Вариант 24 Широкопояс С.И., Борисов И.С. ЕГЭ по химии.

Тренировочный вариант №24.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии содержат одинаковое число неспаренных электронов на р-подуровне. 

1) Al          2) Li          3) As          4) C          5) Ga

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ: 
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-неметалла. 

Расположите выбранные элементы в порядке убывания числа электронов на внешнем энергетическом уровне.

1) As          2) Ba          3) I          4) B          5) Li

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, находящиеся в одном периоде Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, которые могут иметь одинаковую степень окисления в образованных ими анионах с общей формулой ЭОх2-.

1) Se          2) Sn          3) S          4) Cr          5) Ca

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, ковалентные связи в которых образованы только по обменному механизму.

1) аммиак
2) оксид натрия
3) бромид аммония
4) нитрат аммония
5) циановодород (HCN)

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы оксидов: А) высшего; Б) амфотерного; В) кислотного.

1) оксид марганца (II) 2) оксид хрома (II) 3) оксид азота (II)
4) оксид углерода (II) 5) оксид меди (I) 6) оксид марганца (IV)
7) оксид железа (II) 8) оксид азота (I) 9) оксид марганца (VII)
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

Пробирку с раствором вещества Х нагрели до кипения, наблюдая при этом образование осадка. Во вторую пробирку с раствором брома добавили раствор вещества Y, что сопровождалось исчезновением окраски без выделения газа и образования осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.  

1) сульфат бария
2) гидрокарбонат кальция
3) нитрат аммония
4) сульфид натрия
5) гидросульфит калия

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №7

Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) нитрат железа (III) (р-р)

Б) оксид меди (I)

В) гидроксид бериллия

Г) литий

1) Al, CO, HClO4

2) NH4I, NaHCO3, RbOH

3) Cu, NO, Sr(NO3)2

4) MnCl2, Fe, H2

5) HBr (р-р), Ca(OH)2, NaOH

6) CH3OH, P, H2O

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) дигидрофосфат кальция (изб.) + фосфат кальция

Б) гидрофосфат кальция + гидроксид кальция (изб.)

В) гидроксид кальция (изб.) + дигидрофосфат натрия

Г) дигидрофосфат кальция + гидроксид натрия (изб.)

1) фосфат кальция + вода

2) гидрофосфат натрия + фосфат кальция+ вода

3) гидрофосфат кальция

4) фосфат натрия + фосфат кальция

5) фосфат кальция + фосфат натрия + вода

6) фосфат кальция

7) фосфат кальция + гидроксид натрия + вода

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ: X H2 Y FeBr3 XОпределите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) фосфор
2) сера
3) фосфин
4) бромоводород
5) сероводород

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ/ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА

 

А) C6H5CH2CH(NH2)C(O)NHCH2C(O)OH

Б) CH3OC(O)CH2C(O)OC2H5

В) C6H5CH2NHCH2CH(CH3)2

1) третичный амин

2) аминокислота

3) карбоновая кислота

4) вторичный амин

5) сложный эфир

6) дипептид

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня выберите две молекулярные формулы, которые могут соответствовать веществам, способным реагировать с гидроксидом меди (II). 

1) H2C2O2

2) C3H8O

3) C2H6O

4) C3H6O

5) C4H10O

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание 12

Из предложенного перечня выберите все утверждения, справедливые и для пропеновой кислоты, и для этилолеата. 

1) содержат одну π-связь

2) реагируют с карбонатом кальция

3) вступают в реакцию гидрирования

4) реагируют с гидроксидом бария

5) могут быть получены при гидролизе жиров

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного перечня выберите два утверждения, справедливые и для этиламина, и для диметиламина. 

1) относятся к первичным аминам

2) в реакции с HNO2 может образоваться азот

3) являются газами при обычных условиях

4) содержат σ-связи углерод-углерод

5) реагируют с раствором хлорида железа (III)

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между названием углеводорода и соединением, которое можно получить из него в одну стадию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС ВЕЩЕСТВ

А) этилен

Б) стирол

В) ацетилен

Г) циклогексен

1) оксалат калия

2) хлоропрен

3) этандиол-1,2

4) гександиовая кислота

5) бензойная кислота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между схемой реакции и продуктом, который образуется в результате этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИ УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩИЙ ПРОДУКТ

А) CH3CH2CH2OH + K →

Б) CH3CH2CH2OCH3 + KOH →

В) (CH2OC(O)CH2CH3)2 + KOH →

Г) CH3ОC(O)C2H3 + KOH →

1) глицерат калия

2) пропаноат калия

3) метилат калия

4) пропилат калия

5) нет взаимодействия

6) пропеноат калия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ: X H2/Ni Y HCl (р-р) C17H35COOH

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) трипальмитат глицерина

2) тристеарат глицерина

3) олеиновая кислота

4) триолеат глицерина

5) стеариновая кислота

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня выберите вещества, реакции которых с концентрированным раствором гидроксида натрия относятся к окислительно-восстановительным.

1) углерод

2) кремний

3) фосфид алюминия

4) оксид азота (IV)

5) фосфор

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из приведенного перечня выберите реакции, скорость которых зависит от площади соприкосновения реагентов.

1) взаимодействие кислорода и угарного газа

2) горение порошка серы в избытке кислорода

3) растворение магния в серной кислоте

4) нейтрализация соляной кислоты раствором гидроксида цезия

5) обжиг пирита на воздухе

6) взаимодействие метана с хлором

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между уравнением реакции и окислительно-восстановительным свойством атома азота в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО АЗОТА

А) Mg(NO2)2 + 4HI → MgI2 + 2NO + I2 + 2H2O

Б) 2NO2 + 4Cu → 4CuO + N2

В) NH4NO2 → N2 + 2H2O

1) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

2) только окислитель

3) только восстановитель

4) и окислитель, и восстановитель

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между веществом и возможным способом его электролитического получения: к соответствующей позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

А) O2

Б) Br2

В) СО2

1) электролиз расплава бромида рубидия

2) электролиз раствора хлорида натрия

3) электролиз раствора бромида серебра

4) электролиз раствора карбоната калия

5) электролиз раствора ацетата рубидия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для смесей, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию всех компонентов (моль/л).

1) диметиламин + глюкоза 
2) нитрат фениламмония + азотная кислота
3) гидроксид калия + этанол
4) перхлорат калия + сахароза

Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

HCN(р-р)  H+(р-р) + CN-(р-р)

и направлением смещения химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) интенсивное перемешивание раствора

Б) уменьшение объема реакционного сосуда

В) добавление твердого цианида калия

Г) добавление раствора щелочи

1) в сторону обратной реакции

2) в сторону прямой реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь паров метанола, водород и угарный газ, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

СO(г) + 2Н2(г) ⇆ СН3ОН(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации паров метанола, водорода и угарного газа были равны 1,05 моль/л, 0,15 моль/л и 0,25 моль/л, а равновесная концентрация паров метанола - 0,9 моль/л соответственно.

Определите равновесные концентрации водорода (X) и угарного газа (Y).

 

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,15 моль/л
2) 0,25 моль/л
3) 0,35 моль/л
4) 0,45 моль/л
5) 0,65 моль/л
6) 0,40 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) глицин и NaNO2 (H+)

Б) ацетилен и KMnO4 (p-p)

В) метиламин и Fe(NO3)3 (p-p)

Г) ацетат свинца и C2H5NH3I

1) образование синего раствора

2) выделение газа

3) образование белого осадка

4) образование желтого осадка

5) обесцвечивание раствора и образование осадка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


 ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

А) хлорид натрия

Б) пирит

В) алюминий 

1) производство серной кислоты

2) самолетостроение

3) консервант 

4) обеззараживание воды

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

Определите массу 20%-ного раствора нитрата калия, которую нужно добавить к 330 г его 3%-ного раствора для получения раствора с массовой долей растворенного вещества 14%. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ г.

Задание №27

Обжиг сульфида свинца протекает согласно термохимическому уравнению реакции

2PbS(тв.) + 3O2(г) = 2PbO(тв.) + 2SO2(г) + 832 кДж.

Рассчитайте объем затраченного кислорода (н.у), если в ходе реакции выделилось 41,6 кДж энергии. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ л.

Задание №28

Вычислите массовую долю инертных примесей в образце нитрата железа(III) массой 4,84 г, если при его прокаливании получили 1,512 л смеси газов (н.у.). (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

ацетат цинка, гипохлорит натрия, гидросульфит бария, перекись водорода, гидроксид натрия, нитрат аммония.  Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня выберите вещества, в результате окислительно-восстановительной реакции между которыми не образуется вода. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня выберите два вещества, при протекании ионного обмена между которыми образуется бесцветный раствор, а образования газа или осадка не наблюдается. Запишите молекулярное, полное и сокращенной ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ. 

Задание №31

Цинковые опилки растворили в растворе гидроксида натрия. Через образовавшийся раствор пропустили избыток газа, полученного при взаимодействии магния с концентрированной серной кислотой. К полученному раствору добавили избыток нейтрального раствора перманганата натрия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

При сгорании 1 г неизвестного органического вещества образовалось 3,3 г углекислого газа и 900 мг водяного пара. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что оно окисляется под действием подкисленного раствора перманганата калия с образованием единственного углеродсодержащего продукта и вступает в реакцию гидратации с образованием спирта.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение окисления этого вещества под действием раствора перманганата калия в присутствии серной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ). 

Задание №34

Смесь сернистого и углекислого газов может полностью прореагировать не более, чем со 100 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. В полученный после реакции раствор добавили 15 г 3,4%-ного раствора перекиси водорода. Определите массовую долю воды в конечном растворе, если известно, что массовая доля кислорода в исходной газовой смеси равна 65,31%. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №24

№ задания, ответ № задания, ответ

1) 15
2) 314
3) 14
4) 15
5) 969
6) 25
7) 2156
8) 3175
9) 25
10) 654
11) 14
12) 34
13) 35
14) 3514

15) 4526
16) 42
17) 245
18) 235
19) 224
20) 415
21) 3142
22) 3312
23) 46
24) 2554
25) 312
26) 605
27) 3,4
28) 10

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №24

Задание 29

Ba(HSO3)2 + 2NaClO = BaSO4 + 2NaCl + H2SO4

1∙ | S+4 − 2ē → S+6

1∙ | Cl+1 + 2ē → Cl-1

сера в степени окисления +4 (или гидросульфит бария) является восстановителем;

хлор в степени окисления +1 (или гипохлорит натрия) – окислителем.

Задание 30

Zn(CH3COO)2 + 4NaOH = Na2[Zn(OH)4] + 2CH3COONa

Zn2+ + 2CH3COO- + 4Na+ + 4OH- = 2Na+ + [Zn(OH)4]2- + 2Na+ + 2CH3COO-

Zn2+ + 4OH- = [Zn(OH)4]2- 

Задание 31

1) Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2

2) 4Mg + 5H2SO4(конц.) = 4MgSO4 + H2S + 4H2O

3) Na2[Zn(OH)4] + 3H2S = 2NaHS + ZnS + 4H2O

4) 3NaHS + 2NaMnO4 + H2O = 3S + 5NaOH + 2MnO2

Задание 32

Задание 33

При сгорании 1 г неизвестного органического вещества образовалось 3,3 г углекислого газа и 900 мг водяного пара. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что оно окисляется под действием подкисленного раствора перманганата калия с образованием единственного углеродсодержащего продукта и вступает в реакцию гидратации с образованием спирта.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение окисления этого вещества под действием раствора перманганата калия в присутствии серной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

1) Представим молекулярную формулу искомого соединения в виде CxHyOz. Определим количества продуктов его сгорания:

ν(CO2) = m(CO2)/M(CO2) = 3,3 г/44 г/моль = 0,075 моль;

ν(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 0,9 г/18 г/моль = 0,05 моль.

Далее определим количества и массы элементов в составе органического вещества:

ν(C) = ν(CO2) = 0,075 моль

ν(H) = 2ν(H2O) = 2 · 0,05 моль = 0,1 моль;

m(C) = ν(C) · M(C) = 0,075 моль · 12 г/моль = 0,9 г;

m(H) = ν(H) · M(H) = 0,1 моль · 1 г/моль = 0,1 г.

Проверим наличие кислорода в составе органического вещества:

m(O) = m(в-ва) - m(C) - m(H) = 1 г - 0,9 г - 0,1 г = 0.

Делаем вывод, что искомое вещество представляет собой углеводород CxHy. Далее определим молекулярную формулу вещества:

x : y = ν(C) : ν(H) = 0,075 : 0,1 = 3:4, что дает нам (C3H4)n.

2) Для установления индекса n обратимся к описанию в задаче. Поскольку вещество может образовать спирт при гидратации, то отсечем значение индекса n=1, поскольку пропин (C3H4) не дает спирт. Также не подойдет значение индекса n=3, поскольку формула C9H12 — это или арен, неспособный вступать в гидратацию, или неароматическое соединение, дающее при окислении несколько продуктов. Подобные рассуждения приводят нас к значению индекса n=2 и структуре циклогексадиена-1,4.

Структурная формула искомого вещества: циклогексадиен-1,4

3) Запишем уравнение окисления этого вещества под действием раствора перманганата калия в присутствии серной кислоты: окисление циклогексадиена-1,4 подкисленным раствором перманганата калия

 

Задание 34

Смесь сернистого и углекислого газов может полностью прореагировать не более, чем со 100 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. В полученный после реакции раствор добавили 15 г 3,4%-ного раствора перекиси водорода. Определите массовую долю воды в конечном растворе, если известно, что массовая доля кислорода в исходной газовой смеси равна 65,31%. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Запишем уравнения происходящих реакций:

SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O       (I)

СO2 + 2NaOH = Na2СO3 + H2O      (II)

Na2SO3 + H2O2 = Na2SO4 + H2O      (III)

Вычислим массу и количество щелочи в растворе до нейтрализации:

m(NaOH) = m(p-pa NaOH) · ω(NaOH)/100% = 100 г · 20%/100% = 20 г;

ν(NaOH) = m(NaOH)/M(NaOH) = 20 г/40 г/моль = 0,5 моль.

Пусть в исходной смеси было х моль сернистого газа и у моль углекислого газа, тогда масса первого будет 64х г, а второго - 44у г. В составе молекул обоих веществ находится по два атома кислорода или суммарно (2х + 2у) моль. Масса кислорода будет равна 16(2х + 2у) г. Составим уравнение, выражающее зависимость массовой доли кислорода от состава смеси:

ω(O) = m(O)/m(смеси)·100%

65,31% = 16(2х + 2у)/(64х + 44у)·100%

С другой стороны, по количеству щелочи, затраченной на нейтрализацию смеси газов, можно установить количество самих газов:

ν(СO2 + SO2) = ν(NaOH)/2 = 0,5 моль/2 = 0,25 моль;

х + у = 0,25.

Соберем оба уравнения в систему и решим ее:

х + у = 0,25

65,31% = 16(2х + 2у)/(64х + 44у) · 100%

х = 0,25 - у

0,6531 = 32 · 0,25/(64х + 44у)

х = 0,25 - у

0,6531 = 8/(64х + 44у)

х = 0,25 - у

12,25 = 64х + 44у

х = 0,25 - у

12,25 = 16 - 64у + 44у

х = 0,25 - у

3,75 = 20у

у = 0,1875

х = 0,0625

ν(СO2) = 0,1875 моль;

ν(SO2) = 0,0625 моль.

Определим количество сульфита натрия до реакции с перекисью водорода:

ν(Na2SO3) = ν(SO2) = 0,0625 моль.

Далее вычислим массу и количество перекиси водорода:

m(H2O2) = m(p-pa H2O2) · ω(H2O2)/100% = 15 г · 3,4%/100% = 0,51 г;

ν(H2O2) = m(H2O2)/M(H2O2) = 0,51 г/34 г/моль = 0,015 моль.

Определим избыток и недостаток реагентов в третьем процессе:

ν(H2O2)/1 < ν(Na2SO3)/1

Дальнейший расчет проводим по перекиси водорода. Суммарная масса воды в конечном растворе сложится из масс данного вещества в растворах щелочи и перекиси водорода, а также части воды, образовавшейся в ходе химических процессов. Проведем необходимые вычисления:

m1(H2O) = m(p-pa NaOH) - m(NaOH) = 100 г - 20 г = 80 г;

m2(H2O) = m(p-pa p-pa H2O2) - m(H2O2) = 15 г - 0,51 г = 14,49 г;

ν3(H2O) = ν(SO2) = 0,0625 моль;

ν4(H2O) = ν(СO2) = 0,1875 моль;

ν5(H2O) = ν(H2O2) = 0,015 моль;

m(H2O) = m1(H2O) + m2(H2O) + (ν3(H2O) + ν4(H2O) + ν5(H2O)) · M(H2O) = 80 г + 14,49 г + 18 г/моль · (0,0625 моль + 0,1875 моль + 0,015 моль) = 80 г + 14,49 г + 4,77 г = 99,26 г.

Масса конечного раствора сложится из масс растворов перекиси водорода и щелочи, а также масс двух газов. Проведем необходимые вычисления:

m(СO2) = M(СO2) · ν(СO2) = 44 г/моль · 0,1875 моль = 8,25 г;

m(SO2) = M(SO2) · ν(SO2) = 64 г/моль · 0,0625 моль = 4 г;

m(конечн. р-ра) = m(p-pa NaOH) + m(p-pa H2O2) + m(СO2) + m(SO2) = 100 г + 15 г + 8,25 г + 4 г = 127,25 г.

Вычислим массовую долю воды в конечном растворе:

ω(H2O) = m(H2O)/m(конечн. р-ра) · 100% = 99,26 г/127,25 г · 100% = 78%.

 

 

[adsp-pro-10]

Комментариев 137
  1. Никита

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему для получения брома в 22 задании мы не можем использовать электролиз раствора бромида серебра, а нам нужно использовать электролиз расплава бромида рубидия?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Верно, возьмем расплав бромида рубидия, поскольку бромид серебра не растворяется в воде.

      • Никита

        Ааа, точно, я даже не подумал об этом. Спасибо

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Обращайтесь

      • Вячеслав

        Добрый день, почему тогда CaCO3 используется для получения O2, если он тоже нерастворим?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Из карбоната кальция кислород не получим.

  2. Людмила

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему в 9м вопросе в В) и Г) идентичные ИВ, а ПР разные. В частности почему в В) образуется гидроксид натрия?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не идентичные, обратите внимание. Кальций образует нерастворимое соединение с фосфат-ионом, поэтому полностью его отдать не сможет и в щелочь не перейдет. В случае с натрием такого явления нет, поэтому при обмене он может, условно, отдать весь свой фосфат кальцию, а сам перейдет в гидроксид.

  3. Ира

    Подскажите пожалуйста, ведь в задании 19 и 20 только два варианта ответа, а ваших ответах три.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В демонстрационных вариантах к ЕГЭ 2021 появились задания с произвольным числом верных ответов. В свои варианты также включаем подобные задания для того, чтобы люди понемногу к этому привыкли.

  4. Людмила

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие продукты образуются в результате взаимодействия метиламина и нитрата железа (III)? Спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Вспомним, что алифатические амины родственны аммиаку и сходны с ним по свойствам. Особенно, первые члены гомологических рядов. Реакцию растворов соли железа (III) и аммиака может написать любой человек, который готовится к ЕГЭ:
      Fe(3+) + 3NH3 + 3H2O = Fe(OH)3 + 3NH4(+)
      Основность метиламина сопоставима с таковой для аммиака, растворимость в воде тоже отличная. Реакция будет аналогичной.

      • Тимофей

        Скажите пожалуйста, в каких случаях аммиак и , соответственно, амины будут осаждать гидроксиды, а в каких образовывать комплексы? К примеру, хлорид меди (II) может, по идее, с реакция аммиака в растворе осадиться в Cu(OH)2, а так образуется комплекс гидроксид тетрааминмеди

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! В рамках ЕГЭ такой вопрос не затрагивается. Знать про осаждение гидроксида в случае солей алюминия и железа (III).

  5. Людмила

    Именно такие продукты и предполагались мною, но смутил правильный вариант ответа к этому заданию: обесцвечивание раствора и образование осадка. За счет чего происходит обесцвечивание раствора?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Катионы Fe(3+) придают раствору желто-коричневую окраску, зависит от концентрации. При взаимодействии с раствором амина все железо осядет в виде гидроксида и окраски у раствора не останется.

  6. Алина

    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста.. реагирует ли NaH2PO4+NH3?

    И ещё NaH2PO4 + SiO2+C=?
    Как протекают эти реакции?
    Спасибо заранее!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Дигидрофосфат натрия в растворе с аммиаком реагировать будет, поскольку дигидрофосфат-ион может выступить в качестве кислоты. Получить можно, например, два гидрофосфата. По поводу ОВР ниже могу сказать, что протекать она если и будет, то при очень высокой температуре. До этого момента начнется преобразование дигидрофосфата натрия в полифосфаты натрия. Реакцию здесь приводить нет смысла в силу множественности происходящих процессов.

  7. Алина

    Спасибо Вам большое!!!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Обращайтесь

      • Леонард

        Добрый день, подскажите пожалуйста с решением задания 27

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Можно использовать метод таблиц, который описан на данном сайте в разделе про задачи на растворы.

  8. Алина

    Добрый день!
    Скажите пожалуйста, при горении железа могут ли образоваться FeO или Fe2O3 . Правильно ли будет если я напишу …
    Fe + O2 = Fe2O3

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Оксид железа (II) напрямую не получается, поскольку сам достаточно чувствителен к окислению кислородом. При горении железа в общем случае получается железная окалина — Fe3O4. При избытке кислорода и строго определенной температуре можно получить оксид железа (III), однако на экзамене 2020 года, например, фигурировала именно окалина.
      Если предстоит сдавать экзамен ЕГЭ, то рекомендую записаться на курс вебинаров Сергея Широкопояса. Там можно получить ответы на большинство интересующих вопросов и повысить свой уровень.

  9. Наташа

    Добрый день!
    Кислые соли могут реагировать со щелочами,а вот с нерастворимыми основаниями? В интернете искала , ни чего ..
    КHSO4+AI(OH)3=

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В растворе гидросульфаты создают сильнокислую среду за счет диссоциации аниона, поэтому ничто не мешает протеканию описанной реакции. Гидроксид алюминия растворится при добавлении водного раствора гидросульфата калия.

  10. Светлана

    Почему ответом в 35 задаче не может быть циклопропен?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Циклопропен неустойчив и его реакции в кислой среде не факт, что приведут к тому, что есть в описании. Например, его гидратация с большой вероятностью не даст нам спирт. Вариант неоднозначный и крайне экзотический.

  11. Людмила

    В №14 олеат Не гидрируется по кратной связи?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Гидрируется, вполне. В ответе к заданию тоже отображено.

  12. Светлана

    Спасибо за ответ

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      На связи с вами!

  13. Светлана

    добрый день. может ли при окислении этилена получиться этиленгликоль?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, может, в том числе и при действии перекиси.

  14. Никита

    Добрый день, подскажите идёт ли реакция NaHSO4 + Mg=?
    Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Идет, поскольку гидросульфат в силу диссоциации можно рассматривать в качестве аналога серной кислоты.

  15. Амина

    Добрый вечер! Скажите,пожалуйста,почему не подходит электролиз раствора карбоната калия для получения углекислого газа?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! При электролизе водных растворов солей неорганических кислородсодержащих кислот выделяется кислород. Углекислый газ из карбоната мы не получим.

  16. Элисон

    Добрый день! Почему в задаче 35 не может быть ответ С3Н4 (пропадиен). При жестком окислении тоже получается один углеродсодержащий продукт СО2 ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Согласен, СО2 будет. А, вот, спирт при гидратации из него вряд ли получим.

  17. Александра

    Добрый день ,подскажите ,пожалуйста,как решать 29 задачу

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нужно записать уравнение описанной реакции, расставить коэффициенты и провести необходимый расчет.

  18. Наталья

    Здравствуйте. Не могу разобраться с веществом, формула которого под буквой В в задании 17

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Относится к сложным эфирам многоатомных спиртов.

  19. Юлия

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему в 35 задаче не может быть циклопропен? При его окислении получается малоновая к-та, и при гидратации — спирт.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Циклопропен неустойчив и не будет аналогичен простым алкенам. Рекомендую убрать его из головы при решении заданий по программе ЕГЭ.

  20. Ольга

    35 задание. Сколько электронов будет отдано в полуреакции окисления циклогексадиена до малоновой кислоты?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Одна молекула отдаст 16 электронов.

  21. Валентина

    Здравствуйте! Подскажите, в 6 задании оксид азота(I) нельзя окислить кислородом?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! С кислородом данное вещество не реагирует, не путаем с NO.

      • Людмила

        Здравствуйте! А как оксид азота в это задании будет реагировать с медью?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! ОВР до CuO и азота.

  22. Катерина

    Доброго времени суток, подскажите пожалуйста, 13 задание, как из 2-метилгексена-1 в 1 стадию получить кетон?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Осуществить окисление с разрывом цикла по кратной связи.

  23. Катерина

    Здравствуйте, 16 задание, подскажите пожалуйста, как из ацетилена в одну стадию получить оксалат калия? Правильно ли я догадываюсь, что «мягким» окислением р-ра KMnO4 я смогу получить неустойчивое соединение 1,1,2,2 — тетрагидроксиэтана, — 2 H2O будет карбонильное соединение которое тоже не устойчивое и окислится в оксалат ион?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Точного механизма не знаю, однако продуктом действительно будет оксалат калия.

  24. Катерина

    Подскажите, а будет ли ошибкой в 3 и 4 реакциях 32 задания писать Na2S вместо гидросульфида? И еще вопрос: а сера с щелочью разве не будет реагировать? В 4 реакции 32 задания они в продуктах

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Необходимо корректно учитывать указание в условии на избыток сероводорода.

  25. Рената

    Добрый вечер! Почему в 13 задании нельзя путём ацилирования метилбензола в одну стадию получить кетон?

    • Сергей Широкопояс

      можно. недочет задания. тем не менее исправлять его незачем. учитесь распознавать более очевидные ответы, соответствующие уровню экзамена.
      за выпендреж баллы на ЕГЭ не добавят.

  26. Петр

    Здравствуйте, а почему в 3ьем номере не подходит вариант 34, то есть сера и хром? Вроде же и сера может образовывать SO4 2- и хром CrO4 2-?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нужны элементы одного периода.

  27. Татьяна

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, в восьмом задании ,при взаимодействии нитрата железа и йодида аммония, что будет в продуктах реакции?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет ОВР с образованием йода и соли железа (II).

      • Татьяна

        Большое спасибо!

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Не за что!

  28. Вика

    Добрый день, а почему в 35 задаче не может получиться циклопропен? Я понимаю, что он вероятнее всего неустойчив, но такое соединение может существовать вроде как, ну и к условиям задачи подходит

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Неустойчив, в расчет не берем.

  29. Данил

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в задании 32 имеет ли значение порядок записи реакций? Можно ли на второе место поставить взаимодействие сероводорода с комплексом (т.к дальше по контексту понятно что за газ), а третьей реакций написать взаимодействие магия с конц. серной кислотой? Или последовательность записи реакции обязательно должна соответствовать последовательности проведения опыта?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Можно и не по порядку, только бы правильно.

  30. Тимофей

    Здравствуйте! При решении варианта возник ряд вопросов. 1) В 8 номере под а почему не подойдет 2? С щелочами как РИО, с HBr как ОВР
    2) Почему в 9 под В-7 ? Немного не понимаю логики.
    3) В 30 я написал 2NaClO+H2O2=Cl2+O2+2NaOH . Может зачесться ?
    4) В обязательно ли в 3 реакции образование гидросульфида натрия? сульфида быть не может?
    5) Может ли этиленгликоль реагировать с галогеналканом?
    6) При решении 35 задачи может ли получиться циклопропен? C3H4. С водой, по идее, реагирует, с перманганатом калия тоже. Заранее спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ответить на подобную пачку вопросов затруднительно. Думаем сами, при необходимости спрашиваем по одному.

  31. Артём

    Здравствуйте, а почему в 34 задаче получаются средние соли, а не кислые? ВЕдь там даже есть приписка «не более чем», о есть максимальное количество газов вступает в реакцию

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Вот именно, что максимально возможное количество щелочи, средние соли потому.

  32. Варвара

    Здравствуйте, почему в 31 задании нельзя написать реакцию 2NaOH+H2O2=Na2O2+2H2O

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реакция не идет.

  33. Алеся

    как может пойти 3 реакция в 33 задаче, она же не уравнивается

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Все хорошо, уравнивается.

  34. Дмитрий

    Здравствуйте, в 31 задании не может пойти реакция между нитратом аммония и щёлочью до гидрата аммиака, который не разложился на аммиак и воду?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Гидраты писать можно, но выглядит убого с точки зрения химии. Рекомендую аммиак и воду.

      • Дмитрий

        спасибо за ответ, учту. часто забываю в 31 про возможность образования комплекса с избытком щёлочи

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Не за что.

  35. Анастасия

    здравствуйте) почему в 34 задаче получились средние соли? сказано «газы могут прореагировать не более чем с 100 г щелочи»: это значит, что если образуется средняя соль, они еще могут прореагировать до образования кислой

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! До средней.

  36. Виктория

    Здравствуйте, почему в 35 нельзя взять циклопропен?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Неустойчив.

  37. АЛЕКС

    Задание 24, пункт Г
    почему добавление твердой щелочи приведет с смещению равновесия в сторону прямой реакции?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реагирует с Н(+).

      • Малика

        Здравствуйте! Помогите решить 28 задание,пожалуйста)

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Нужно записать реакцию, а потом вычислить по объему газов массу чистого нитрата.

  38. АЛЕКС

    Задание 4
    Что значит обменный механизм?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не донорно-акцепторный.

  39. Илья

    В задании 33 прибавляемое вещество карбоновая кислота или кетон?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! По цепочке используем карбоновую кислоту.

  40. Валерия

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, какие продукты реакции в 6 задании в 5?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет гидросульфат и бромоводород.

  41. Валерий

    Здравствуйте, а что за вещество в 15 номере под буквой В? ((

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Сложный эфир этиленгликоля.

  42. Коньков Шамиль

    Здравствуйте! Почему в задании 34 не может получиться триен(гексатриен — 1,3,5)? Ведь при жёстком окислении будет получается только одно улеродсодержащее в-во(СО2), а при гидратации — 2,3, 5- гексатриол

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Никакие триены на ЕГЭ писать не советую, фантазия там наказуема.

  43. Димитрий

    Здравствуйте!! Помогите, пожалуйста, разъяснить, почему в 34 задании не подходит циклопропен? При жестком окислении образуется 1 углеродсодержащий продукт, а при гидратации ,вроде как, спирт.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Крайне неустойчивый объект, можно исключить.

  44. виктор

    здравствуйте, подскажите пожалуйста, почему в 3 задании ответом не может быть сера и хром?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нужен 1 период.

  45. Лиза

    Здравствуйте, в 20 номере бром разве не выгоднее получить из раствора бромида а не из расплава ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Бромид серебра нерастворим.

  46. Николай

    Доброго времени суток, уважаемые составители!
    Хотел бы у Вас спросить по 30 заданию. В полном ионном уравнении в правой части обязательно ли писать отдельно 2Na+ и 2Na+
    Возможно ли написать сразу 4Na+ ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Можно сразу 4Na(+), не вижу проблемы.

  47. Никита

    в третьем задании хром тоже подходит, CrO4 2-

    • Оксана

      там про один период говорится

      • Соавтор проекта Борисов И.С.

        Добрый день! В ответах он и есть.

  48. Данила

    здравствуйте. в 29 задании возможно образование NaCl и Ba(HSO4)2 ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Гидросульфат бария не существует.

  49. Данила

    здравствуйте. в задании 34 возможно образование гексина-3?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не соответствует описанию.

  50. Нариман

    Здравствуйте, у меня вопрос на счёт 11 задания почему только 1 и 4? Ведь 2 и 3 тоже походят.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Молекулярные формулы 2) и 3) соответствуют спиртам или простым эфирам. Ни то, ни другое не реагирует.

  51. Патимат

    здравствуйте, в реакции диметиламина в азотистой кислотой может образоваться азот? Вопрос 13. Нужны определенные условия? Заранее благодарю за ответ.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В рамках ЕГЭ азот образуется из первичных аминов, а диметиламин к ним не относится.

  52. Елена

    Здравствуйте, а почему в задании 17 кремний реагирует с конц. гидроксидом натрия. Ведь кремний будет реагировать с гидроксидом только в разбавленном виде?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, с любым.

  53. Ксения

    Здравствуйте, а можно задать вопрос по 33 задаче, почему нельзя было взять циклопропен?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Неустойчив, не берем.

  54. Даниил

    Здравствуйте, поясните, пожалуйста, почему в задаче 34 количество моль х+у=0.25, а не 0,5х+0,5у=0,5

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Газов вдвое меньше, чем щелочи. Отсюда и 0,25 моль.

  55. Наталья

    Добрый вечер. Почему в 8 задании в «В» получается РИО?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Два электролита и не ОВР. Поэтому ионный обмен.

  56. Роман

    Добрый день. В 33 искомое вещество может быть так же и циклопропЕн?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Неустойчив, не берем.

  57. Роман

    Прошу прощения. Прошлый вопрос сформулировал ошибочно: Почему в 8 задании для В ответ 7, а не 5?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Фосфат кальция — осадок, поэтому его образование выгодно. Весь фосфат-ион в итоге перейдет к кальцию.

  58. Георгий

    Здравствуйте! Можно ли в цепочке вместо ацетата использовать пропионат и получение этана реакцией Дюма?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, если не противоречит логике.

  59. Анна Сергеевна

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в задании 31 при взаимодействии тетрагидроксоцинката натрия с сероводородом может получиться не гидросульфид, а сульфид натрия?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, гидросульфид предпочтительнее для полного прохождения процесса. Избыток газа нужен.

  60. Софья

    Добрый день, в задании 32 вещество х2 может быть солью янтарной кислоты и эфир циклический?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, можно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.