Тренировочный вариант 17 Широкопояс Борисов.

Тренировочный вариант №17.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Определите, атомы каких элементов на 3d-подуровне содержат 5 электронов. 

1) Ga          2) Cr          3) As          4) Mn          5) V

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ: 
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, принадлежащих главной подгруппе одной группы Периодической системы Д.И. Менделеева.

Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения заряда ядра атома.

1) F          2) Cs          3) Zn          4) Li          5) Na

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из числа указанных в ряду элементов выберите два таких, высшая степень окисления которых равна +2.

1) O          2) Zn          3) Fe          4) Cr          5) S

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, которые имеют наиболее низкие температуры плавления.

1) AlH3
2) NH3
3) CaH2
4) H2Se
5) KH

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) пероксида; Б) вещества молекулярного строения; В) амфотерного оксида.

1) KFeO2 2) FeF2 3) ZnO2
4) SiO2 5) SiCl4 6) FeS2
7) K3P 8) MgO 9) MnO2
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

В двух пробирках находится раствор гидрокарбоната калия. В первую пробирку добавили раствор вещества X, в результате чего наблюдали только выделение газа. Во вторую пробирку добавили раствор вещества Y, при этом наблюдали образование осадка и выделение газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) хлорид аммония
2) кислород
3) соляная кислота
4) йодид алюминия
5) оксид углерода (II)

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №7

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО РЕАГЕНТЫ

А) Ba(OH)2

Б) CuSO4

В) HCl

Г) CuO

1) гидроксид натрия, сульфид цинка, оксид железа(II)

2) фторид натрия, хлорид цезия, фосфат калия

3) хлорид кальция, сероводород, нитрат бария

4) водород, медь, йодоводородная кислота

5) углекислый газ, бромоводородная кислота, йодоводородная кислота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) FeO + HNO3(разб.) →

Б) Fe3O4 + O2 (to) →

В) FeS2 + O2 (to) →

Г) Fe(OH)3 + HI →

1) Fe(NO3)2 + H2O

2) Fe(NO3)3 + NO + H2O

3) FeO + SO2

4) Fe2O3 + SO2

5) FeI3 + H2O

6) FeI2 + I2 + H2O

7) Fe2O3

8) FeO

9) исходные вещества не взаимодействуют

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ:X H2SO4 Y H2S Cr(OH)3

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) оксид хрома (III)
2) дихромат натрия
3) гидроксид хрома (II)
4) хромат натрия
5) хром

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между названием вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА СОЕДИНЕНИЙ

А) кумол

Б) аланин

В) глицин

1) фенолы

2) амины

3) спирты

4) аминокислоты

5) углеводороды

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, которые являются структурными изомерами. 

1) бутаналь

2) изопропиловый спирт

3) пропионовый альдегид

4) 2-метилпропаналь

5) бутанол-1

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание 12

Из предложенного перечня веществ выберите все, которые могут образоваться при окислении циклогексена растворами перманганата калия в различных средах. 

1) гександиовая кислота

2) уксусная кислота

3) адипинат калия

4) циклогександиол-1,2

5) циклогексан

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного перечня выберите две реакции, в результате протекания которых образуется бензиламин. 

1) C6H5CH2NO2 + Al + KOH →

2) C6H5CH2NO2 + Zn + HCl(изб.) →

3) C6H5CH2NO2 + HNO3

4) C6H5CH2Cl + HNO3

5) C6H5CH2Br + NH3(изб.) →

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между исходным веществом, которое реагируют с бромоводородом и продуктом, который преимущественно образуется в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНОЕ ВЕЩЕСТВО ПРОДУКТ

А) 2-фенилпропен

Б) метилциклопропан

В) стирол

Г) пропилен

1) 2-бром-2-фенилпропан

2) 1-бром-2-фенилпропан

3) 2-бромбутан

4) 1,3-дибромбутан

5) 1-бром-1-фенилэтан

6) 1-фенил-2-бромэтан

7) 1-бромпропан

8) 2-бромпропан

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между исходным веществом и конечным продуктом его окисления избытком подкисленного раствора перманганата калия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНОЕ ВЕЩЕСТВО ПРОДУКТ 

А) CH3CHO

Б) НСНО

В) CH3OH

Г) CH3CH2OH

1) уксусная кислота

2) метановая кислота

3) оксид углерода (IV)

4) этандиол-1,2

5) карбонат калия

6) ацетальдегид

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ:уксусный альдегид X этанол Al2O3 ZnO 450 Y

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) Cu(OH)2

2) H2

3) C4H6

4) C2H5OC2H5

5) CuO

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию

4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O. 

1) обмена

2) некаталитическая

3) экзотермическая

4) эндотермическая

5) каталитическая

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня реакций выберите все такие, скорости которых будут при комнатной температуре больше, чем у железа и 98%-ной серной кислоты.

1) Fe + H2SO4(8%-ный р-р)

2) HCOOH(р-р) + Ba(OH)2(р-р)

3) Cu + O2

4) Fe + H2SO4(4%-ный р-р)

5) Fe + H2SO4(12%-ный р-р)

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между формулой иона и окислительно-восстановительным свойством, которое он способен проявлять: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ИОНА СВОЙСТВО ИОНА  

А) ClO3-

Б) Fe3+

В) Al3+

1) может быть только восстановителем

2) может быть и окислителем, и восстановителем

3) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

4) может быть только окислителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между формулой соли и продуктами, выделяющимися на электродах при электролизе водного раствора этой соли: к соответствующей позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА СОЛИ ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А) CH3COOLi

Б) FeSO4

В) Zn(NO3)2

1) Fe, SO2, O2, H2

2) H2, CO2, C2H6

3) Fe, H2, O2

4) H2, O2

5) Na, H2, O2

6) Zn, H2, O2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов.

1) серная кислота (0,1 моль/л)
2) хлоруксусная кислота (0,1 моль/л)
3) гидроксид бария (0,1 моль/л)
4) аммиак (0,11 моль/л)

Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

N2(г) + 3H2(г) 2NH3(г) + Q

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) использование активных катализаторов

Б) повышение температуры

В) увеличение давления

Г) удаление аммиака

1) в сторону прямой реакции

2) в сторону обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор поместили смесь оксидов азота (II) и (IV) с кислородом, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2NO(г) + O2(г) ⇆ 2NO2(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации оксидов азота (II) и (IV) были равны 0,01 моль/л и 0,015 моль/л, а равновесные концентрации кислорода и оксида азота (IV) - 0,0375 моль/л и 0,02 моль/л соответственно.

Определите исходную концентрацию кислорода (X) и равновесную концентрацию оксида азота (II) (Y).

 

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,025 моль/л
2) 0,020 моль/л
3) 0,005 моль/л
4) 0,040 моль/л
5) 0,050 моль/л
6) 0,055 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между формулой вещества и реагентом, применяющимся для обнаружения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО РЕАГЕНТ

А) CH3CНO

Б) H2CO

В) C2H5COOH

Г) C6H6O

1) фенолфталеин

2) HBr

3) FeCl3

4) сода

5) Ag2O в NH3(р-р)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между веществом и способом его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО  ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

А) бутадиен-1,3

Б) толуол

В) этиленгликоль

1) в качестве растворителя

2) производство каучука

3) производство этанола

4) в составе антифриза

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

К 8%-ному раствору ацетата кальция, содержащему 10 г растворенного вещества, последовательно добавили 5 г этой же соли и далее выпарили 10 мл воды. Рассчитайте массовую долю ацетата кальция (в %) в конечном растворе. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ %.

Задание №27

Определите количество энергии, которое можно получить при сжигании 1,6 г серы  в кислороде. Тепловой эффект образования оксида серы (IV) из простых веществ равен 296 кДж/моль. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ кДж.

Задание №28

Определите выход фосфата калия, если из 53,9 г фосфорной кислоты и избытка гидроксида калия было получено 110 г соли.  (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

хлорат калия, гидроксид натрия, сульфат алюминия, бромид калия, оксид хрома (III), оксид магния.  Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает при сплавлении реагентов и в результате нее образуется плав желтого цвета. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, реакция ионного обмена между которыми может приводить к образованию комплексной соли. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения этой реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

Железную окалину растворили в йодоводородной кислоте. К полученному раствору соли добавили раствор нитрата меди (II). Выпавшую в осадок соль выделили и обработали концентрированной серной кислотой. Образовавшееся простое вещество растворили в горячем растворе гидроксида натрия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

При сжигании 9,45 г неизвестного органического вещества было получено 6,72 л (н.у.) углекислого газа, 4,95 г воды, а также 2,1 г азота. Известно, что кислотный гидролиз этого соединения в присутствии соляной кислоты приводит к образованию только одной соли.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение гидролиза вещества в присутствии соляной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №34

Электролиз 1000 г раствора сульфата меди (II), в котором на 3 атома меди приходится 152 атома кислорода, проводили до тех пор, пока на аноде не выделилось 2,24 л газообразного простого вещества (н.у.). После этого из образовавшегося раствора была отобрана проба массой 246 г и к ней было добавлено 26,5 г 10%-ного раствора карбоната натрия. Рассчитайте массовую долю сульфата меди (II) в растворе, полученном в результате добавления раствора карбоната натрия к отобранной пробе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №17

№ задания, ответ № задания, ответ

1) 24

2) 254

3) 12

4) 24

5) 359

6) 34

7) 5314

8) 2746

9) 42

10) 544

11) 14

12) 134

13) 15

14) 1358

15) 1331

16) 23

17) 35

18) 1245

19) 224

20) 236

21) 3421

22) 3211

23) 43

24) 5543

25) 214

26) 12,5

27) 14,8

28) 94,3

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №17

Задание 29

Cr2O3 + KClO3 + 4NaOH = 2Na2CrO4 + KCl + 2H2O

1∙ | 2Cr+3 − 6ē → 2Cr+6

1∙ | Cl+5 + 6ē → Cl-1

хром в степени окисления +3 (или оксид хрома (III)) является восстановителем;

хлор в степени окисления +5 (или хлорат калия) – окислителем.

Задание 30

Al2(SO4)3 + 8NaOH = 3Na2SO4 + 2Na[Al(OH)4]

2Al3+ + 3SO42- + 8Na+ + 8OH- = 6Na+ + 3SO42- + 2Na+ + 2[Al(OH)4]-

Al3+ + 4OH- = [Al(OH)4]-

Задание 31

1) Fe3O4 + 8HI = 3FeI2 + I2 + 4H2O

2) 2FeI2 + 2Cu(NO3)2 = 2CuI + I2 + 2Fe(NO3)2

3) 2CuI + 4H2SO4 = 2CuSO4 + 2SO2 + I2 + 4H2O

4) 3I2 + 6NaOH = 5NaI + NaIO3 + 3H2O

Задание 32

Задание 33

При сжигании 9,45 г неизвестного органического вещества было получено 6,72 л углекислого газа, 4,95 г воды, а также 2,1 г азота. Известно, что кислотный гидролиз этого соединения в присутствии соляной кислоты приводит к образованию только одной соли.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение гидролиза вещества в присутствии соляной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

n(CO2) = V/Vm = 6,72/22,4 = 0,3 моль, следовательно, n(C) = n(CO2) = 0,3 моль

тогда,
m(C) = n · M = 0,3 · 12 = 3,6 г,
n(H2O) = m/M = 4,95/18 = 0,275 моль, следовательно, n(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,275 = 0,55 моль,

тогда,
m(H) = n · M = 0,55 · 1 = 0,55 г,
n(N2) = m/M = 2,1/28 = 0,075 моль, следовательно, n(N) = 2n(N2) = 2 · 0,075 = 0,15 моль,
m(N) = n · M = 0,15 · 14 = 2,1 г.
m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) − m(N) = 9,45 − 3,6 − 0,55 − 2,1 = 3,2 г,
n(O) = m/M = 3,2/16 = 0,2 моль,
n(C) : n(H) : n(N) : n(O) = 0,3 : 0,55 : 0,15 : 0,2 = 2 : 3,667 : 1 : 1,333 = 6 : 11 : 3 : 4.

Таким образом простейшая формула искомого вещества C6H11N3O4.

Предположим, что данная простейшая формула является также истинной молекулярной формулой вещества. Тогда, учитывая, что искомое вещество гидролизуется, а при его гидролизе образуется только одна соль, логично предположить, что данное вещество представляет собой трипептид, образованный глицином (глицилглицилглицин). Тогда его структурная формула может быть записана следующим образом:глицилглицилглицин

А уравнение его гидролиза в присутствии соляной кислоты будет иметь вид:реакция гидролиза глицилглицилглицина в кислой среде

 

Задание 34

Электролиз 1000 г раствора сульфата меди (II), в котором на 3 атома меди приходится 152 атома кислорода, проводили до тех пор, пока на аноде не выделилось 2,24 л газообразного простого вещества (н.у.). После этого из образовавшегося раствора была отобрана проба массой 246 г и к ней было добавлено 26,5 г 10%-ного раствора карбоната натрия. Рассчитайте массовую долю сульфата меди(II) в растворе, полученном в результате добавления раствора карбоната натрия к отобранной пробе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Уравнение реакции:

2CuSO4 + 2H2O = 2Cu + 2H2SO4 + O2

Газообразное вещество, образовавшееся на катоде это кислород. Рассчитаем его количество вещества:
n(O2) = V/Vm = 2,24/22,4 = 0,1 моль,

Тогда количество вещества выделившейся металлической меди будет:
n(Cu) = 2n(O2) = 2 · 0,1 = 0,2 моль,
m(O2) = M · n = 32 · 0,1 = 3,2 г,
m(Cu) =  M · n = 64 · 0,2 = 12,8 г,

Найдем массу раствора после электролиза:
m(р-ра после эл-за) = m(исх. р-ра CuSO4) − m(Cu) − m(O2) = 1000 − 12,8 − 3,2 = 984 г,

Пусть в исходном растворе было х моль сульфата меди и у моль воды. Тогда там было х моль атомов меди и 4х + у моль атомов кислорода. При этом масса соли была равна 160х г, а воды - 18у г. Составим систему уравнений:
160х + 18у = 1000
х/(4х+у) = 3/152

160х + 18у = 1000
152х = 12х + 3у

160х + 18у = 1000
140х = 3у

160х + 18у = 1000
840х = 18у

х = 1
у = 46,67

nисх.(CuSO4) = х = 1 моль, 

Рассчитаем количества веществ, содержащихся в растворе после электролиза.
n(H2SO4) = n(Cu) = 0,2 моль,
nизрасх.(CuSO4) = n(H2SO4) = 0,2 моль,
nост.(CuSO4) = nисх.(CuSO4) − nизрасх.(CuSO4) = 1 − 0,2 = 0,8 моль,

Рассчитаем количество вещества серной кислоты, содержащейся в отобранной порции раствора через пропорцию.
0,2 моль H2SO4 – 984 г раствора
nв пробе(H2SO4) – 246 г раствора, следовательно,
nв пробе(H2SO4) = 246 · 0,2/984 = 0,05 моль,

Рассчитаем количество вещества сульфата меди, содержащегося в отобранной порции аналогичным образом.
0,8 моль CuSO4 – 984 г раствора;
nв пробе(CuSO4) – 246 г раствора, следовательно,
nв пробе(CuSO4) = 246 · 0,8/984 = 0,2 моль.

При наличии в растворе серной кислоты осаждение гидроксокарбоната (а также гидроксида или карбоната) меди невозможно, по причине его взаимодействия с серной кислотой. Поэтому реакция карбоната натрия с сульфатом меди возможна только после полного израсходования серной кислоты.

Таким образом, карбонат натрия будет в первую очередь взаимодействовать с серной кислотой:

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2 + H2O    (II)

Рассчитаем массу и количество вещества карбоната натрия в добавленном растворе.
m(Na2CO3) = mр-ра(Na2CO3) · ω(Na2CO3)/100% = 26,5 · 0,1 = 2,65 г,
n(Na2CO3) = m(Na2CO3)/M(Na2CO3) = 2,65/106 = 0,025 моль.

В соответствии с уравнением реакции (II) серная кислота и карбонат натрия реагируют в соотношении 1:1, следовательно, серной кислоты большой избыток, и она не израсходуется полностью при взаимодействии с карбонатом. То есть, реакция сульфата меди с карбонатом натрия протекать в условиях задачи не будет.

Таким образом, количество вещества сульфата меди в пробе после добавления к ней раствора карбоната натрия не изменится.
nв конечном р-ре(CuSO4) = nв пробе(CuSO4) = 0,2 моль, тогда
mв конечном р-ре(CuSO4) = M · n = 0,2 · 160 = 32 г,

Рассчитаем массу конечного раствора, образовавшегося в результате добавления раствора карбоната натрия к отобранной пробе.
mконечн. р-ра = mпробы р-ра + mр-ра(Na2CO3) − m(CO2).

Для расчета массы конечного раствора не хватает значения массы выделившегося углекислого газа. Найдем ее:
n(CO2) = n(Na2CO3) = 0,025 моль,
m(CO2) = n(Na2CO3) · M(Na2CO3) = 0,025 · 44 = 1,1 г, тогда
mконечн. р-ра = mпробы р-ра + mр-ра(Na2CO3) − m(CO2) = 246 + 26,5 − 1,1 = 271,4 г, следовательно,
ωконечн.(CuSO4) = 100% · mв конечном р-ре(CuSO4)/mконечн. р-ра = 100% · 32/271,4 = 11,79%.

[adsp-pro-10]

Комментариев 70
  1. Лиза

    Разве в ЕГЭ железо в степени окисления +3 рассматривается как восстановитель?

    • Сергей Широкопояс

      реакцию его окисления никто записать от вас не требует, знать что степень окисления +3 у железа не высшая вы обязаны

      • Варвара

        Здравствуйте, почему в 31 не считают верной реакцию Cr2O3+6NaOH+3H2O=2Na3[Cr(OH)6]. ?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Оксиды для ионного обмена брать нельзя. Кроме того, оксид хрома (III) не реагирует с растворами щелочей.

    • Магди

      Не совсем
      Просто железо может образовать неустойчивое соединение в степени окисления +6

  2. Мария

    здравствуйте! подскажите, пожалуйста, СuI это разве не сильный восстановитель? Если я напишу, что серная кислота в этой реакции переходит в H2S, то я буду неправа? (32 задание, (3) реакция)

    • Сергей Широкопояс

      да, будете не правы. у йодида меди 1 ввиду нерастворимости хуже восстановительные свойства чем у растворимых йодидов

  3. Анна

    Добрый день!!! Скажите пожалуйста, насчёт реакции feo+hno3(разб).где-то пишут, что это просто обмен или все-таки ОВР???

  4. Александр

    Здравствуйте, а не могли бы вы объяснить, почему в 34 задаче мы не рассматриваем образование кислой соли в растворе, содержащем серную кислоту и средние соли?
    Na2CO3+2H2SO4=2NaHSO4+CO2+H2O
    CuSO4+H2SO4=Cu(HSO4)2
    Как я понимаю, средние соли в кислом растворе переходят в кислые, проясните, пожалуйста, этот момент.
    Заранее благодарю.

    • Сергей Широкопояс

      никакие гидросульфаты кроме ЩМ и аммония писать не нужно в принципе , даже при избытке серной кислоты. А если кислота серная в растворе, то вообще гидросульфаты не образуются в том числе ЩМ и аммония

  5. Анна

    Здравствуйте, скажите а если в 30 задании написать Cr2O3+NaOH=NaCrO2+H2O, это будет не верно? ведь хромит натрия вроде тоже желтого цвета?

    • Сергей Широкопояс

      это не ОВР

  6. Руслан

    А разве оксид меди(2) взаимодействует с медью?

    • Сергей Широкопояс

      да, будет Cu2O

  7. Константин

    Здравствуйте,объясните,пожалуйста, в 8 задании почему к CuSO4 не подходит 4 вариант ответа?
    Там же идут все реакции:
    CuSO4+H2->H2SO4+Cu
    CuSO4+Cu->Cu2SO4
    CuSO4+HI->CuI+I2+H2SO4
    И еще,почему идет реакция CuSO4+H2S,если сероводородная кислота намного слабее,чем серная,а сильные кислоты разлагают соли более слабых кислот?

    • Сергей Широкопояс

      1) Во-первых, водород не реагирует с водными растворами солей. Если реакцию проводить используя твердый сульфат меди 2 при нагревании то раньше разложится сульфат до оксида, чем начнется реакция с водородом. Для ЕГЭ лучше считать что водород не реагирует с солями в принципе. На ряд активности ссылаться не надо
      2) в растворе реакция не пойдет, при спекании скорее начнет разлагаться сульфат меди 2
      3) реакция с HI идет, это верно.
      4) верно, сильные кислоты слабыми не вытесняются. Только есть исключение: сероводород способен вытеснять более сильные кислоты из растворов солей меди, свинца, ртути, серебра ввиду образование крайне труднорастворимых соответствующих сульфидов

  8. Екатерина

    Здравствуйте, в 16 задании стирол+HBr будет идти не по правилу Марковникова и будет получаться C6H5-CH2-CH2Br??? Это исключение? Нигде не могу найти информацию по этому вопросу. На каждом сайте по-разному. Я видела на решу егэ написано,что эта реакция идет по правилу Марковникова. Объясните, пожалуйста, как будет правильно. Я совсем запуталась(((

    • Сергей Широкопояс

      нет, стирол с бромоводородом реагирует по правилу Марковникова

  9. Камила

    Здравствуйте. Объясните пожалуйста, почему в 8 задании к CuO не подходит 5 вариант

    • Сергей Широкопояс

      углекислый газ привередливый и реагирует только с оксидами ЩМ, ЩЗМ

  10. Ахмед

    В 8 задании разве CuSO4 + CaCl2 реагирyют? По таблице растворимости СаSO4 и хлорид меди растворимы.

    • Сергей Широкопояс

      сульфат кальция малорастворим

  11. Розалия

    Здравствуйте! В задании 33 первую реакцию можно считать щелочным гидролизом? Щелочь использовали для того, чтобы гидролиз был необратимый?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Скорее, ионным обменом, два электролита же.

  12. Костя

    Здравствуйте, я бы хотел узнать, если мы над стрелкой указывает Н+, при этерефикации, разве реакция обратно идет?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Процесс этерификации в кислой среде обратим.

  13. Амалия

    Так, прошу прощения, в другом вопрос: почему сульфат меди не стал реагировать с карбонатом натрия?

    • Степан

      Даже если бы реакция пошла, там образовался бы гидроксокарбонат меди, который сразу же растворился бы в серной кислоте, поэтому сначала идёт реакция карбоната с кислотой.

  14. Андрей

    Мне кажется, что в 35 задании есть ошибка. Кислотный гидролиз не отличается от водного. HCl пишется над стрелкой и на продукты гидролиза не влияет.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Аминокислоты реагируют с HCl, этот факт мы не игнорируем.

  15. Елизавета

    Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, в 33 задании в первой реакции нельзя ли использовать синтез Дюма? Или для такого типа реакций можно использовать только соли металлов?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Для солей металлов, скорее.

  16. Мария

    Здравствуйте,объясните,пожалуйста ,почему в 8 номере «Г» не подходит ответ 5??Спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! У оксида меди (II) недостаточно активности для реакции с СО2.

  17. Мария

    Здравствуйте,мне кажется,что в номере 18 допущена ошибка,ведь при дегидратации спиртов углеродный скелет удваивается только в тех случаях,когда мы получаем простой эфир.Или я что-то путаю?Спасибл

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Там все в порядке, просто надо вспомнить специфическую реакцию Лебедева для получения дивинила. Она здесь и представлена.

  18. Илья

    Объясните, пожалуйста, 27 задачу)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нужно записать термохимическое уравнение горения серы по данным задачи, тогда станет понятнее.

      • Илья

        Добрый вечер. Спасибо большое! Решил. Не так уж сложно

  19. Дарья

    Здравствуйте, объясните пожалуйста почему в 12 задании образуется адипинат калия ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Можно окислить в щелочной среде, тогда сразу соль будет.

  20. Louise Lovegood

    Здравствуйте,помогите пожалуйста, как мы получили 94,3 в 28 задаче.Спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нужно посчитать количества веществ и массы, тогда станет понятнее.

  21. Владимир

    Добрый день! В 27 задаче у меня получается 7,4 в 2 раза меньше исходя из ответ.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Значит, нужно пересмотреть свое решение.

  22. Светлана

    Объясните, пожалуйста, как в 26 номере получилось 12,5. У меня получается 13, перепроверила несколько раз, такой же ответ. Объясните, как решить

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Масса конечного раствора 120 г, соли — 15 г.

  23. Надежда

    Здравствуйте. в 33 задаче поему мы не пишем реакцию взаимодействия сульфата меди с карбонатом натрия?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реакция с кислотой идет быстрее. Пока она есть в растворе, карбонат образоваться не может.

      • Фёдор

        Здравствуйте! В 32 задании 4 и 5 реакция можно заменить на водный гидролиз и бензойную кислоту разложить на бензол и углекислый газ?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Прямое декарбоксилирование в раках ЕГЭ не знаем.

  24. Елизавета

    Почему в 23 катион алюминия не проявляет окислительно восстановительные свойства если он может быть окислителем ,например ,в реакциях когда он вытесняется более активным металлом.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если речь идет про 19 номер, то в ответе катион может быть окислителем.

  25. Фёдор

    здравствуйте, почему в 18 задании ответ 3 не подходит. железо же пассивируется конц. серной кислотой при комнатной температуре и реакция вообще не будет идти , тогда реакция кислорода с медью в любом случае будет идти быстрее. объясните, пожалуйста.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если я положу медную монету на стол окисляться до оксида, то ждать я буду бесконечно.

  26. Екатерина

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в 9 задании при взаимодействии na2cr2o7 и h2s будет следующая реакция: na2cr2o7 + 4h2s = na2s + 2cr(oh)3 + 3s + h2o ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, вполне.

  27. Богдан

    Здравствуйте! Почему в 17 задании реакция 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O считается экзотермической? Ведь она эндотермическая?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, она будет экзотермической.

  28. Ксения

    Здравствуйте, почему в 13 задании не подходит вариант ответа номер 2, ведь если нитросоединение прореагирует с избытком соляной кислоты и цинка, то образуется амин

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет в таких условиях не амин, а его соль.

  29. Дарья

    Здравствуйте, а реакция три в задании 32 как называется? Дегидрирование алкена? Почему она происходит вообще?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ароматизация.

  30. Елена

    В 32 задании когда из 2,5-диметилгексена получили 1,4-диметилбензол катализатор можно не писать?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В 32 номере в принципе можно не писать условия.

  31. Лиза

    Здравствуйте, мне не понятно решение в 34 задаче. Написано, что х — это сульфат меди, а у — это вода. В следующем предложении х уже медь, а количество атомов кислорода 4х+у. Откуда 4? Во втором случае что является у? Объясните ход мыслей. Заранее спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В 1 формульной единице сульфата меди 4 атома кислорода. Поэтому на х моль соли приходится 4х моль атомов кислорода.

  32. Елена

    Здравствуйте! В 32 задании можно не использовать скелетные формулы?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, конечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.