретению одной молекулы окислителя 8 электронов. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, реакция ионного обмена между которыми может приводить к образованию нейтрального раствора. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

К раствору, содержащему перманганат калия и гидроксид калия, добавили раствор сульфида калия. Выпавший осадок растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ смешали с кислородом и поглотили водой. К образовавшемуся разбавленному раствору добавили магний, в результате чего наблюдалось растворение магния без выделения газа. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

 

Задание №33

Навеску неизвестного органического вещества массой 12,85 г сожгли в избытке кислорода. В результате этого образовались 13,44 л углекислого газа, 3,6 г паров воды и 2,24 л хлороводорода (н.у.). Известно, что данное вещество реагирует с металлическим натрием, а при его взаимодействии с бромной водой образуется трибромпроизводное.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком бромной воды (используйте структурные формулы органических веществ)

Задание №34

К 12,83 г смеси безводных бромида бария и сульфата хрома (III) добавили 130 г воды, в результате чего был получен раствор, не содержащий ни ионов бария, ни сульфат-ионов. К образовавшемуся раствору добавили 60 г 15%-ного раствора гидрокарбоната калия. Рассчитайте массовую долю гидрокарбоната калия в конечном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин.)

Ответы к первой части варианта №16

№ задания, ответ № задания, ответ

1) 34

2) 345

3) 25

4) 25

5) 279

6) 42

7) 3425

8) 1365

9) 25

10) 635

11) 23

12) 245

13) 45

14) 4538

15) 4321

16) 21

17) 24

18) 2

19) 442

20) 431

21) 2413

22) 2331

23) 56

24) 1453

25) 314

26) 31,5

27) 482

28) 91

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №16

Задание 29

Первый вариант ответа: 

8KI + 5H2SO4 = 4K2SO4 + 4I2 + H2S + 4H2O

4∙ | 2I-1 − 2ē → I20

1∙ | S+6 + 8ē → S-2

йод в степени окисления -1 (или иодид калия) является восстановителем;

сера в степени окисления +6 (или серная кислота) – окислителем.

Второй вариант ответа: 

8KI + 9H2SO4 = 8KHSO4 + 4I2 + H2S + 4H2O

4∙ | 2I-1 − 2ē → I20

1∙ | S+6 + 8ē → S-2

йод в степени окисления -1 (или иодид калия) является восстановителем;

сера в степени окисления +6 (или серная кислота) – окислителем

Задание 30

2CsOH + H2SO4 = Cs2SO4 + 2H2O

2Cs+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2Cs+ + SO42- + 2H2O

H+ + OH- = H2O

Задание 31

1) 2KMnO4 + K2S = S + 2K2MnO4

2) S + 6HNO3= H2SO4 + 6NO2 + 2H2O

3) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3 

4) 10HNO3 + 4Mg = 4Mg(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

Задание 32

 

Задание 33

Навеску неизвестного органического вещества массой 12,85 г сожгли в избытке кислорода. В результате этого образовались 13,44 л углекислого газа, 3,6 г паров воды и 2,24 л хлороводорода. Известно, что данное вещество реагирует с металлическим натрием, а при его взаимодействии с бромной водой образуется трибромпроизводное.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком бромной воды (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

n(CO2) = V/Vm = 13,44/22,4 = 0,6 моль, следовательно, n(C) = n(CO2) = 0,6 моль, тогда,
m(C) = M · n= 12 · 0,6 = 7,2 г,
n(Н2O) = m/M = 3,6/18 = 0,2 моль, следовательно, nиз воды(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,2 = 0,4 моль, тогда,
n(HCl) = V/Vm = 2,24/22,4 = 0,1 моль, следовательно, nиз HCl(H) = n(HCl) = 0,1 моль, а n(Cl) = n(HCl) = 0,1 моль,
тогда nобщее(H) =  nиз воды(H) + nиз HCl(H) = 0,4 + 0,1 = 0,5 моль,
mобщее(H) = n · M = 0,5 · 1 = 0,5 г,
m(Cl) = n · M = 0,1 · 35,5 = 3,55 г,
m(O) = m(в-ва) − m(C) − mобщее(H) − m(Cl) = 12,85 − 7,2 − 0,5 − 3,55 = 1,6 г,
n(O) = m(O)/M(O) = 1,6/16 = 0,1 моль,
n(C) : n(H) : n(Cl) : n(O) = 0,6 : 0,5 : 0,1 : 0,1 = 6 : 5 : 1 : 1.

Исходя из того, что исходное вещество может реагировать с металлическим натрием и бромной водой, а также учитывая, что при реакции образуется трибромпроизводное логично предположить что искомое вещество представляет собой м-хлорфенол со структурной формулой:м-хлорфенол

 В таком случае уравнение его взаимодействия с избытком бромной воды будет иметь вид:

 

Задание 34

К 12,83 г смеси безводных бромида бария и сульфата хрома (III) добавили 130 г воды, в результате чего был получен раствор, не содержащий ни ионов бария, ни сульфат-ионов. К образовавшемуся раствору добавили 60 г 15%-ного раствора гидрокарбоната калия. Рассчитайте массовую долю гидрокарбоната калия в конечном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин.)

Решение:

Запишем уравнение реакции, протекающей при добавлении к исходной смеси воды:

Cr2(SO4)3 + 3BaBr2 = 3BaSO4 + 2CrBr­3    (I)

В условии сказано, что образовавшийся раствор не содержит ионов бария и сульфат-ионов. Это означает, что оба реагента в исходной смеси после добавления воды полностью прореагировали. Такое возможно, когда мольное соотношение между реагентами точно такое же, как требуется по уравнению реакции.

Пусть сульфата хрома (III) в исходной смеси было х моль.
Тогда бромида бария было 3х моль.

Выразим через х массы этих веществ:
m(Cr2(SO4)3) = M · n = 392х г,
m(BaBr2) = M · n = 297 · 3x моль = 891х г.

Тогда масса исходной смеси выраженная через х будет:
m(исх. смеси) = m(Cr2(SO4)3) + m(BaBr2) = 392х + 891х = 1283х г

Также из условия нам известно, что масса исходной смеси была 12,83 г. Тогда, мы можем записать уравнение:
1283х = 12,83
x = 0,01

Т.е.
n(Cr2(SO4)3) = 0,01 моль,
n(BaBr2) = 3 · 0,01 = 0,03 моль.

Исходя из уравнения реакции (I):
n(BaSO4) = n(BaBr2) = 0,03 моль;
m(BaSO4) = M · n = 233 · 0,03 = 6,99 г.

Рассчитаем массу раствора, образовавшегося при смешении исходной смеси со 130 г воды.
mпосле I(р-ра) = m(исх. смеси) + m(H2O) – m(BaSO4) = 12,83 + 130 − 6,99 = 135,84 г.

При добавлении раствора гидрокарбоната калия протекает реакция:

CrBr3 + 3KHCO3 = Cr(OH)3 + 3CO2 + 3KBr     (II)

mисх.(KHCO3) = mисх-ра(KHCO3) · ωисх.( KHCO3)/100% = 60 · 0,15 = 9 г,
nисх.(KHCO3) = mисх.(KHCO3)/M(KHCO3) = 9/100 = 0,09 моль,

В соответствии с уравнением (I):
n(CrBr3) = 2n(Cr2(SO4)3) = 2 · 0,01 = 0,02 моль.

По уравнению реакции (II):
nизрасх.(KHCO3) = 3n(CrBr3) = 3 · 0,02 = 0,06 моль,
nост.(KHCO3) = nисх.(KHCO3) − nизрасх.(KHCO3) = 0,09 − 0,06 = 0,03 моль.

Тогда масса гидрокарбоната калия в конечном растворе будет равна:
mост.(KHCO3) = nост.(KHCO3) · M(KHCO3) = 0,03 · 100 = 3 г,

Рассчитаем массу конечного раствора.
mконечн.(р-ра) = mпосле I(р-ра) + mисх.р-ра(KHCO3) − mIII(CO2) − m(Cr(OH)3)

Для расчета не хватает значения массы углекислого газа, выделившегося в реакции (III), а также массы выпавшего в осадок гидроксида хрома. Рассчитаем их значения:
nIII(CO2) = 3n(CrBr3) = 3 · 0,02 = 0,06 моль,
mIII(CO2) = nIII(CO2) · M(CO2) = 0,06 · 44 = 2,64 г,
n(Cr(OH)3 = n(CrBr3) = 0,02 моль,
m(Cr(OH)3 = n(Cr(OH)3 · M(Cr(OH)3 = 0,02 · 103 = 2,06 г.

тогда масса конечного раствора:
mконечн.(р-ра) = mпосле I(р-ра) + mисх.р-ра(KHCO3) − mIII(CO2) − m(Cr(OH)3) = 135,84 + 60 − 2,64 − 2,06 = 191,14 г.

Тогда массовая доля гидрокарбоната калия в конечном растворе будет равна:
ωконечн.(KHCO3) =  100% · mост.(KHCO3)/mконечн.(р-ра) = 100% · 3/191,14 = 1,57 %.

[adsp-pro-10]

Комментариев 64
  1. Татьяна

    В задании 11 вещества под номерами 2 (изопрен) и 6 (2-метилбутадиен-1,3), 4 (стирол) и 5 (фенилэтен) одни и те же.

    • Сергей Широкопояс

      да, я в курсе)

  2. Константин

    Здравствуйте, возникло пару вопросов:
    1. [№4] Как определить, какая из солей имеет меньшую температуру кипения (существует ли универсальный метод)?
    2. [№19] Реакция взаимодействия водорода с йодом относится к реакциям соединения => она должна быть ЭКЗОтермической, в ответе указано, что она ЭНДОтермическая (или это исключение, как азот с кислородом?).
    3. [№24] Добавление конечных продуктов должно смещать химическое равновесие в сторону исходных веществ и наоборот. В ответах указано, что добавление железа не влияет на смещение. Может, меня неправильно учили в школе или я неправильно понял, поправьте, пожалуйста:)

    • Сергей Широкопояс

      1) температуры плавления солей уметь сравнивать не нужно, нужно понимать, что температура плавления/кипения почти всегда уменьшается в ряду:
      вещества с атомной решеткой > вещества с ионной решеткой > вещества с молекулярной решеткой. Этого достаточно
      2) это исключение
      3) добавление твердых веществ, которые в ходе реакции остаются твердыми (а не растворяются например, если речь идет о реакции в растворе), на равновесие не влияют

      • Алексей

        Извините, пожалуйста, если вопрос глупый, но, исходя из Вашего объяснения 4-го номера, разве ответ не должен быть 23? Ведь SiCl4 — атомная р-а.

        • Сергей Широкопояс

          хлорид кремния 4 — молекулярная решетка. не все что содержит кремний имеет атомное строение

  3. Константин

    4. [№32] В самом начале задания сказано: «К раствору, содержащему перманганат калия и гидроксид калия, добавили раствор сульфида калия».
    В ответе реакция выглядела так:
    KMnO4 + K2S = …
    Вопрос: где KOH?)
    Или специально так путаете, будто предлагаете выбрать, с чем именно будет реагировать сульфид. Почему тогда мы не можем рассмотреть гидроксид калия в качестве среды?

    • Сергей Широкопояс

      такая уловка была на ЕГЭ, только с йодидом калия. Средообразователь не всегда попадает в уравнение. В данном случае он просто направляет в какую форму восстановится перманганат-ион.

      • Анита

        Можете пожалуйста привести пример реакции с KI?

        • Сергей Широкопояс

          2KI + 2KMnO4 = 2K2MnO4 + I2 (в присутствии щелочи)(такая реакция в ЕГЭ была)

      • Юлия

        Подскажите, а как можно понять, когда мы средообразователь записываем, а когда нет?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! По необходимости для уравнивания.

  4. Виталий

    В цепочке 33, насколько я понимаю, вместе метана в качестве X1 можно взять этан. И еще такой вопрос, если какой-нибудь олимпиадник вместо получения толуола проведет формилирование бензола угарным газом, ему снимут баллы?

    • Сергей Широкопояс

      Если имеется ввиду реакция дегидрирования этана до этина, очень спорно, в нормальных источниках она не находится. Я бы ее не стал писать.
      Вообще любые необычные реакции чреваты последующей апелляцией. Если эксперты толковые засчитают, если так себе то дальше ключей оценить ответ нередко не способны. Лучше никакую экзотику не писать.

  5. Наталья

    Здравствуйте!
    Хороший вопрос 11! Напоминает, что надо внимательно читать условие!
    Тогда таких вопросов, как у Татьяны, не возникнет…
    Спасибо, Сергей Иванович!!

  6. Вася Пепел

    Почему в 14 номере ответ 45?

    • Сергей Широкопояс

      реакция этерификации не подходит так как группа ОН отрывается от молекулы карбоновой кислоты, а не спирта

  7. Владимир

    Здравствуйте
    Почему в 16 задании при мягком окислении пропилена образуется уксусная кислота и углекислый газ, а не 2-х атомный спирт?

    • Сергей Широкопояс

      там не мягкое окисление. прочитайте еще раз условие

      • женя

        но разве водный раствор перманганата не считается мягким?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Растворы у нас в большинстве случаев водные, вода — растворитель. А, вот, среда там разная может быть. В 16 номере подкисленный раствор.

  8. Андрей

    Добрый день, почему в задании 21 ион ClO3- обозначается как способный быть и окислителем, и восстановителем? Если хлор в хлорат-анионе имеет степень окисления +5 (не высшая С.О. хлора), но доокислить его можно только в очень жёстких условиях, неужели это рассматривается в рамках данного задания?
    В задании 14574 на сайте решу егэ ClO3- обозначен только как окислитель.
    Так как отвечать на реальном экзамене?
    Спасибо за ответ.

    • Сергей Широкопояс

      Значит там ошика.
      Надо просто смотреть на то ВСО это или нет. Все. Довести степень окисления до +7 можно как минимум диспропорционированием:
      4KClO3 = 3KClO4 + KCl

  9. Султан

    Здравствуйте) Можете объяснить, почему реакция двойного гидролиза в 34 задаче идет без вписывания воды? CrBr3 + 3KHCO3 = Cr(OH)3 + 3CO2 + 3KBr (II) Есть ли общее что-то у таких реакций, чтобы понимать, что вода не нужна?

  10. Нина

    Здравствуйте ! Очень прошу ,объясните ,пожалуйста 1 задание

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Заменяем слово «изотоп» на слово «атом», далее смотрим в таблицу Менделеева и вычисляем число нейтронов для каждого из элементов.

  11. Полина

    здравствуйте, а вот в реакциях, похожих на 1ую из 32 задания. как понять, когда мы должны писать koh ( как среду) в реакции, а когда нет?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Смотрим по ситуации, необходимо ли для уравнивания.

  12. Галина

    Добрый день, 11 задание почему под В это не стирол , а фенилэтен?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! По условию требуется систематическое название, а не тривиальное.

  13. Татьяна Глебовна

    Уважаемые Сергей Иванович и и Илья Сергеевич! Большое вам спасибо за очень качественные тренировочные тесты. Они заставляют внимательно вчитываться в текст задания. И сложность выше. Вот это мне и нравиться. Спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Спасибо за добрые слова в наш с коллегой адрес, стараемся. Удачи нам всем!

  14. Алёна

    Здравствуйте !
    9) С неметаллами всегда до бурого газа реагирует азотная кислота ?
    29) Почему именно сероводород выделяется ? Потому что кислота чистая ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реакция идет с концентрированной кислотой, поэтому преобладает NO2. Про 29 не понял вопрос.

      • Алёна

        Для правильного решения задачи, чтобы ответ совпал с ключом, в уравнении вместо сернистого газа должен выделяться сероводород, тогда по коэффициентам всё будет правильно. Почему именно сероводород ?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Там выделяется сернистый газ, проверяйте свои расчеты.

  15. Залина

    Здравствуйте. У меня в 29 получилось в 2 раза меньше, чем в ответе. Не могли бы написать уравнение реакции, которое должно получиться? Заранее спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет сульфат железа (III), сернистый газ и вода.

  16. Борис

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно ли в 33 задании в первой реакции провести электролиз, получить этан и затем дегидрированием получить ацетилен?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Лучше алкины дегидрированием не получать.

  17. Мария

    Добрый вечер,объясните второй номер,пожалуйста.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Напомню, что кислотные свойства водородных соединений усиливаются направо по периоду и вниз по подгруппе. В решении исходим из этого.

      • Амина

        Добрый день. Разве кислотные свойства увеличиваются не снизу вверх в группах? Или я что-то путаю ?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Кислотные свойства водородных соединений увеличиваются вниз по группе, оксидов и гидроксидов — вверх.

  18. Ольга

    Здравствуйте! Разве первичные амины с азотной к-той не образуют спирт и азот? Я говорю про 16 вопрос

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не азотной только, а азотистой.

  19. Мария

    Здравствуйте, а почему в 18 задании не подходит 3 вариант? Почему реакция натрия и кремния негомогенная, если это твердые вещества?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реакция между двумя твердыми веществами по определению не может быть гомогенной. Частое заблуждение.

  20. Юрий

    Здравствуйте! Не могли бы вы объяснить решение 23 задания или дать теорию именно к такому типу?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Можно посмотреть видео от Сергея Широкопояса в группе в ВК.

  21. Мария

    Здравствуйте, почему в 10 задании не может быть ответ 634? Ведь соединение под буквой В — стирол, разве не так?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Просят в задании систематические названия, а не тривиальные.

  22. Николай

    Доброго времени суток, уважаемые составители!
    Хотел бы уточнить у вас одну вещь:
    Вот в 18 задании написано «выберите все пары» а у вас выбран один ответ, я, конечно, понимаю, что он единственный правильный, но если такая формулировка будет на ЕГЭ, то может ли быть ответом одно вещество, когда написано выбрать пары?
    Спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! По словам Добротина одного ответа быть не может, хотя не понимаю, почему.

  23. Артём

    Здравствуйте,
    в 10-м задании в вариантах ответа указан стирол (4) и фенилэтен (5). Если не ошибаюсь, это одно и то же вещество. Может ошибка? Спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В задании просят систематическое название, а не тривиальное.

  24. Елена

    ЗДравствуйте! Вопрос по заданию 22: почему привнесение твердого железа в продукты практически не смещает равновесие.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Добавление твердого нерастворимого вещества не влияет на положение равновесия.

  25. Юлия

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в 18 номере не подходит ответ под номером 3 (реакция натрия и кремния)? Оба же вещества твердые, то есть реакция гомогенная

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ни в коем случае. Реакция с участием твердого ВСЕГДА гетерогенная.

  26. Олеся

    Массовая доля гидрокарбоната калия, в конце

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Благодарю за бдительность! Исправил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.