


Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.
Определите, наиболее распространенные изотопы каких элементов содержат одинаковое число нейтронов.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, находящихся в главной подгруппе одной группы Периодической системы Д.И. Менделеева.
Расположите выбранные элементы в порядке усиления кислотных свойств образованных ими водородных соединений.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Из числа указанных в ряду ионов выберите два таких, в которых степень окисления серы равна +6.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из предложенного перечня выберите два соединения, которые имеют наиболее низкие температуры кипения.
1) бор
2) кислород
3) хлорид калия
4) железо
5) хлорид кремния (IV)
Запишите номера выбранных ответов.
Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) несолеобразующего оксида; Б) сухого льда; В) железной окалины.
1) FeO | 2) N2O | 3) P2O3 |
4) NO2 | 5) Fe2O3 | 6) FeS |
7) CO2 | 8) MnO2 | 9) Fe3O4 |
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
А | Б | В |
К водному раствору щелочи добавили простое вещество-неметалл X, в результате чего выделился водород и образовалось вещество Y. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, удовлетворяющие условию задания.
1) C
2) Na2SiO3
3) S
4) Si
5) Na2CO3
6) Na2SO3
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | РЕАГЕНТЫ |
А) диоксид кремния Б) серная кислота (конц.) В) сероводородная кислота Г) плавиковая кислота | 1) гидрид лития, кислород, азот 2) хлор, бром, гидроксид натрия 3) гидроксид калия, фтороводород, гидроксид кальция 4) гидроксид цинка, фосфор, оксид натрия 5) оксид бария, оксид лития, оксид кремния (IV) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ |
А) S + HNO3(конц.) → Б) C + HNO3(гор., конц.) → В) P + H2SO4(конц.) → Г) Fe + H2SO4(разб.) → | 1) H2SO4 + NO2 + H2O 2) H2SO4 + NO2 3) CO2 + NO2 + H2O 4) CO2 + NH4NO3+ H2O 5) FeSO4 + H2 6) H3PO4 + SO2 + H2O 7) H3PO4 + H2S 8) Fe2(SO4)3 + H2S + H2O |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) O2
2) KOH
3) KCl
4) RbBr
5) SrBr2
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между формулой вещества и его систематическим названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ |
| 1) бутадиен-1,4 2) изопрен 3) бутадиен-1,3 4) стирол 5) фенилэтен 6) 2-метилбутадиен-1,3 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Из предложенного перечня соединений выберите два таких, которые не могут существовать в виде цис− и транс-изомеров.
1) 1,2-дихлорпропен
2) 1,2-дихлорэтан
3) нитроэтилен
4) 1,4-дийодбутен-2
5) 3-метилпентен-2
Запишите номера выбранных ответов.
Из предложенного перечня выберите все утверждения, которые справедливы для характеристики реакции метана с хлором.
1) начинается с разрыва связи между атомами углерода
2) протекает по радикальному механизму
3) протекает по ионному механизму
4) является окислительно-восстановительной
5) является экзотермической
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:___________________
Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые справедливы и для глицина, и для метиламина.
1) реагируют с водой
2) относятся к классу аминокислот
3) реагируют со щелочами
4) реагируют с азотной кислотой
5) в состав молекул входят аминогруппы
Запишите номера выбранных ответов.
Установите соответствие между исходными веществами и углеродсодержащими продуктами, образующимися при их окислении подкисленным водным раствором перманганата калия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРОДУКТЫ |
А) пропилен Б) бутин-2 В) бутин-1 Г) ацетилен | 1) гександиовая кислота 2) пропионовая и уксусная кислоты 3) пропановая кислота и оксид углерода (IV) 4) уксусная кислота и углекислый газ 5) уксусная кислота 6) пропановая кислота 7) этиленгликоль 8) углекислый газ 9) уксусная кислота и муравьиная кислота |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между схемой реакции и основным органическим продуктом, образующимся в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ | ПРОДУКТ РЕАКЦИИ |
А) циклогексен + K2Cr2O7 + H2SO4 → Б) циклогексанол + CuO В) C6H5-CH2OH + CuO Г) C6H5-CH2OH + KMnO4(изб.) + H2SO4 → | 1) бензойная кислота 2) бензальдегид 3) циклогексанон 4) гександиовая кислота 5) фенол 6) циклогексанол |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) O2
2) NaOH
3) CH3OH
4) HCl
5) HNO3
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию взаимодействия H2 и I2(тв.).
1) необратимая
2) обратимая
3) экзотермическая
4) эндотермическая
5) замещения
6) обмена
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:___________________
Из предложенного перечня веществ выберите все пары реагентов, реакция между которыми относится к гомогенным.
1) медь и кислород
2) растворы карбоната натрия и хлорной кислоты
3) натрий и кремний
4) калий и раствор серной кислоты
5) алюминий и раствор щелочи
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:___________________
Установите соответствие между выделенным символом химического элемента в ионе и его окислительно-восстановительным свойством, которое он способен проявлять в реакциях с другими соединениями: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ИОНА | СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТА |
1) NO3- 2) Cr2O72- 3) ClO3- | 1) может быть только восстановителем 2) может быть и окислителем, и восстановителем 3) не проявляет окислительно-восстановительных свойств 4) может быть только окислителем |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Установите соответствие между формулой соли и продуктами, выделяющиеся на электродах при электролизе водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЛИ | ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА |
А) CuSO4 Б) LiCl В) ZnBr2 | 1) Zn, H2, Br2 2) H2, O2 3) H2, Cl2 4) Cu, O2 5) Li, Cl2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов.
1) нитрат аммония (0,1 моль/л)
2) нитрит натрия (0,05 моль/л)
3) азотная кислота (0,01 моль/л )
4) нитрат калия (0,001 моль/л)
Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.
Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
FeO(тв.) + CO(г) ⇄ Fe(тв.) + CO2(г) – Q
ВОЗДЕЙСТВИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
А) уменьшение температуры Б) уменьшение давления В) добавление железа Г) повышение концентрации угарного газа | 1) в сторону прямой реакции 2) в сторону обратной реакции 3) практически не смещается |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
В замкнутый реактор поместили смесь хлора, оксида азота (II) и нитрозилхлорида (NOCl), затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции
2NO(г) + Cl2(г) ⇆ 2NOCl(г)
в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации хлора и оксида азота (II) были равны 0,2 моль/л и 0,15 моль/л, а равновесные концентрации нитрозилхлорида (NOCl) и хлора - 0,1 моль/л и 0,4 моль/л соответственно.
Определите исходную концентрацию нитрозилхлорида (X) и равновесную концентрацию оксида азота (II) (Y).
Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,1 моль/л
2) 0,4 моль/л
3) 0,3 моль/л
4) 0,45 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,55 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) KMnO4 (р-р) и бутен-2 Б) пропиламин и KNO2(H+) В) гидрокарбонат калия и AlCl3 (р-р) Г) Na2[Zn(OH)4] и H2S | 1) обесцвечивание раствора и образование осадка 2) образование бурого осадка 3) образование белого осадка 4) выделение газа 5) образование осадка и выделение газа |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между смесью веществ и способом разделения данной смеси: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СМЕСЬ | СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ |
А) вода и речной песок Б) гексан и вода В) древесные опилки и железные опилки | 1) отстаивание и использование делительной воронки 2) выпаривание 3) фильтрование 4) действие магнитом |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.
Смешали 190 г 10%-ного раствора и 89 г 14%-ного раствора пищевой соды. Какая масса растворенного вещества (в граммах) содержится в полученном растворе. (Запишите число с точностью до десятых.)
Ответ:___________________ г.
Разложение карбоната стронция происходит согласно термохимическому уравнению
SrCO3(тв) → SrO(тв) + CO2(г) – 241 кДж
Сколько энергии нужно затратить для получения 208 г оксида стронция в соответствии с данным уравнением реакции? (Запишите число с точностью до целых.)
Ответ:___________________ кДж.
Определите выход продукта, если по методике для получения 100 г сульфата железа(III) необходимо взять 30,8 г железных опилок? (Запишите число с точностью до целых.)
Ответ:___________________ %.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:
иодид калия, серная кислота, гидроксид цезия, бромид натрия, оксид марганца(IV), нитрат бария. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция приводит к приобретению одной молекулы окислителя 8 электронов. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, реакция ионного обмена между которыми может приводить к образованию нейтрального раствора. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
К раствору, содержащему перманганат калия и гидроксид калия, добавили раствор сульфида калия. Выпавший осадок растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ смешали с кислородом и поглотили водой. К образовавшемуся разбавленному раствору добавили магний, в результате чего наблюдалось растворение магния без выделения газа. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Навеску неизвестного органического вещества массой 12,85 г сожгли в избытке кислорода. В результате этого образовались 13,44 л углекислого газа, 3,6 г паров воды и 2,24 л хлороводорода (н.у.). Известно, что данное вещество реагирует с металлическим натрием, а при его взаимодействии с бромной водой образуется трибромпроизводное.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком бромной воды (используйте структурные формулы органических веществ)
К 12,83 г смеси безводных бромида бария и сульфата хрома (III) добавили 130 г воды, в результате чего был получен раствор, не содержащий ни ионов бария, ни сульфат-ионов. К образовавшемуся раствору добавили 60 г 15%-ного раствора гидрокарбоната калия. Рассчитайте массовую долю гидрокарбоната калия в конечном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин.)
№ задания, ответ | № задания, ответ |
1) 34 2) 345 3) 25 4) 25 5) 279 6) 42 7) 3425 8) 1365 9) 25 10) 635 11) 23 12) 245 13) 45 14) 4538 | 15) 4321 16) 21 17) 24 18) 2 19) 442 20) 431 21) 2413 22) 2331 23) 56 24) 1453 25) 314 26) 31,5 27) 482 28) 91 |
Первый вариант ответа:
8KI + 5H2SO4 = 4K2SO4 + 4I2 + H2S + 4H2O
4∙ | 2I-1 − 2ē → I20
1∙ | S+6 + 8ē → S-2
йод в степени окисления -1 (или иодид калия) является восстановителем;
сера в степени окисления +6 (или серная кислота) – окислителем.
Второй вариант ответа:
8KI + 9H2SO4 = 8KHSO4 + 4I2 + H2S + 4H2O
4∙ | 2I-1 − 2ē → I20
1∙ | S+6 + 8ē → S-2
йод в степени окисления -1 (или иодид калия) является восстановителем;
сера в степени окисления +6 (или серная кислота) – окислителем
2CsOH + H2SO4 = Cs2SO4 + 2H2O
2Cs+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2Cs+ + SO42- + 2H2O
H+ + OH- = H2O
1) 2KMnO4 + K2S = S + 2K2MnO4
2) S + 6HNO3= H2SO4 + 6NO2 + 2H2O
3) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
4) 10HNO3 + 4Mg = 4Mg(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O
Навеску неизвестного органического вещества массой 12,85 г сожгли в избытке кислорода. В результате этого образовались 13,44 л углекислого газа, 3,6 г паров воды и 2,24 л хлороводорода. Известно, что данное вещество реагирует с металлическим натрием, а при его взаимодействии с бромной водой образуется трибромпроизводное.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком бромной воды (используйте структурные формулы органических веществ).
Решение:
n(CO2) = V/Vm = 13,44/22,4 = 0,6 моль, следовательно, n(C) = n(CO2) = 0,6 моль, тогда,
m(C) = M · n= 12 · 0,6 = 7,2 г,
n(Н2O) = m/M = 3,6/18 = 0,2 моль, следовательно, nиз воды(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,2 = 0,4 моль, тогда,
n(HCl) = V/Vm = 2,24/22,4 = 0,1 моль, следовательно, nиз HCl(H) = n(HCl) = 0,1 моль, а n(Cl) = n(HCl) = 0,1 моль,
тогда nобщее(H) = nиз воды(H) + nиз HCl(H) = 0,4 + 0,1 = 0,5 моль,
mобщее(H) = n · M = 0,5 · 1 = 0,5 г,
m(Cl) = n · M = 0,1 · 35,5 = 3,55 г,
m(O) = m(в-ва) − m(C) − mобщее(H) − m(Cl) = 12,85 − 7,2 − 0,5 − 3,55 = 1,6 г,
n(O) = m(O)/M(O) = 1,6/16 = 0,1 моль,
n(C) : n(H) : n(Cl) : n(O) = 0,6 : 0,5 : 0,1 : 0,1 = 6 : 5 : 1 : 1.
Исходя из того, что исходное вещество может реагировать с металлическим натрием и бромной водой, а также учитывая, что при реакции образуется трибромпроизводное логично предположить что искомое вещество представляет собой м-хлорфенол со структурной формулой:
В таком случае уравнение его взаимодействия с избытком бромной воды будет иметь вид:
К 12,83 г смеси безводных бромида бария и сульфата хрома (III) добавили 130 г воды, в результате чего был получен раствор, не содержащий ни ионов бария, ни сульфат-ионов. К образовавшемуся раствору добавили 60 г 15%-ного раствора гидрокарбоната калия. Рассчитайте массовую долю гидрокарбоната калия в конечном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин.)
Решение:
Запишем уравнение реакции, протекающей при добавлении к исходной смеси воды:
Cr2(SO4)3 + 3BaBr2 = 3BaSO4 + 2CrBr3 (I)
В условии сказано, что образовавшийся раствор не содержит ионов бария и сульфат-ионов. Это означает, что оба реагента в исходной смеси после добавления воды полностью прореагировали. Такое возможно, когда мольное соотношение между реагентами точно такое же, как требуется по уравнению реакции.
Пусть сульфата хрома (III) в исходной смеси было х моль.
Тогда бромида бария было 3х моль.
Выразим через х массы этих веществ:
m(Cr2(SO4)3) = M · n = 392х г,
m(BaBr2) = M · n = 297 · 3x моль = 891х г.
Тогда масса исходной смеси выраженная через х будет:
m(исх. смеси) = m(Cr2(SO4)3) + m(BaBr2) = 392х + 891х = 1283х г
Также из условия нам известно, что масса исходной смеси была 12,83 г. Тогда, мы можем записать уравнение:
1283х = 12,83
x = 0,01
Т.е.
n(Cr2(SO4)3) = 0,01 моль,
n(BaBr2) = 3 · 0,01 = 0,03 моль.
Исходя из уравнения реакции (I):
n(BaSO4) = n(BaBr2) = 0,03 моль;
m(BaSO4) = M · n = 233 · 0,03 = 6,99 г.
Рассчитаем массу раствора, образовавшегося при смешении исходной смеси со 130 г воды.
mпосле I(р-ра) = m(исх. смеси) + m(H2O) – m(BaSO4) = 12,83 + 130 − 6,99 = 135,84 г.
При добавлении раствора гидрокарбоната калия протекает реакция:
CrBr3 + 3KHCO3 = Cr(OH)3 + 3CO2 + 3KBr (II)
mисх.(KHCO3) = mисх.р-ра(KHCO3) · ωисх.( KHCO3)/100% = 60 · 0,15 = 9 г,
nисх.(KHCO3) = mисх.(KHCO3)/M(KHCO3) = 9/100 = 0,09 моль,
В соответствии с уравнением (I):
n(CrBr3) = 2n(Cr2(SO4)3) = 2 · 0,01 = 0,02 моль.
По уравнению реакции (II):
nизрасх.(KHCO3) = 3n(CrBr3) = 3 · 0,02 = 0,06 моль,
nост.(KHCO3) = nисх.(KHCO3) − nизрасх.(KHCO3) = 0,09 − 0,06 = 0,03 моль.
Тогда масса гидрокарбоната калия в конечном растворе будет равна:
mост.(KHCO3) = nост.(KHCO3) · M(KHCO3) = 0,03 · 100 = 3 г,
Рассчитаем массу конечного раствора.
mконечн.(р-ра) = mпосле I(р-ра) + mисх.р-ра(KHCO3) − mIII(CO2) − m(Cr(OH)3)
Для расчета не хватает значения массы углекислого газа, выделившегося в реакции (III), а также массы выпавшего в осадок гидроксида хрома. Рассчитаем их значения:
nIII(CO2) = 3n(CrBr3) = 3 · 0,02 = 0,06 моль,
mIII(CO2) = nIII(CO2) · M(CO2) = 0,06 · 44 = 2,64 г,
n(Cr(OH)3 = n(CrBr3) = 0,02 моль,
m(Cr(OH)3 = n(Cr(OH)3 · M(Cr(OH)3 = 0,02 · 103 = 2,06 г.
тогда масса конечного раствора:
mконечн.(р-ра) = mпосле I(р-ра) + mисх.р-ра(KHCO3) − mIII(CO2) − m(Cr(OH)3) = 135,84 + 60 − 2,64 − 2,06 = 191,14 г.
Тогда массовая доля гидрокарбоната калия в конечном растворе будет равна:
ωконечн.(KHCO3) = 100% · mост.(KHCO3)/mконечн.(р-ра) = 100% · 3/191,14 = 1,57 %.
В задании 11 вещества под номерами 2 (изопрен) и 6 (2-метилбутадиен-1,3), 4 (стирол) и 5 (фенилэтен) одни и те же.
да, я в курсе)
Здравствуйте, возникло пару вопросов:
1. [№4] Как определить, какая из солей имеет меньшую температуру кипения (существует ли универсальный метод)?
2. [№19] Реакция взаимодействия водорода с йодом относится к реакциям соединения => она должна быть ЭКЗОтермической, в ответе указано, что она ЭНДОтермическая (или это исключение, как азот с кислородом?).
3. [№24] Добавление конечных продуктов должно смещать химическое равновесие в сторону исходных веществ и наоборот. В ответах указано, что добавление железа не влияет на смещение. Может, меня неправильно учили в школе или я неправильно понял, поправьте, пожалуйста:)
1) температуры плавления солей уметь сравнивать не нужно, нужно понимать, что температура плавления/кипения почти всегда уменьшается в ряду:
вещества с атомной решеткой > вещества с ионной решеткой > вещества с молекулярной решеткой. Этого достаточно
2) это исключение
3) добавление твердых веществ, которые в ходе реакции остаются твердыми (а не растворяются например, если речь идет о реакции в растворе), на равновесие не влияют
Извините, пожалуйста, если вопрос глупый, но, исходя из Вашего объяснения 4-го номера, разве ответ не должен быть 23? Ведь SiCl4 — атомная р-а.
хлорид кремния 4 — молекулярная решетка. не все что содержит кремний имеет атомное строение
4. [№32] В самом начале задания сказано: «К раствору, содержащему перманганат калия и гидроксид калия, добавили раствор сульфида калия».
В ответе реакция выглядела так:
KMnO4 + K2S = …
Вопрос: где KOH?)
Или специально так путаете, будто предлагаете выбрать, с чем именно будет реагировать сульфид. Почему тогда мы не можем рассмотреть гидроксид калия в качестве среды?
такая уловка была на ЕГЭ, только с йодидом калия. Средообразователь не всегда попадает в уравнение. В данном случае он просто направляет в какую форму восстановится перманганат-ион.
Можете пожалуйста привести пример реакции с KI?
2KI + 2KMnO4 = 2K2MnO4 + I2 (в присутствии щелочи)(такая реакция в ЕГЭ была)
Подскажите, а как можно понять, когда мы средообразователь записываем, а когда нет?
Добрый день! По необходимости для уравнивания.
В цепочке 33, насколько я понимаю, вместе метана в качестве X1 можно взять этан. И еще такой вопрос, если какой-нибудь олимпиадник вместо получения толуола проведет формилирование бензола угарным газом, ему снимут баллы?
Если имеется ввиду реакция дегидрирования этана до этина, очень спорно, в нормальных источниках она не находится. Я бы ее не стал писать.
Вообще любые необычные реакции чреваты последующей апелляцией. Если эксперты толковые засчитают, если так себе то дальше ключей оценить ответ нередко не способны. Лучше никакую экзотику не писать.
Здравствуйте!
Хороший вопрос 11! Напоминает, что надо внимательно читать условие!
Тогда таких вопросов, как у Татьяны, не возникнет…
Спасибо, Сергей Иванович!!
Почему в 14 номере ответ 45?
реакция этерификации не подходит так как группа ОН отрывается от молекулы карбоновой кислоты, а не спирта
Здравствуйте
Почему в 16 задании при мягком окислении пропилена образуется уксусная кислота и углекислый газ, а не 2-х атомный спирт?
там не мягкое окисление. прочитайте еще раз условие
но разве водный раствор перманганата не считается мягким?
Растворы у нас в большинстве случаев водные, вода — растворитель. А, вот, среда там разная может быть. В 16 номере подкисленный раствор.
Добрый день, почему в задании 21 ион ClO3- обозначается как способный быть и окислителем, и восстановителем? Если хлор в хлорат-анионе имеет степень окисления +5 (не высшая С.О. хлора), но доокислить его можно только в очень жёстких условиях, неужели это рассматривается в рамках данного задания?
В задании 14574 на сайте решу егэ ClO3- обозначен только как окислитель.
Так как отвечать на реальном экзамене?
Спасибо за ответ.
Значит там ошика.
Надо просто смотреть на то ВСО это или нет. Все. Довести степень окисления до +7 можно как минимум диспропорционированием:
4KClO3 = 3KClO4 + KCl
Здравствуйте) Можете объяснить, почему реакция двойного гидролиза в 34 задаче идет без вписывания воды? CrBr3 + 3KHCO3 = Cr(OH)3 + 3CO2 + 3KBr (II) Есть ли общее что-то у таких реакций, чтобы понимать, что вода не нужна?
Здравствуйте ! Очень прошу ,объясните ,пожалуйста 1 задание
Добрый день! Заменяем слово «изотоп» на слово «атом», далее смотрим в таблицу Менделеева и вычисляем число нейтронов для каждого из элементов.
здравствуйте, а вот в реакциях, похожих на 1ую из 32 задания. как понять, когда мы должны писать koh ( как среду) в реакции, а когда нет?
Добрый день! Смотрим по ситуации, необходимо ли для уравнивания.
Добрый день, 11 задание почему под В это не стирол , а фенилэтен?
Добрый день! По условию требуется систематическое название, а не тривиальное.
Уважаемые Сергей Иванович и и Илья Сергеевич! Большое вам спасибо за очень качественные тренировочные тесты. Они заставляют внимательно вчитываться в текст задания. И сложность выше. Вот это мне и нравиться. Спасибо!
Добрый день! Спасибо за добрые слова в наш с коллегой адрес, стараемся. Удачи нам всем!
Здравствуйте !
9) С неметаллами всегда до бурого газа реагирует азотная кислота ?
29) Почему именно сероводород выделяется ? Потому что кислота чистая ?
Добрый день! Реакция идет с концентрированной кислотой, поэтому преобладает NO2. Про 29 не понял вопрос.
Для правильного решения задачи, чтобы ответ совпал с ключом, в уравнении вместо сернистого газа должен выделяться сероводород, тогда по коэффициентам всё будет правильно. Почему именно сероводород ?
Добрый день! Там выделяется сернистый газ, проверяйте свои расчеты.
Здравствуйте. У меня в 29 получилось в 2 раза меньше, чем в ответе. Не могли бы написать уравнение реакции, которое должно получиться? Заранее спасибо
Добрый день! Будет сульфат железа (III), сернистый газ и вода.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно ли в 33 задании в первой реакции провести электролиз, получить этан и затем дегидрированием получить ацетилен?
Добрый день! Лучше алкины дегидрированием не получать.
Добрый вечер,объясните второй номер,пожалуйста.
Добрый день! Напомню, что кислотные свойства водородных соединений усиливаются направо по периоду и вниз по подгруппе. В решении исходим из этого.
Добрый день. Разве кислотные свойства увеличиваются не снизу вверх в группах? Или я что-то путаю ?
Добрый день! Кислотные свойства водородных соединений увеличиваются вниз по группе, оксидов и гидроксидов — вверх.
Здравствуйте! Разве первичные амины с азотной к-той не образуют спирт и азот? Я говорю про 16 вопрос
Добрый день! Не азотной только, а азотистой.
Здравствуйте, а почему в 18 задании не подходит 3 вариант? Почему реакция натрия и кремния негомогенная, если это твердые вещества?
Добрый день! Реакция между двумя твердыми веществами по определению не может быть гомогенной. Частое заблуждение.
Здравствуйте! Не могли бы вы объяснить решение 23 задания или дать теорию именно к такому типу?
Добрый день! Можно посмотреть видео от Сергея Широкопояса в группе в ВК.
Здравствуйте, почему в 10 задании не может быть ответ 634? Ведь соединение под буквой В — стирол, разве не так?
Добрый день! Просят в задании систематические названия, а не тривиальные.
Доброго времени суток, уважаемые составители!
Хотел бы уточнить у вас одну вещь:
Вот в 18 задании написано «выберите все пары» а у вас выбран один ответ, я, конечно, понимаю, что он единственный правильный, но если такая формулировка будет на ЕГЭ, то может ли быть ответом одно вещество, когда написано выбрать пары?
Спасибо!
Добрый день! По словам Добротина одного ответа быть не может, хотя не понимаю, почему.
Здравствуйте,
в 10-м задании в вариантах ответа указан стирол (4) и фенилэтен (5). Если не ошибаюсь, это одно и то же вещество. Может ошибка? Спасибо
Добрый день! В задании просят систематическое название, а не тривиальное.
Спасибо!
ЗДравствуйте! Вопрос по заданию 22: почему привнесение твердого железа в продукты практически не смещает равновесие.
Добрый день! Добавление твердого нерастворимого вещества не влияет на положение равновесия.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в 18 номере не подходит ответ под номером 3 (реакция натрия и кремния)? Оба же вещества твердые, то есть реакция гомогенная
Добрый день! Ни в коем случае. Реакция с участием твердого ВСЕГДА гетерогенная.
Массовая доля гидрокарбоната калия, в конце
Благодарю за бдительность! Исправил.