Вариант 22 Широкопояс С.И., Борисов И.С. для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочный вариант №22.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Определите, в наиболее распространенных изотопах атомов каких элементов число нейтронов больше, чем число электронов. 

1) O          2) Se          3) S          4) Ar          5) Ca

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ: 
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла.

Расположите выбранные элементы в порядке усиления восстановительных свойств соответствующих им простых веществ.

1) Ca          2) B          3) C          4) K          5) Sn

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из числа указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, в водородных соединениях которых атомное соотношение между элементами равно 1:3.

1) Ca          2)  P          3) Al          4) Xe          5) Rb

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму.

1) H2O2
2) CH3NH3Cl
3) CH3NHCH2CH2Cl
4) PCl5
5) K2[Zn(OH)4]

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) основного оксида; Б) высшего оксида; В) амфотерного оксида.

1) CaO2 2) CO 3) H2SiO3
4) Cu2O 5) P2O3 6) NO2
7) Mn2O7 8) NO 9) Cr2O3
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

Две фарфоровые чашки с веществами X и Y прокалили до прекращения изменения масс. В результате прокаливания чашки с веществом Х наблюдалось уменьшение ее массы и при этом образовался твердый остаток такого же цвета, что и у исходного вещества Х.  При прокаливании чашки с веществом Y наблюдалось выделение бурого газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.  

1) NH4NO3
2) Cu(NO3)2
3) Na2CO3
4) NaNO3
5) (NH4)2Cr2O7

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №7

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) ZnO

Б) Fe(NO3)3

В) KBr

Г) S

1) NaOH, BaCl2, H2SO4(конц.)

2) Pb(CH3COO)2, AgNO3, Cl2

3) K2CO3, AgNO3, K2SO4

4) HBr, HNO3(разб.), Ba(OH)2

5) HNO3(конц.), H2, Cl2

6) K2CO3, Cu, KI

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) Fe3O4 + H2SO4(конц.) →

Б) FeSO4 + H2SO4(конц.) →

В) Fe + H2SO4(гор., конц.) →

Г) Fe + H2SO4(хол., конц.) →

1) FeSO4 + SO2 + H2O

2) FeSO4 + H2S + H2O

3) Fe2(SO4)3 + SO2 + H2O

4) Fe2(SO4)3 + FeSO4 + H2O

5) Fe2(SO4)3 + H2S + H2O

6) FeSO4 + H2

7) исходные вещества не реагируют

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ:X Cl2 Br2 PBr3 Y

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) бромат калия
2) нитрат калия
3) бромид фосфора(V)
4) фосфор 
5) бромид натрия

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

А) (CH3)2O

Б) HOC(O)CH3

В) H2CO2

1) сложные эфиры

2) простые эфиры

3) карбоновые кислоты

4) альдегиды

5) спирты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, в молекулах которых все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации. 

1) анилин

2) изопрен

3) полиэтилен

4) кумол

5) метилэтиловый эфир

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №12

Из предложенного перечня выберите все утверждения, справедливые и для бутина-1, и для бутина-2.

1) при гидратации образуют одно и то же вещество

2) молекулы имеют плоское строение

3) могут быть получены из 1,1-дибромбутана и 2,3-дибромбутана соответственно

4) вступают в реакции замещения с натрием

5) могут реагировать с подкисленным раствором перманганата натрия

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые могут вступать в реакцию с хлороводородом c образованием соли. 

1) этанол

2) фенол

3) дифениламин

4) глицерин

5) α-аминомасляная кислота

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между названием алкена и углеродсодержащими продуктами, образующимися при его окислении подкисленным раствором перманганата калия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ АЛКЕНА УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРОДУКТ(-Ы) ОКИСЛЕНИЯ

А) пропилен

Б) бутен-1

В) бутен-2

Г) этилен

1) пропаналь

2) пропионовая и уксусная кислоты

3) пропановая кислота и оксид углерода(IV)

4) уксусная кислота и углекислый газ

5) уксусная кислота

6) пропановая кислота

7) углекислый газ

8) этаналь

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между схемой реакции и веществом X, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИ ВЕЩЕСТВО Х

1) CuO

2) Cu(OH)2

3) H2

4) CH3I

5) CuSO4

6) H2O

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ:[CH3NH3]HCO3 X метиламин Y азот

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) NH3

2) NH2CH2COOH

3) KOH

4) HCl

5) HNO2

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести реакцию

4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

1) каталитическая

2) обмена

3) экзотермическая

4) эндотермическая

5) некаталитическая

6) соединения

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня выберите все реакции, которые протекают с образованием окрашенного раствора.

1) Fe + CH3COOH

2) Mg + HCl

3) Cr + HCl

4) Cu + HNO3

5) Zn + HCl

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между формулой иона и его окислительно-восстановительными свойствами, которые он способен проявлять: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ИОНА СВОЙСТВО ИОНА

А) Cr3+

Б) SO32-

В) I-

1) может быть только восстановителем

2) может быть как окислителем, так и восстановителем

3) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

4) может быть только окислителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между формулой соли и продуктами, которые выделились на аноде при электролизе водного раствора этой соли с инертными электродами: к соответствующей позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА СОЛИ ПРОДУКТЫ НА АНОДЕ

А) FeCl3

Б) Ca(CH3COO)2

В) NaF

1) HCl

2) Cl2

3) C2H6, CO2

4) O2

5) F2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для смесей веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию всех компонентов (моль/л).

1) перекись водорода + гидроксид калия 
2) уксусная кислота + хлорид лития
3) сульфат натрия + сульфит калия 
4) нитрат кальция + метанол

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
         
Задание №22

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

NH3(г) + H2O(ж) NH4+(р-р) + OH-(р-р)

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) добавление хлорида калия

Б) повышение давления

В) добавление катализатора

Г) добавление твердой щелочи

1) в сторону прямой реакции

2) в сторону обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь сернистого газа, кислорода и оксида серы (VI),  затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2SO2(г) + O2(г) ⇆ 2SO3(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации кислорода и оксида серы (VI) были равны 0,45 моль/л и 0,3 моль/л, а равновесные концентрации сернистого газа и оксида серы (VI) - 0,5 моль/л и 0,1 моль/л соответственно.

Определите исходную концентрацию сернистого газа (X) и равновесную концентрацию кислорода (Y).

 

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,1 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,3 моль/л
4) 0,45 моль/л
5) 0,15 моль/л
6) 0,55 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между формулами веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ РЕАКТИВ

А) Сu и Fe2O3

Б) K2S и K2SiO3

В) Zn и Mg

Г) NaCl (р-р) и HCl (p-p)

1) Na2SO4

2) Zn(OH)2

3) HBr

4) NaI

5) KOH (р-р)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между органическим соединением и способом его промышленного получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


 ОРГАНИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

А) бензол

Б) этилен

В) полисахарид

1) процесс полимеризации

2) процесс поликонденсации

3) крекинг нефти

4) вулканизация каучука

5) коксование каменного угля

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

Вычислите массу воды (в граммах), которую нужно добавить к 145 г 12%-ного раствора хлорида натрия для получения 8%-ного раствора. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ г.

Задание №27

Определите количество теплоты (в кДж), которое поглощается при получении 100,8 л (н.у.) углекислого газа в соответствии с термохимическим уравнением реакции

CaCO3(тв.) = CaO(тв.) + CO2(г) − 177 кДж.

(Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ кДж.

Задание №28

Вычислите объемную долю инертных газообразных примесей в образце сероводорода, если при сжигании 1,12 л (н.у.) такого газа в избытке кислорода образовалось 2,56 г сернистого газа. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

нитрат аммония, хлорид калия, дихромат калия, серная кислота, сульфит калия, фторид магния.  Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Известно, что в результате происходит изменение окраски одного из растворов, а выделения газа и образования осадка при этом не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, реакция ионного обмена между которыми приводит к выделению газа с резким запахом. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ. 

Задание №31

Через раствор, содержащий перманганат калия, пропустили избыток сероводорода. Образовавшийся раствор отделили от осадка и добавили к раствору сульфата алюминия. Образовавшийся осадок добавили к раствору гидроксида калия, в результате чего наблюдали его растворение. К полученному раствору добавили раствор хлорида цинка, в результате чего наблюдали образование белого аморфного осадка. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

При сгорании неизвестного органического вещества массой 3,52 г образовалось 448 мл азота, 2,688 л углекислого газа и 2,16 г водяного пара. Известно, что молекула данного вещества имеет симметричное строение, а при его гидролизе в присутствии гидроксида калия одним из продуктов является вещество с формулой C2H4NO2K.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение гидролиза вещества под действием избытка соляной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ). 

Задание №34

Для проведения электролиза (на инертных электродах) взяли 15%-ный раствор, полученный растворением в воде 64,5 г медного купороса (CuSO4∙5H2O). После того как в растворе сравнялись массовые доли соли и кислоты, процесс остановили. Из полученного раствора отобрали порцию массой 196,8 г и добавили к ней 17,64 г насыщенного раствора карбоната аммония. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в конечном растворе, если растворимость карбоната аммония в условиях эксперимента составляет 96 г на 100 г воды.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №22

№ задания, ответ № задания, ответ

1) 24
2) 514
3) 23
4) 25
5) 479
6) 42
7) 4625
8) 3337
9) 53
10) 233
11) 35
12) 135
13) 35
14) 4357

15) 2416
16) 35
17) 35
18) 134
19) 221
20) 234
21) 2431
22) 3132
23) 36
24) 3352
25) 532
26) 72,5
27) 796,5
28) 20

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №22

Задание 29

K2Cr2O7 + 3K2SO3 + 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 4K2SO4 + 4H2O

3∙ | S+4 − 2ē → S+6

1∙ | 2Cr+6 + 6ē → 2Cr+3

сера в степени окисления +4 (или сульфит калия) является восстановителем;

хром в степени окисления +6 (или бихромат калия) – окислителем.

Задание 30

K2SO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + SO2

2K+ + SO32- + 2H+ + SO42- = 2K+ + SO42-  + H2O + SO2

SO32- + 2H+ = H2O + SO2

Задание 31

1) 2KMnO4 + 5H2S = 2KHS + 2MnO2 + 4H2O + 3S

2) 6KHS + Al2(SO4)3 + 6H2O= 2Al(OH)3 + 3K2SO4 + 6H2S

3) KOH + Al(OH)3 = K[Al(OH)4]

4) 2K[Al(OH)4] + ZnCl2 = 2Al(OH)3 + Zn(OH)2 + 2KCl

Задание 32

 

Задание 33

При сгорании неизвестного органического вещества массой 3,52 г образовалось 448 мл азота, 2,688 л углекислого газа и 2,16 г водяного пара. Известно, что молекула данного вещества имеет симметричное строение, а при его гидролизе в присутствии гидроксида калия одним из продуктов является вещество с формулой C2H4NO2K.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение гидролиза вещества под действием избытка соляной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

Предположим, что неизвестное вещество имеет формулу CxHyOzNk. Найдем массы и количества входящих в него элементов:
n(N) = 2n(N2) = 2 · 0,448/22,4 = 0,04 моль;;
m(N) = 0,04 · 14 = 0,56 г;
n(C) = n(CO2) = 2,688/22,4 = 0,12 моль;
m(C) = 0,12 · 12 = 1,44 г;
n(H) = 2n(H2O) = 2 · 2,16/18 = 0,24 моль;
m(H) = 0,24 · 1 = 0,24 г;
m(O) = 3,52 – 0,56 – 1,44 – 0,24 = 1,28 г;
n(O) = 1,28/16 = 0,08 моль.

Установим соотношение между атомами элементов в простейшей формуле этого вещества
x : y : z : k = 0,12 : 0,24 : 0,08 : 0,04 = 3 : 6 : 2 : 1 = 6 : 12 : 4 : 2.

Таким образом, простейшая формула искомого вещества – C3H6O2N.

В условии сказано, что при гидролизе искомого вещества образуется соединение с формулой C2H4NO2K. Учитывая, что искомое вещество способно вступать в реакции гидролиза, логично предположить, что это вещество представляет собой сложный эфир, а вещество состава C2H4NO2K – калиевую соль аминоуксусной кислоты. Следовательно, исходное вещество должно содержать остаток (либо несколько остатков) аминоуксусной кислоты.

Если мы предположим, что C3H6O2N это истинная формула искомого вещества, то не сможем написать структуру, удовлетворяющую условию симметричности молекулы, одновременному нахождению в ней остатка аминоуксусной кислоты, а также будет наблюдаться нарушение валентных возможностей атомов элементов.

Таким образом, простейшую формулу нужно как минимум удвоить. Удвоив простейшую формулу получим молекулярную формулу C6H12O4N2.

Логично предположить, что искомым веществом является сложный эфир этиленгликоля и аминоуксусной кислоты, структурная формула которого: сложный эфир этиленгликоля и глицина

Тогда уравнение его гидролиза действием избытка соляной кислоты будет иметь вид:кислотный гидролиз эфира этиленгликоля и глицина

 

Задание 34

Для проведения электролиза (на инертных электродах) взяли 15%-ный раствор, полученный растворением в воде 64,5 г медного купороса (CuSO4∙5H2O). После того как в растворе сравнялись массовые доли соли и кислоты, процесс остановили. Из полученного раствора отобрали порцию массой 196,8 г и добавили к ней 17,64 г насыщенного раствора карбоната аммония. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в конечном растворе, если растворимость карбоната аммония в условиях эксперимента составляет 96 г на 100 г воды.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

n(CuSO4) = n(CuSO4∙5H2O) = m(CuSO4∙5H2O)/M(CuSO4∙5H2O) = 64,5/250 = 0,258 моль,
m(CuSO4) = M · n = 160 · 0,258 = 41,28 г,
m(р-ра до эл-за) = 100 · m(CuSO4)/ω(CuSO4) = 41,28/0,15 = 275,2 г,

2CuSO4 + 2H2O = 2Cu + 2H2SO4 + O2    (I)

В условии задачи сказано, что массовые доли соли (CuSO4) и кислоты (H2SO4) равны. Фактически это означает равенство масс этих веществ. Пусть х моль сульфата меди вступило в реакцию электролиза. Тогда, в соответствии с уравнением реакции (I) образовалось х моль серной кислоты. В свою очередь после электролиза останется (0,258 − х) моль сульфата меди. Тогда
mоставш.(CuSO4) = M · n = 160 · (0,258 − х) = (41,28 − 160x) г
m(H2SO4) = M · n = 98x г,

тогда учитывая, что массы веществ равны, мы можем записать справедливое уравнение:
41,28 − 160x = 98x

Решим его:
41,28 = 258x
х = 0,16, таким образом
nоставш.(CuSO4) = 0,258 − 0,16 = 0,098 моль,
n(H2SO4) = 0,16 моль,

Рассчитаем массу раствора после электролиза. Для этого нужно из массы исходного раствора вычесть массы меди и кислорода, выделившихся на электродах.
n(Cu) = n(H2SO4) = 0,16 моль, тогда m(Cu) = M · n = 64 · 0,16 = 10,24 г,
n(O2) = n(H2SO4)/2 = 0,16/2 = 0,08 моль, тогда m(O2) = M · n = 32 · 0,08 = 2,56 г,
m(р-ра после эл-за) = m(р-ра до эл-за) − m(O2) − m(Cu) = 275,2 − 2,56 − 10,24 = 262,4 г,

Рассчитаем какое количество вещества серной кислоты содержится в отобранной порции раствора с помощью пропорции.
262,4 г раствора – 0,16 моль H2SO4
196,8 г раствора (порция) – nв порции(H2SO4)
nв порции(H2SO4) = 196,8 · 0,16/262,4 = 0,12 моль,

В условии задачи требуется рассчитать массовую долю серной кислоты в конечном растворе, исходя из чего можно сделать вывод о том, что серная кислота в результате добавления раствора карбоната аммония расходуется не полностью. В свою очередь, наличие серной кислоты в растворе исключает возможность протекания реакции между карбонатом аммония и сульфатом меди, поскольку в сильнокислой среде не способен осаждаться гидроксокарбонат меди (II) (впрочем, как и карбонат меди, и гидроксид меди).

Тогда при добавлении карбоната аммония будет протекать только реакция:

H2SO4 + (NH4)2CO3 = (NH4)2SO4 + H2O + CO2     (II)

В условии задачи сказано, что в 100 г воды способно раствориться 96 г карбоната аммония. Это означает, что, смешав 100 г воды и 96 г карбоната аммония, мы получим 196 г насыщенного раствора. Рассчитаем массу карбоната аммония, который содержится в его насыщенном растворе массой 17,64 г с помощью пропорции.
96 г карбоната аммония – 196 г насыщенного раствора
m((NH4)2CO3) – 17,64 г насыщенного раствора, тогда
m((NH4)2CO3) = 96 · 17,64/196 = 8,64 г,
n((NH4)2CO3) = m/M = 8,64/96 = 0,09 моль.

В соответствии с уравнением реакции (II) количество вещества прореагировавшей серной кислоты:
nпрореаг.(H2SO4) = n((NH4)2CO3) = 0,09 моль,

тогда количество вещества оставшейся серной кислоты будет равно:
nост.(H2SO4) = nв порции(H2SO4) − nпрореаг.(H2SO4) = 0,12 − 0,09 = 0,03 моль,

а ее масса будет равна:
mост.(H2SO4) = M · n = 98 · 0,03 = 2,94 г.

Рассчитаем массу раствора, образовавшегося после добавления раствора карбоната аммония. Для этого необходимо к массе порции раствора прибавить массу раствора карбоната аммония и вычесть массу выделившегося углекислого газа.
n(CO2) = n((NH4)2CO3) = 0,09 моль,
m(CO2) = M · n = 44 · 0,09 = 3,96 г, тогда
m(конечн. р-ра) = 196,8 + 17,64 − 3,96 = 210,48 г

В свою очередь:
ωконечн.(H2SO4) = 100% · mост.(H2SO4)/m(конечн. р-ра) = 100% · 2,94/210,48 = 1,4 %.

[adsp-pro-10]

Комментариев 83
  1. Женя

    Помогите, пожалуйста, разобраться: почему вещество Х в задании 7 — это нитрат натрия, не нитрат аммония? Как решать задания про изотопы типа того, что на первой позиции здесь (может, надо просто знать такие вещи)? Сложные эфиры считаются сильными электролитами? Спасибо!

    • Сергей Широкопояс

      1) нитрат аммония разлагается без твердого остатка, то есть никакого порошка после прокаливания не останется
      2) не обращать внимание на слово изотопы, решать как обычно. число нейтронов = массовое число минус порядковый номер. Эта вставка про изотопы нужна лишь для того чтобы задание было корректным, такое встречается на ЕГЭ
      3) к электролитам относятся только кислоты, соли и основания, сложные эфиры к ним не относятся

  2. Виталий

    Добрый день! Скажите, пожалуйста, какой продукт следует писать в реакции 2,3-дибромбутана со спиртовой щелочью: бутин-2 или 1,3-бутадиен?

    • Соавтор проекта, Борисов И.С.

      Добрый день! Рекомендую писать бутин-2.

  3. Людмила

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие продукты образуются в 6-ом вопросе в результате взаимодействия хлорида фосфора (III) с бромом?

    • Сергей Широкопояс

      Если по простому:
      PBr5 + PCl5

      но более ближе к правде:
      PCl3Br3

  4. Лея

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в 6 задании не идет реакция FeI2 + I2 = FeI3. Спасибо!!!

    • Сергей Широкопояс

      ионы железа +2 в водном растворе не способны окисляться йодом

  5. алексей

    здравствуйте! в 32-ом задании реакцию KMnO4 + H2S можно писать до K2S, а не KHS, как у вас? и если нет, то почему?

    • Сергей Широкопояс

      так как по условию сероводорода избыток

  6. Дмитрий

    Здравствуйте, посмотрите пожалуйста 11 задание под буквой Б, и напишите формулу более коректно, потому что под неё можно нарисовать как сложный эфир, так и карбоновую кислоту

    • Сергей Широкопояс

      нельзя. все нормально.

  7. Богдан

    Здравствуйте! Можете посоветовать ход решения для задания №2, в случаях, когда элементы расположены не в одной группе и не в одном периоде. Что для этого нужно знать, кроме того, как изменяются в периоде и группах определённые свойства элементов?
    И также хочется уточнить, реакция FeI2 + I2 невозможна, потому что йод в осадке?
    В №32 образовавшийся MnO2 не будет растворяться в присутствии избытка H2S?
    №34, если на экзамене попадется задача с таким же условием и оба вещества реагируют, но продукты реакции не существуют в образовавшейся среде, то пишем только ту реакцию, которая имеет смысл? Спасибо за Вашу помощь.

  8. Богдан

    Здравствуйте! Можете посоветовать, пожалуйста, ход решения для задания №2 в случаях, когда элементы расположены не в одной группе и не в одном периоде. Что для этого нужно знать, кроме того, как изменяются в периоде и группе определенные свойства элементов?
    В №6 реакция FeI + I2 невозможна, потому что I2 в осадке?
    В №32 образовавшийся MnO2 не будет растворяться в присутствии избытка H2S? Объясните, пожалуйста.
    В №34, если на экзамене попадется задача с таким же условием и оба вещества реагируют, но продукты реакции не существуют в образовавшейся среде, то пишем только ту реакцию, которая имеет смысл?
    Спасибо за Вашу помощь.

  9. Сергей

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста. В 25 задание вы действуете на Cu и Fe2O3, чтобы различить их, бромводородной кислотой. Это безусловно правильно, но возможно ли отличить эти реагенты с помощью KOH, ведь Fe2O3 проявляет амфотерные свойства, а значит должен реагировать с гидроксидом калия?

    • Сергей Широкопояс

      Fe2O3 как и Fe(OH)3 реагирует только с твердыми щелочами при сплавлении

      • Ксения

        Сергей добрый день, тогда подскажите пожалуйста в каких условиях образуются комплексные соли трехвалентного железа?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Образуются при наличии в среде подходящего лиганда для образования комплексного соединения. Например, с железом (III) образуют комплексные анионы фторид, цианид, роданид.

      • Катрина

        Почему нельзя их различить с помощью NaI?

        • Катрина

          Я про Cu Fe2O3

          • Соавтор проекта Борисов И.С.

            Добрый день! Оба оксида не реагируют с йодидом натрия.

  10. Милана

    подскажите, пожалуйста, в каких случаях сульфит-анион проявляет окислительные свойства?

    • Сергей Широкопояс

      в реакции с сульфиДами в кислой среде

  11. Ник

    Подскажите, пожалуйста, в задании 7 почему при прокаливании нитрата меди выделяется бурый газ, а при прокаливании нитрата натрия не выделяется?

    • Сергей Широкопояс

      нитраты щм разлагаются до нитрита и кислорода

  12. Елена

    Здравствуйте, в 8 задании второе вещество Fe(NO3)3, в ответах ему соответствует вариант 6 (карбонат калия, медь и иодид калия). однако, медь не будет вытеснять железо из его солей, т.к. в электрохимическом ряду стоит левее медии, и, собственно, водорода.

    • Сергей Широкопояс

      она и не вытесняет. там железо восстанавливается до +2

      2Fe(NO3)3 + Cu = 2Fe(NO3)2 + Cu(NO3)2

      • Елена

        Извините за назойливость, но я в литературе не встречала подобной реакции. Можете дать ссылку на источник? очень любопытно

        • Сергей Широкопояс

          Да не любопытно Вам. Просто считаете что автор менее компетентен чем Вы и хотите посадить в лужу, однако, в лужу сели сами, так как реакция элементарная.
          Надо было бы могли бы найти и сами. Если не с нитратом, так хотя бы аналогичную с хлорным железом. Реакция с хлорным железом используется травлении плат для микроэлектроники. Гугл в помощь.

  13. Елена Брюсик

    Здравствуйте.

    фосфат натрия подвергается гидролизу по аниону (23 номер)? В школе говорят что фосфорная кислота слабая и считают ошибкой, если отметить «не подвергается гидролизу». Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Заранее благодарю.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В ответе на задание указано, что гидролиз фосфата натрия протекает по аниону. Этот факт согласуется с вашими рассуждениями. Фосфорная кислота — слабая, поэтому ее растворимые соли могут гидролизоваться по аниону.

  14. Елена Брюсик

    Благодарю

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      На связи с вами!

  15. Дарья

    Здравствуйте, в 15 задании получается 3 ответа?
    В коксовании каменного угля тоже получается фенол

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Интересуют органические соли. Про фенол справедливо, он тоже имеется в летучих продуктах процесса.

  16. Екатерина

    Добрый день !в 24 задании в пункте А возможно смещение равновесия в сторону прямой реакции ,так как хлорид ионы связываются в катионом аммония ,снижая их концентрацию в растворе?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Никакого связывания там нет, поскольку хлорид аммония — сильный электролит, диссоциирует отлично.

  17. Иван

    могут ли быть в 26 задании ответы 512 ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, не могут.

  18. Анна

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в задании №19 реакция относится к ЭКЗОтермической? Горение ведь протекает при нагревании —> тепло затрачивается —> в реакции будет -Q —> реакция ЭНДОтермическая
    Поправьте, пожалуйста, если я не права)

    Заранее спасибо!!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Тепло выделяется при горении, изначальный нагрев (поджиг) бывает необходим для инициирования процесса.

  19. Татьяна

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в 34 номере во 2 реакции не образуется гидросульфат аммония? Ведь по условию кислота осталась после реакции, а следовательно была в избытке. Заранее спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Писать гидросульфат в разбавленном водном растворе не имеет смысла. Все же не те условия.

  20. Татьяна

    Здравствуйте! Спасибо большое

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Не за что

  21. Полина

    Здравствуйте! Вопрос по 21-му заданию. Почему смесь гидроксида калия и перекиси имеет более щелочную среду, чем сульфит калия с сульфатом натрия?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Щелочь, сильнощелочная среда.

  22. Виктория

    Добрый вечер, подскажите в 10 задании почему вещество А не может быть спиртом? Или вещество Б сложным эфиром?
    Или мы ориентируемся на саму форму записи вещества?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, смотрим на форму записи.

  23. Мария

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, почему 10 номере пункту Б не может соответствовать сложный эфир ( метилформиат) ? Еще вопрос: почему нельзя в 24 номере в пункте А различить медь и оксид железа 3 с помощью гидроксида калия? Разве не будет растворение осадка и образование комплекса?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Несмотря на амфотерность, оксид железа (III) не реагирует с растворами щелочей. Эффекта не будет. В 10 номере обратите внимание на отображение структуры, оно указывает на карбоксильную группу кислоты.

  24. Анастасия

    здравствуйте, помогите с 10 заданием в 22 варианте

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Самое разумное в таких случаях — рисовать. А также помнить, что фрагмент, отделенный скобками, находится на отдельной связи.

  25. Валерия

    Здравствуйте, скажи пожалуйста, в 18 задании в какой цвет будет окрашен раствор в 1?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В желтовато-коричневый.

  26. Иван

    Добрый день. Извините, пожалуйста, за беспокойство. Вопросы про 33 задачу уже были выше. Но если сульфат меди не будет вступать в реакцию с карбонатом аммония, тогда можно и не искать сколько его осталось после реакции? Или стоит написать?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Советую исходить из того, что спрашивается в задаче.

  27. Валерия

    Добрый день! Почему в 34 задаче в последней реакции не может образоваться 1,2-дихлорэтан? Спирты же реагируют с соляной кислотой

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, не реагируют с раствором HCl, частая ошибка.

  28. Татьяна

    Доброе утро! Объясните, пожалуйста, как выполнять 21 задание ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Проанализировать каждое вещество в паре, как влияет на среду.

  29. Наталья

    Добрый день. Почему спирты не реагируют с НСl? Разве это не один из способов получения галогенпроизводных (обмен функциональными группами)? Спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не путаем газообразный хлороводород и его разбавленный водный раствор.

  30. Ангелина

    Как решать 28 номер?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! От количества сернистого газа можно перейти к сероводороду. Потом к его объему и объему примесей.

  31. Катя

    Здравствуйте! А в 22 задании хлорид калия разве не сместит равновесие в сторону прямой реакции из-за образования KOH?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Никак не влияет, нет обмена.

  32. Тигран

    Здравствуйте! Хотелось бы узнать по поводу 22 задания. Если мы введем в систему хлорид калия в растворе будут находиться ионы калия и хлора, которые могут связаться как с собой так и с ионами аммония или гидроксогруппами, тогда концентрация гидроксогрупп и ионов аммония снизится , что приведёт к смещению равновесия вправо. Почему этого не происходит ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Связываться они ни с чем там не будут, поскольку диссоциация у хлоридов калия и аммония близка к 100%. Не влияют практически.

  33. Полина

    Здравствуйте, почему в 25 задании получение бензола это коксование угля, а не полимеризация (ацетилена). Зарание большое спасибо за помощь!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Назвать объединение трех молекул ПОЛИмеризацией не будет корректно.

  34. Наталия.

    Извините. Возможно, я не туда смотрю. Но в Контакте ,,Наука для тебя,, в pdf варианте 22, задание 32 в цепочке последнее вещество С7Н11О4NS. То есть подразумевался гидросульфат пара-толуидиния. Который, видимо, реагирует с BaBr2. А тут в ответе гидрокарбонат.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! При возможности исправим.

  35. Янина

    Добрый вечер!
    Почему в 13 задании горение аммиака некаталитическая реакция, если горение аммиака происходит при катализаторе так же как и реакции образования аммиака, горение оксида серы 4…

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Аммиак реагирует с кислородом как в присутствии катализатора, так и без.

  36. Наталья

    Добрый день. Давно мучает вопрос, представился случай получить компетентный ответ. В 32 задании, нитрование толуола приводит к образованию смеси о-, п- изомеров. В условиях задания ориентиров нет, а в ключах только п-изомер. Как ориентироваться в таком случае? И как правильно оформить в данном случае уравнение, чтобы не потерять балы. Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если нет указаний, то любой из изомеров можно.

      • Наталья

        Спасибо большое

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Не за что

  37. Ника

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, а если в 32 задании был бы анион не слабой кислоты, а сильной, то для того, чтобы получить точно такой же продукт нужно прибавить неорганическую соль?
    Например
    C7H11O4NS+nabr=c2h10br+nahso4

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реакция подчиняется правилам ионного обмена между солями в растворе. Исходим из этого.

  38. Максим

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему в 34 задаче массы веществ после электролиза мы должны находить через уравнение? ведь известно, что массовые доли одинаковые, то мы можем 41,28 разделить на 2 и получить массы этих веществ, потому что кислород и медь во время электролиза будут сразу »уходить» из раствора.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если решение не противоречит здравому смыслу и дает тот же ответ, то оно засчитывается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.