Широкопояс вариант 19 для подготовки к ЕГЭ по химии.

Тренировочный вариант №19.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Определите, атомы каких их указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют один электрон на s-подуровне внешнего энергетического уровня. 

1) V          2) Cr          3) Fe          4) Mn          5) Cu

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ: 
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые находятся в одном периоде Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Расположите выбранные элементы в порядке возрастания заряда ядра атома.

1) Mg          2) Ar          3) Be          4) Cl          5) Zn

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из числа указанных в ряду химических элементов выберите два таких, которые не могут проявлять отрицательную степень окисления в соединениях.

1) Se          2) F          3) Si          4) Sr          5) Cr

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, в молекулах которых связь между атомами наиболее полярная.

1) H2Se
2) PH3
3) HF
4) H2S
5) H2O

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) основной соли; Б) кислой соли; В) одноосновной кислоты.

1) CsAl(SO4)2 2) SiCl4 3) NH4ClO4
4) H2[SiF6] 5) CH3NH3HSO4 6) P2O5
7) K3[Fe(SCN)6] 8) Cr(OH)SO4 9) HIO3
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Задание №6

В одну из пробирок с раствором гидрокарбоната натрия добавили избыток раствора сильного основания X, в результате чего в полученном растворе не обнаруживались карбонат-ионы. В другую пробирку с раствором гидрокарбоната натрия добавили раствор Y, при этом внешних признаков реакции не наблюдалось, а образующийся в результате реакции раствор из катионов содержал только ионы натрия. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции. 

1) NaOH
2) NH3·H2O
3) Ba(OH)2
4) K2SO4
5) Mg(OH)2

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

Задание №7

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) H2SO4

Б) SO2

В) Zn(OH)2

Г) K2SO3

1) NaOH, HCl, BaO

2) O2, NaOH, CO2

3) SrO, P, Zn

4) NaOH, H2S, H2O2

5) BaCl2, HCl, HI

6) BaO, Al2O3, H2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) H2S + O2(недост.) →

Б) S + KOH →

В) ZnS + O2

Г) H2S(р-р) + Cl2(изб.) →

1) SO2 + H2O

2) S + H2O

3) H2SO4 + HCl

4) ZnO + SO2

5) SO2 + HCl

6) ZnO + S

7) K2SO3 + K2S + H2O

8) K2SO4 + K2S + H2O

9) исходные вещества не способны взаимодействовать

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ:X Cu Y Br2 CuBr2

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) йодид калия
2) йодид стронция
3) йод
4) йодид меди (I)
5) йодид меди (II)

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

Задание №10

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

А) (CH3)2CHC6H5

Б) (CH3)3COH

В) (CH3)3CCHO

1) карбонильные соединения

2) ароматические углеводороды

3) циклоалканы

4) спирты

5) карбоновые кислоты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, молекулы которых содержат 3 σ-связи. 

1) ацетилен

2) этаналь

3) формальдегид

4) метанол

5) метан

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание 12

Из предложенного перечня реакций выберите все такие, в которые может вступать бензилацетат. 

1) гидрирование

2) кислотный гидролиз

3) изомеризация

4) щелочной гидролиз

5) нейтрализация

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного перечня выберите две реакции, которые могут вступать в реакцию поликонденсации. 

1) бензол

2) этилен

3) метаналь

4) глицин

5) дивинил

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

Задание №14

Установите соответствие между дигалогеналканом и продуктом его взаимодействия со спиртовым раствором щелочи: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ДИГАЛОГЕНАЛКАН ПРОДУКТ

А) 1,2-дихлорэтан

Б) 1,2-дихлорпропан

В) 2,3-дибромбутан

Г) 2,2-дихлорпропан

1) пропилен

2) бутин-1

3) бутин-2

4) ацетилен

5) пропин

6) 2-метилпропен

7) циклопропан

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между схемой реакции и углеродсодержащими продуктами, которые образуются в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА  ПРОДУКТ(-Ы) РЕАКЦИИ

1) углекислый газ

2) уксусная кислота

3) уксусная кислота и углекислый газ

4) карбонат калия

5) бутандиол-2,3

6) этаноат калия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ:CH3CH2CHCl2 2KOH H2O X K2Cr2O7 H2SO4 Y

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) CH3CHO

2) CH3CH2COOH

3) CH3CH2COOK

4) C2H5OH

5) CH3CH2CHO

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня реакций выберите все каталитические. 

1) 4KClO3 = 3KClO4 + KCl

2) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O

3) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

4) 2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2

5) CaCO3 = CaO + CO2

6) CO + 2H2 = CH3OH

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня взаимодействий выберите все, которые являются гетерогенными.

1) кислород + сероводород

2) литий + вода

3) нитрат серебра (р-р) + бромид калия (р-р)

4) азотная кислота (р-р) + карбонат натрия (р-р)

5) магний + вода

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между формулой вещества и его окислительно-восстановительным свойством, которое оно способно проявлять в химических реакциях: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА СВОЙСТВО ВЕЩЕСТВА

А) K2SO3

Б) NO

В) H2

1) может быть только восстановителем

2) может быть и окислителем, и восстановителем

3) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

4) может быть только окислителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между формулой соли и процессом, протекающим на аноде при электролизе ее водного раствора с инертными электродами: к соответствующей позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА СОЛИ ПРОЦЕСС НА АНОДЕ

А) HgCl2

Б) LiBr

В) KF

1) Br- + 3H2O − 6e-  → BrO3- + 6H+

2) Hg2+ + 2e- → Hg0

3) 2Cl- − 2e- → Cl20

4) 2Br- − 2e- → Br20

5) 2H2O – 4e- → O2 + 4H+

6) 2F- − 2e- → F20

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов.

1) перхлорат калия (0,01 моль/л)
2) хлорная кислота (0,02 моль/л)
3) гипохлорит натрия (1%)
4) муравьиная кислота (0,01 моль/л)

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

H2(г) + S(тв.) ⇄ H2S(г) + Q

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) уменьшение давления

Б) уменьшение концентрации сероводорода

В) повышение температуры

Г) добавление серы 

1) в сторону прямой реакции

2) в сторону обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь сернистого газа, оксида серы (VI) и кислорода, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2SO2(г) + O2(г) ⇆ 2SO3(г)

в системе установилось равновесие.

Используя данные, приведенные в таблице, определите исходную концентрацию сернистого газа (X) и равновесную концентрацию кислорода (Y).

ВЕЩЕСТВО SO2 O2 SO3
ИСХОДНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л   0,45 0,7
РАВНОВЕСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л  0,6   0,2

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,1 моль/л
2) 0,3 моль/л
3) 0,7 моль/л
4) 0,8 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,6 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между реагентами и реактивом, с помощью которого можно их различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГЕНТЫ РЕАКТИВ

А) NaOH(р-р) и HBr(р-р)

Б) Na2SO4(р-р) и LiCl(р-р)

В) KOH(р-р) и CaCl2(р-р)

Г) Na2O и ZnO

1) фенолфталеин(тв.)

2) HNO3(р-р)

3) Ba(NO3)2(р-р)

4) KOH(р-р)

5) H2O

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

Задание №25

Установите соответствие между названием лабораторного оборудования и его применением: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

А) фарфоровая чашка

Б) ступка с пестиком

В) мензурка

1) для взятия небольших порций сыпучих веществ

2) для измельчения твердых веществ

3) для упаривания растворов

4) для измерения объема жидкости

5) для перемешивания жидкостей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

Через 5%-ный раствор соляной кислоты массой 200 г пропустили 4,48 л газообразного хлороводорода (н.у.). Хлороводород был поглощен полностью. Рассчитайте концентрацию (в %) соляной кислоты в полученном растворе. (Запишите число с точностью до сотых.)

Ответ:___________________ %.

Задание №27

Реакция серы с железом происходит в соответствии с термохимическим уравнением

Fe(тв) + S(ромб) → FeS(тв) + Q

Рассчитайте тепловой эффект реакции Q (в кДж), если при образовании 40 г сульфида железа (II) выделяется 45,5 кДж энергии. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ кДж.

Задание №28

При взаимодействии 7,1 г перманганата натрия с избытком концентрированной соляной кислоты образовалось 2,24 л газа (н.у.). Определите выход реакции. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

концентрированная соляная кислота, гидрокарбонат натрия, углекислый газ, перманганат калия, фосфат калия, нитрат железа (III).  Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Известно, что в результате реакции наблюдается выделение газа. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите соль и другое вещество, реакция ионного обмена с которым может приводить к образованию кислой соли. Для случая, когда реагирующая соль добавлена в избытке, напишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

К раствору гидросульфита бария добавили раствор пероксида водорода. Образовавшийся осадок отделили от раствора, высушили и прокалили с углеродом. Полученный твердый остаток обработали раствором сульфата алюминия. Выделившийся газ пропустили через раствор, содержащий дихромат калия и серную кислоту. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

Железную пластинку массой 21,1 г опустили в 172,8 г насыщенного раствора медного купороса. Через некоторое время пластинку извлекли, промыли дистиллированной водой и взвесили. Ее масса оказалась равна 21,58 г. В результате извлечения пластинки из раствора был получен прозрачный раствор (без осадка), который разлили на две колбы. К раствору в первой колбе добавили избыток раствора сульфида натрия в результате чего выпал осадок массой 5,6 г. К раствору во второй колбе добавили 93,6 г 15%-го раствора сульфида натрия. Рассчитайте массовую долю сульфида натрия в конечном растворе во второй колбе, если растворимость сульфата меди (II) в пересчете на безводную соль в условиях эксперимента составляет 20 г на 100 г воды.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Задание №34

При сгорании некоторого органического вещества А массой 0,955 г образуется 0,672 л углекислого газа, 0,224 л газообразного хлороводорода (н.у.), 0,14 г азота и 0,81 г воды. Известно, что при взаимодействии вещества А со щелочью образуется органическое вещество Б, между молекулами которого нет водородных связей.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов;
3) напишите уравнение взаимодействия вещества А с раствором гидроксида бария (используйте структурные формулы органических веществ).

Ответы к первой части варианта №19

№ задания, ответ № задания, ответ

1) 25

2) 142

3) 45

4) 35

5) 859

6) 31

7) 3415

8) 2743

9) 34

10) 241

11) 13

12) 124

13) 34

14) 4535

15) 6354

16) 52

17) 26

18) 25

19) 222

20) 345

21) 2413

22) 3123

23) 13

24) 1315

25) 324

26) 8,35

27) 100

28) 80

Ответы ко второй части варианта №19

Задание 29

2KMnO4 + 16HCl = 2KCl + 2MnCl2 + 8H2O + 5Cl2

5∙ | 2Cl-1 − 2ē → Cl20
2∙ | Mn+7 + 5ē → Mn+2

хлор в степени окисления -1 (или соляная кислота) является восстановителем;

марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия) – окислителем.

Задание 30

HCl + K3PO4 = KCl + K2HPO4
H+ + Cl- + 3K+ + PO43- = K+ + Cl- + 2K+ + HPO42-
H+ + PO43- = HPO42-

Задание 31

1) Ba(HSO3)2 + 2H2O2 = BaSO4 + H2SO4 + 2H2O
2) BaSO4 + 4C = BaS + 4CO
3) 3BaS + Al2(SO4)3 + 6H2O = 3BaSO4 + 3H2S + 2Al(OH)3
4) 3H2S + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 3S + 7H2O

Задание 32

Задание 33

Железную пластинку массой 21,1 г опустили в 172,8 г насыщенного раствора медного купороса. Через некоторое время пластинку извлекли, промыли дистиллированной водой и взвесили. Ее масса оказалась равна 21,58 г. В результате извлечения пластинки из раствора был получен прозрачный раствор (без осадка), который разлили на две колбы. К раствору в первой колбе добавили избыток раствора сульфида натрия в результате чего выпал осадок массой 5,6 г. К раствору во второй колбе добавили 93,6 г 15%-го раствора сульфида натрия. Рассчитайте массовую долю сульфида натрия в конечном растворе во второй колбе, если растворимость сульфата меди в пересчете на безводную соль в условиях эксперимента составляет 20 г на 100 г воды.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Уравнение реакции, протекающей при опускании железной пластинки в раствор медного купороса:

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4   (II)

Рассчитаем разницу масс пластинки:
Δm(пластинки) = 21,58 − 21,1 = 0,48 г.

Пусть в раствор перешло х моль железа, тогда выделилось х моль металлической меди. В свою очередь, масса железа, перешедшего в раствор будет равна 56х г, а масса выделившейся меди будет равна 64х г.

Тогда, будет справедливым уравнение:
64х – 56х = 0,48, решая которое находим, что х = 0,06 моль, т.е.
nраств.(Fe) = n(Cu) = 0,06 моль.

Рассчитаем массу безводного сульфата меди в исходном растворе. Исходя из условия следует что в условиях эксперимента безводного сульфата меди растворяется 20 г в 100 г воды. Очевидно, что получаемый насыщенный раствор при растворении 20 г сульфата меди в 100 г воды будет иметь массу 120 г.
Тогда мы можем записать следующую пропорцию:

120 г насыщенного раствора – 20 г сульфата меди
172,8 г насыщенного раствора – mисх.(CuSO4)

следовательно:
mисх.(CuSO4) = 172,8 · 20/120 = 28,8 г, тогда
nисх.(CuSO4) = mисх.(CuSO4)/M(CuSO4) = 28,8/160 = 0,18 моль,

В результате выдерживания пластинки израсходуется часть сульфата меди (II). Количество вещества израсходованного сульфата меди в соответствии с уравнением реакции (I) будет равно количеству вещества выделившейся металлической меди. Тогда в растворе останется:

nост.(CuSO4) = nисх.(CuSO4) – nизрасх.(CusO4) = 0,18 − 0,06 = 0,12 моль,

Таким образом, раствор полученный в результате выдерживания пластинки будет содержать 0,06 моль сульфата железа (II) и 0,12 моль сульфата меди (II). Таким образом, соотношение между сульфатом железа (II) и сульфатом меди (II) будет равно 0,06:0,12 или 1:2. То есть количество сульфата меди будет в два раза больше чем количество вещества сульфата железа.
При разделении раствора на две части раствор остается таким же что в первой, что во второй колбе.

Пусть в первой колбе будет y моль сульфата железа (II). Тогда, количество вещества сульфата меди в нем будет равно 2y моль.

В результате добавления избытка раствора сульфида натрия протекают две следующие реакции:

FeSO4 + Na2S = FeS + Na2SO4 (II)
CuSO4 + Na2S = CuS + Na2SO4   (III)

Исходя из обоих уравнений, мы можем сделать вывод о том, что в первой колбе выпадает в осадок y моль FeS и 2y моль CuS.

т.е.
mI(FeS) = M · n = 88y г,
mI(CuS) = M · n = 96 · 2y = 192y г,

Тогда:
88y + 192y = 5,6
280y = 5,6
y = 0,02

Таким образом в растворе в первой колбе будет 0,02 моль FeSO4 и 0,04 моль CuSO4.

Далее, мы можем рассчитать сколько будет FeSO4 и CuSO4 во второй колбе.
nII(FeSO4) = nобщее(FeSO4) − nI(FeSO4) = 0,06 − 0,02 = 0,04 моль,
nII(CuSO4) = nобщее(CuSO4) − nI(CuSO4) = 0,12 − 0,04 = 0,08 моль,

рассчитаем массу раствора, образовавшегося в результате выдерживания пластинки. Сумма масс пластинки и раствора по закону сохранения не меняется, то есть если масса пластинки увеличилась на 0,48 г, значит масса раствора уменьшилась на 0,48 г. Таким образом, масса раствора образовавшегося в результате выдерживания будет равна:
m(р-ра) = 172,8 − 0,48 = 172,32 г

рассчитаем массу раствора во второй колбе исходя из пропорции:

0,12 моль CuSO4 − 172,32 раствора
0,08 моль CuSO4 – mII(р-ра)

mII(р-ра) = 0,08 · 172,32/0,12 = 114,88 г,
mII(FeS) = 0,04 · 88 = 3,52 г,
mII(CuS) = 0,08 · 96 = 7,68 г,

Масса раствора во второй колбе после добавления раствора сульфида натрия будет равна:

m(II)конечн.(р-ра) = mII(р-ра) + mр-ра(II)(Na2S) − nII(FeS) − nII(CuS) = 114,88 + 93,6 − 3,52 − 7,68 = 197,28 г,
mисх.II(Na2S) = 93,6 · 0,15 = 14,04 г,

В соответствии с уравнением II во второй колбе на реакцию с сульфатом железа расходуется 0,04 моль сульфида натрия.

В соответствии с уравнением III во второй колбе на реакцию с сульфатом меди расходуется 0,08 моль сульфида натри.
Тогда, общее количество вещества прореагировавшего сульфида натрия во второй колбе будет равно 0,12 моль.
Тогда масса израсходовавшегося сульфида натрия будет:
mизрасх.(Na2S) = M · n = 78 · 0,12 = 9,36 г,

Тогда масса оставшегося сульфида натрия во второй колбе будет равна:
mост.II(Na2S) = mисх.II(Na2S) − mизрасх.(Na2S) = 14,04 − 9,36 = 4,68 г.

Тогда:
w(Na2S) = 100 · 4,68/197,28 = 2,37 %.

Задание 34

При сгорании некоторого органического вещества А массой 0,955 г образуется 0,672 л углекислого газа, 0,224 л газообразного хлороводорода (н.у.), 0,14 г азота и 0,81 г воды. Известно, что при взаимодействии вещества А со щелочью образуется органическое вещество Б, между молекулами которого нет водородных связей.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов;
3) напишите уравнение взаимодействия вещества А с раствором гидроксида бария (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

n(CO2) = 0,672/22,4 = 0,03 моль, следовательно, n(C) = n(CO2) = 0,03 моль, тогда, m(C) = 12 · 0,03 = 0,36 г,
n(HCl) = 0,224/22,4 = 0,01 моль, следовательно, n(Cl) = n(HCl) = 0,01 моль, тогда, m(Cl) = 35,5 · 0,01 = 0,355 г,
а nиз HCl(H) = n(HCl) = 0,01 моль,

n(N2) = 0,14/28 = 0,005 моль, следовательно, n(N) = 2n(N2) = 2 · 0,005 = 0,01 моль, тогда, m(N) = 0,01 · 14 = 0,14 г,
n(H2O) = 0,81/18 = 0,045 моль, следовательно, nиз H2O(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,045 = 0,09 моль,

тогда nобщее(H) = nиз HCl(H) + nиз H2O(H) = 0,01 + 0,09 = 0,1 моль, mобщаа(H) = 0,1 · 1 = 0,1 г.

Проверим не содержит ли вещество А кислород:
m(O) = m(А) − m(C) − m(N) − m(H) − m(Cl) = 0,955 − 0,36 − 0,14 − 0,1 − 0,355 = 0 г, следовательно, вещество А не содержит в своем составе кислород.

n(C) : n(H) : n(N) : n(Cl) = 0,03 : 0,1 : 0,01 : 0,01 = 3 : 10 : 1 : 1.

Таким образом, простейшая формула вещества А – C3H10NCl.

Такая формула соответствует соли образованной соляной кислотой и амином.

Существует несколько изомеров, которые подходят под эту формулу, однако только один при взаимодействии со щелочью будет образовывать органическое вещество, между молекулами которого нет водородных связей – это хлорид триметиламмония:хлорид триметиламмония

При его взаимодействии со щелочью образуется третичный амин – триметиламин. Между молекулами третичных аминов нет водородных связей, поскольку отсутствуют связи N–H. 

Уравнение взаимодействия вещества А с раствором гидроксида бария будет иметь вид:

 

Комментариев 39
  1. марина

    Вот это задача 34! Два дня уже бьюсь над ней…

  2. Алексей

    Я хочу сказать огромное спасибо Сергею за этот сайт, ведь благодаря ему я узнал много нового в химии!

  3. Алсу

    спасибо большое за вариант! шикарные задачи во второй части))

  4. анна

    проконсультируйте, пожалуйста. в №25 г) реагенты Na2O и ZnO можно ведь не только с помощью H2O, но и с помощью КОН(р-р) различить?

    • Сергей Широкопояс

      нельзя, оба растворятся. так как в растворе есть вода

      • анна

        спасибо, я это не учла

  5. Матвей

    Сергей, в 25 задании под буквой В разве реактив КОН не подходит? В первом растворе изменений не будет, а во втором в осадок выпадет гашеная известь?

    • Сергей Широкопояс

      Согласен, что вопрос немного двусмысленный. Подобный вопрос был на реальном ЕГЭ. Тут советую выбирать «более правильное». Гашенная известь выпадает не всегда, а когда растворы имеют достаточную концентрацию. То есть этот ответ может быть как правильным и неправильным. Тут есть ответ, который является верным вне зависимости от условий

  6. Софья

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста,
    1) Почему в 24 задании добавление серы практически не смещает равновесие? Разве оно не будет смещаться в таком случае в сторону прямой реакции?
    2) Как в 29 номере получилось 2,8 литра газа? Сколько раз не перерешивала, все равно получается 2,5. Может быть, у меня неправильно записано уравнение реакции? 2KMnO4+16HCl=2MnCl2 + 2KCl+ 8H2O+ 5Cl2

    • Сергей Широкопояс

      1) добавление твердых веществ не смещает равновесие, исключение — реакции в растворах, когда добавляемое твердое вещество растворяется тем самым увеличивая концентрацию одного из реагентов
      2) ошибка, которую даже я совершил перерешивая вариант:) там перманганат натрия, не калия

  7. Владимир

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста. В последней реакции 32ого задания выпадает сера. Почему она не будет реагировать с серной кислотой, которая присутствует в растворе?

    • Сергей Широкопояс

      с серой серная кислота реагирует только в концентрированном виде.

  8. Саша

    Здравствуйте, почему в 10 номере не подходит вариант 54, ведь медь, реагируя со своими солями, где медь имеет с.о +2, в итоге образует соли меди с с.о меди +1. Заранее спасибо

    • Сергей Широкопояс

      такое справедливо для бескислородных солей меди, например CuS, CuCl2. Реакции протекают между твердыми веществами при нагревании.
      Кислородсодержащие соли в таких условиях быстрее сами разложатся, чем прореагируют с медью

      • Надежда

        Добрый день. Так там же йодиды даны, CuI и CuI2, они бескислородные. Что не так?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Рекомендую принять во внимание, что CuI2 не существует. Несколько облегчает выбор.

  9. Михаил

    Здравствуйте! Можно узнать, почему в 9 задаче ответ 3 под буквой Г? Ведь в таком случае в продуктах присутствует кислород, которого нет в реагентах H2S+Cl2.

    • Сергей Широкопояс

      там написано раствор, значит есть вода

  10. Даниил

    Здравствуйте. В задании 34 прореагаривало 0.06 моль железа с тем же количеством (СuSO4), когда раствор содержал 0,18 моль купороса, но при этом «в результате извлечения пластинки из раствора был получен ПРОЗРАЧНЫЙ раствор, который разлили на две колбы». Как может быть прозрачный раствор, если в растворе остался медный купорос синего цвета? Спасибо заранее

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! К сожалению, очень часто путают понятия «бесцветный» и «прозрачный». Бесцветный не имеет цвета, а прозрачный пропускает беспрепятственно свет. Не путаем и будем правы.

  11. Татьяна

    Добрый день, Сергей! Не могу найти ссылку для скачивания вариантов. Не моглы бы вы ее продублировать еще раз. Огромное Вам спасибо за материалы!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Можно в группе в контакте
      https://vk.com/naukadljatebja?w=wall-98151683_13908

  12. Наиль

    В 33 задании: в 5 реакции, где образуется бензойная кислота водород не уравнен.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, там все верно.

  13. Валентина

    В задаче номер 33 когда находят массу раствора во второй колбе берётся масса исходного раствора то есть 172,8 г а ведь после реакции с железом масса раствора уменьшилась и стала 163,2

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Масса раствора изменилась на меньшую величину, в решении пояснение.

  14. Валерия

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в 7 задании, разве Zn(OH)2 реагирует с BaO?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, реагирует, поскольку имеем реакцию амфотерного гидроксида и оксида с ярко выраженными основными свойствами.

  15. Николай

    Скажите, пожалуйста, почему при добавлении серы в 22 задании равновесие не смещается? Ведь после реакции сера в виде иона, а сама сера на ионы не диссоциирует. И h2s с серой не реагирует

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Добавление твердого нерастворимого вещества не влияет на положение равновесия.

  16. Ирина

    Спасибо за такой креатив. Некоторые задания помогают решить друг друга. Например, 28 и 29. И это приветствуется! А задачульки классные. Главное- внимание.

  17. Эльмин

    Здравствуйте я не понял как получился такой ответ в 28 задании

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Возможно, путаем перманганат калия и натрия.

  18. Эльвина

    Почему в 15 задании в 4 реакции образуется карбонат калия ,а не муравьиная кислота

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Муравьиная кислота и формиаты — сильные восстановители, окислятся далее до С(+4).

  19. Татьяна

    почему в 18 задании реакция между азотной кислотой и карбонатом натрия не считается гетерогенной, ведь в результате выделяется углекислый газ

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Есть несколько подходов к определению понятия «гетерогенная реакция». Я считаю более уместным и разумным смотреть только на реагенты.

  20. Виктория

    Здравствуйте! почему в 7 задании под буквой А не подходит 5 вариант? с BaCl2 будет осадок, а с галогенводородами ОВР

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Хлороводород не окисляется серной кислотой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.