Тренировочный вариант №27.

Ответом к заданиям 1–26 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 5, 8, 9, 11, 16, 17, 21–26 могут повторяться.

Задание №1

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии содержат одинаковое число спаренных s-электронов и спаренных p-электронов:

  • 1) O
  • 2) F
  • 3) Li
  • 4) N
  • 5) Mg

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, являющихся металлами.
Расположите выбранные элементы в порядке усиления восстановительных свойств соответствующих им простых веществ.

  • 1) I
  • 2) Sn
  • 3) Mg
  • 4) Xe
  • 5) Rb

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из предложенного перечня химических элементов выберите два элемента, находящихся в одном периоде Периодической системы Д.И. Менделеева, которые образуют водородные соединения, структурная единица которых содержит два атома водорода.

  • 1) Ga
  • 2) Se
  • 3) Ca
  • 4) Be
  • 5) S

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, все ковалентные связи в которых образованы только по обменному механизму.

  • 1) метан
  • 2) хлор
  • 3) гексагидроксохромат (III) натрия
  • 4) бромид аммония
  • 5) азотная кислота

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Установите соответствие между названием/формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ/ФОРМУЛА КЛАСС/ГРУППА
А) RbCr(SO4)2
Б) гидроксохлорид цинка
В) гидрат аммиака
1) основание
2) кислота
3) двойная соль
4) кислая соль
5) основная соль

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Задание №6

Из приведенного перечня веществ выберите два таких, которые при определенных условиях могут реагировать с фосфором.

  • 1) HBr
  • 2) H2
  • 3) KBrO3
  • 4) ZnBr2
  • 5) S

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №7

В пробирку с бесцветным раствором вещества Х добавили раствор ацетата свинца, наблюдая при этом образование желтого осадка. Во вторую пробирку с окрашенным раствором вещества Y добавили раствор ацетата бария, что также сопровождалось образованием желтого осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

  • 1) сероводород
  • 2) хлорид аммония
  • 3) хромат натрия
  • 4) йодид калия
  • 5) перманганат натрия

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

Задание №8

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ
А) P2O3
Б) Fe3O4
В) HNO3
Г) ZnSO4
1) Ba(NO3)2, Sr(OH)2, (NH4)2CO3
2) SO2, NaHSO3, Cu2S
3) K2O2, O2, H2O
4) HBr, SrO, H2O
5) AgNO3, Sn, H2O
6) Fe, HF, CO

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) Fe2O3 + HBr(конц.)
Б) Fe3O4 + HNO3 (конц.)
В) FeO + HI(конц.)
Г) Fe3O4 + HCl(конц.)
1) соль + оксид + вода
2) соль + вода
3) соль + простое вещество
4) реакция не идет
5) соль +соль + вода
6) соль + соль
7) соль + простое вещество + вода

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №10

Задана следующая схема превращений веществ:X реакция обмена Y Cu CuCl2Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

  • 1) хлорид железа (II)
  • 2) сульфат железа (II)
  • 3) сульфат железа (III)
  • 4) хлорид железа (III)
  • 5) хлор

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

Задание №11

Установите соответствие между формулой вещества и его систематическим названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

СИСТЕМАТИЧЕКОЕ НАЗВАНИЕ

А) C6H5CH3
Б) HOCH2CH2OH
В) NH2CH2COOH

1) аминоуксусная кислота
2) этиленгликоль
3) этандиол-2,2
4) 2-метилфенол
5) глицин
6) фенилметан
7) аминоэтановая кислота
8) этандиол-1,2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №12

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, изомеры которых могут содержать атомы углерода в sp2-гибридизации.

1) диизопропиловый эфир
2) 1,3-диаминопропан
3) 1,2-диметилциклопропан
4) нитроэтан
5) метилпропиловый эфир

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №13

Из предложенного перечня выберите два углеводорода, из которых при окислении перманганатом калия в кислой среде можно получить соединение с двумя функциональными группами.

1) изопропилбензол
2) 1,2-диметилциклогексен-1
3) метилциклогексан
4) 3,4-диметилгексен-3
5) 1,3-диметилбензол

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №14

Из предложенного перечня выберите два реагента, с которыми не взаимодействует уксусная кислота.

1) гидроксид цинка
2) медь (порошок)
3) гидрокарбонат этиламмония
4) цинк (стружка)
5) нитрат метиламмония

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №15

Из предложенного перечня выберите два утверждения, справедливых и для анилина, и для глюкозы.

1) содержат атомы углерода в sp3-гибридизации
2) являются твердыми веществами при обычных условиях
3) вступают в каталитическое гидрирование
4) содержат π-связи между атомами углерода
5) реагируют с бромом

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

Задание №16

Установите соответствие между названием углеводорода и классом соединения, которое нельзя получить из него в одну стадию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ УГЛЕВОДОРОДА КЛАСС ПРОДУКТА

А) 2,3-диметилпентен-2
Б) стирол
В) 1,2-дифенилэтилен
Г) 2-метилпропен

1) одноатомный спирт
2) галогенуглеводород
3) карбоновая кислота
4) кетон
5) двухатомный спирт

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №17

Установите соответствие между кислородсодержащим соединением и названием органического продукта, который можно получить из него в одну стадию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩЕЕ СОЕДИНЕНИЕ НАЗВАНИЕ ПРОДУКТА
А) фенилацетат
Б) бензоат калия
В) бензальдегид
Г) бензоат натрия
1) гексан
2) циклогексанон
3) бензоат аммония
4) фенолят натрия
5) бензол
6) кумол

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №18

Задана следующая схема превращений веществ: метилпропионат X этан Y

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) 1,2-дибромэтан
2) пропановая кислота
3) пропен
4) пропионат калия
5) метанол
6) бромэтан

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №19

Из предложенного перечня выберите все соединения, взаимодействие которых с концентрированным раствором азотной кислоты не относится к окислительно-восстановительным реакциям.

1) оксид серы(IV)
2) гидроксид меди(II)
3) фосфид алюминия
4) карбонат железа(II)
5) хромат калия

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №20

Из приведенного перечня выберите все реакции, скорость протекания которых при обычных условиях выше, чем скорость взаимодействия гранул цинка с 10%-ным водным раствором соляной кислоты.

1) взаимодействие таких же гранул цинка с 2%-ным водным раствором уксусной кислоты
2) взаимодействие раствора нитрата бария с раствором серной кислоты
3) взаимодействие цинковой пыли с 10%-ным водным раствором соляной кислоты
4) взаимодействие натрия с серой
5) взаимодействие железа с концентрированной серной кислотой

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №21

Установите соответствие между выделенным атомом в формуле иона и его окислительно-восстановительными свойствами, которые он может проявлять: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ИОНА

СВОЙСТВО ВЫДЕЛЕННОГО АТОМА В ИОНЕ

А) MnO42−
Б) CrO42−
В) HS
1) не способен проявлять окислительно-восстановительные свойства
2) может быть только восстановителем
3) может быть как окислителем, так и восстановителем
4) может быть только окислителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №22

Установите соответствие между неметаллом и возможным способом его электролитического получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НЕМЕТАЛЛ ЭЛЕКТРОЛИЗ
А) хлор
Б) кислород
В) фтор
Г) водород
1) раствора бромида меди (II)
2) раствора хлорида серебра
3) расплава хлорида стронция
4) раствора ацетата цезия
5) расплава фторида калия
6) раствора фторида серебра

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

Установите соответствие между формулой соли и окраской лакмуса в растворе данной соли: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА СОЛИ ОКРАСКА ЛАКМУСА

А) RbAl(SO4)2
Б) CsF
В) K2C2O4
Г) Mn(NO3)2

1) синий
2) красный
3) малиновый
4) фиолетовый

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №24

Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

[Fe(SCN)6]3− (р-р) ⇄ Fe3+ (р-р) + 6SCN (р-р) - Q

и направлением смещения химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) увеличение температуры
Б) уменьшения давления
В) добавление твердого NH4SCN
Г) добавление кислотно-основного индикатора

1) в сторону обратной реакции
2) в сторону прямой реакции
3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №25

Установите соответствие между названиями двух веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) анилин и пропанол-1
Б) 1,2-диметилбензол и бензол
В) глицерин и бутанол-1
Г) кремнезем и оксид магния
1) Cu(OH)2
2) HCl(р-р)
3) Br2(водн.)
4) NaMnO4(р-р)
5) BeO

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

Задание №26

Установите соответствие между двухкомпонентной смесью и наиболее подходящим способом ее разделения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


СМЕСЬ МЕТОД РАЗДЕЛЕНИЯ
А) бензола и кумола
Б) нефти и NaCl(водного р-ра)
В) хлорида серебра и воды
1) фильтрование
2) фракционная перегонка
3) возгонка
4) отстаивание, затем использование делительной воронки

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 27–29 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №27

В первой колбе, содержащей 100 мл воды, растворили 2,24 л хлороводорода, а во второй колбе, содержащей 200 г воды, растворили 672 мл хлороводорода. Рассчитайте массовую хлороводорода (в %) в растворе, полученном при смешении содержимого этих двух колб. (Запишите ответ с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ %

Задание №28

Обжиг сульфида свинца происходит согласно термохимическому уравнению:

2PbS(тв.) + 3O2(г.) = 2PbO(тв.) + 2SO2(г.) + Q

При образовании 4,46 г оксида свинца(II) выделилось 8,32 кДж энергии. Рассчитайте объем израсходованного кислорода (л, н.у.), если при этом выделилось 374,4 кДж энергии. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ л

Задание №29

Вычислите массу (в граммах) оксида азота (IV), который выделится при полном окислении 5 г сульфида хрома(III) под действием концентрированной азотной кислоты. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ г

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:

азотная кислота, оксид меди (II), сероводород, фторид аммония, оксид железа(III), оксид хрома(II). Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №30

Из предложенного перечня выберите вещества, в результате окислительно-восстановительной реакции между которыми выделяется газ тяжелее кислорода и образуется окрашенный раствор. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Задание №31

Из предложенного перечня выберите два вещества, при протекании реакции ионного обмена между которыми образуются сильный и слабый электролиты. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №32

Навеску манганата бария обработали большим избытком концентрированной соляной кислоты. К образовавшемуся раствору добавили сульфат аммония. Выпавший осадок отфильтровали, высушили и прокалили при высокой температуре с избытком кокса. Получившуюся соль внесли в избыток концентрированной азотной кислоты и нагревали до окончания реакции. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №33

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:гексадиен-1,5 Mg(MnO4)2 H2SO4 X1 соль C2H6 замещение Х2 C2H8NCl

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №34

Смесь оксида железа(II) и оксида железа(III) массой 8,28 г растворили в 100 г концентрированной азотной кислоты, взятой в избытке. Полученный раствор упаривали до тех пор, пока твердый остаток не стал представлять собой одно единственное вещество. Данное вещество растворили в воде, а к образовавшемуся раствору добавили избыток раствора сульфида калия. При этом наблюдали образование осадка без выделения газа. Полученный в результате этого осадок отфильтровали и взвесили. Его масса оказалась равна 10,92 г. Определите массовую долю соли в растворе после растворения смеси оксидов.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Задание №35

При сжигании 2,28 г неизвестного органического вещества А в качестве единственных продуктов сгорания были получены  1,8 г воды и 2,688 л углекислого газа (н.у.). Известно, что вещество А может быть синтезировано в одну стадию из углеводорода Б, который может реагировать с гидроксидом диамминсеребра в мольном соотношении 1:2 соответственно.

На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества А;
2) составьте структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции получения вещества А из вещества Б. (используйте структурные формулы органических веществ).

Ответы к первой части варианта №27

№ задания, ответ № задания, ответ
1) 25
2) 235
3) 23
4) 12
5) 351
6) 35
7) 43
8) 3621
9) 2125
10) 34
11) 687
12) 34
13) 25
14) 25
15) 35
16) 3443
17) 4535
18) 46
19) 25
20) 23
21) 342
22) 3654
23) 2112
24) 2313
25) 3412
26) 241
27) 1,6
28) 30,2
29) 27,6

 

Ответы ко второй части варианта №27

Задание №30

CrO + 4HNO3 = Cr(NO3)3 + NO2 + 2H2O

1∙ | Cr+2 − 1ē → Cr+3

1∙ | N+5 + 1ē → N+4

хром в степени окисления +2 (или оксид хрома(II)) является восстановителем;

азот в степени окисления +5 (или азотная кислота) – окислителем.

Задание 31

HNO3 + NH4F = NH4NO3 + HF

H+ + NO3 + NH4+ + F = NH4+ + NO3 + HF

H+ + F = HF

Задание 32

1) BaMnO4 + 8HCl = BaCl2 + MnCl2 + 2Cl2 + 4H2O

2) BaCl2 + (NH4)2SO4 = BaSO4 + 2NH4Cl

3) BaSO4 + 4C = BaS + 4CO

4) BaS + 8HNO3 = BaSO4 + 8NO2 + 4H2O

Задание 33гексадиен-1,5 + перманганат магния + серная кислота

Задание 34

Смесь оксида железа(II) и оксида железа(III) массой 8,28 г растворили в 100 г концентрированной азотной кислоты, взятой в избытке. Полученный раствор упаривали до тех пор, пока твердый остаток не стал представлять собой одно единственное вещество. Данное вещество растворили в воде, а к образовавшемуся раствору добавили избыток раствора сульфида калия. При этом наблюдали образование осадка без выделения газа. Полученный в результате этого осадок отфильтровали и взвесили. Его масса оказалась равна 10,92 г. Определите массовую долю соли в растворе после растворения смеси оксидов.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Пусть,
n(Fe2O3) = х моль, а n(FeO) = у моль. Тогда:
m(Fe2O3) = M·n = 160х г, а m(FeO) = M·n = 72y г;

Очевидно, что:
m(смеси Fe2O3 и FeO) =  m(Fe2O3) + m(FeO) = (160х + 72y) г

Также из условия мы знаем, что:
m(смеси Fe2O3 и FeO) = 8,28 г,

Получаем первое уравнение системы:
160х + 72y = 8,28

Оба оксида железа при взаимодействии с азотной кислотой образуют нитрат железа (III):

Fe2O3 + 6HNO3 = 2Fe(NO3)3 + 3H2O (I)
FeO + 4HNO3 = Fe(NO3)3 + NO2↑+ 2H2O (II)

Выразим через x и y общее количество вещества нитрата железа (III) образовавшегося в результате реакций (I) и (II).

В начале решения мы приняли, что n(Fe2O3) = x моль, следовательно, в соответствии с уравнением реакции (I):
nI(Fe(NO3)3) = 2n(Fe2O3) = 2x моль,

Аналогично, учитывая, что n(FeO) мы приняли равным y моль, в соответствии с уравнением реакции (II) мы можем сказать, что количество вещества нитрата железа(III), образовавшегося по реакции (II), будет равно:
nI(Fe(NO3)3) = n(FeO) = y моль,

Таким образом:
nобщ.(Fe(NO3)3) =  nI(Fe(NO3)3) + nII(Fe(NO3)3) = (2x + y) моль,

В условии задачи сказано, что азотную кислоту к смеси оксидов железа добавили в избытке. Таким образом, до упаривания образовавшийся раствор состоял из нитрата железа(III), азотной кислоты и воды. Также известно, что в результате упаривания в твердом остатке остается одно единственное вещество. Исходя из того, что вода и азотная кислота имеют молекулярное строение, а нитрат железа(III) – ионное, логичным будет вывод о том, что твердый остаток представляет собой ни что иное, как нитрат железа(III) – наиболее высококипящий компонент данного раствора.

Таким образом, фактически избыток раствора сульфида калия добавляется к раствору нитрата железа(III). При этом протекает реакция, которая описывается уравнением:

2Fe(NO3)3 + 3K2S = 2FeS↓ + S↓ + 6KNO3    (III)

Осадок, образовавшийся при добавлении раствора сульфида калия к раствору нитрата железа(III), представляет собой смесь двух веществ – сульфида железа(II) и серы.

Зная, как общее количество вещества нитрата железа выражается через x и y, мы аналогичным образом через x и y можем выразить количество вещества сульфида железа (II) и количество вещества серы.

Учитывая, что nобщее(Fe(NO3)3) = (2x + y) моль,  то в соответствии с уравнением реакции (III) мы можем записать, что:
n(FeS) = nобщее(Fe(NO3)3) = (2x + y) моль, и, аналогично, что:
n(S) = 0,5·nобщее(Fe(NO3)3) = 0,5·(2x + y) = (x + 0,5y) моль,

В свою очередь:
m(FeS) = M·n = 88(2x + y) = (176x+88y) г,
m(S) = M·n = 32(x+0,5y) = (32x+16y) г

Поскольку, как уже было сказано, осадок, образовавшийся в реакции (III), представляет собой смесь двух веществ – сульфида железа(II) и серы, мы можем сказать, что:

mIII(осадка) = m(FeS) + m(S) = (176x+88y) г  + (32х+16y) г = (208x+104y) г,

В то же время, из условия задачи мы знаем, что:
mIII(осадка) = 10,92 г

Отсюда имеем еще одно уравнение с двумя переменными:
208x+104y = 10,92

Далее требуется решить систему двух уравнений в двумя неизвестными. Решаем:решение задачи химии системой уравнений

Таким образом, 
n(Fe2O3) = x моль = 0,045 моль,
n(FeO) = y моль = 0,015 моль,

В задаче требуется рассчитать массовую долю соли в растворе, полученном при растворении оксидов железа в концентрированном растворе азотной кислоты. То есть, рассчитать массовую долю нитрата железа(III). Для расчета массовой доли нитрата железа(III) нам необходимо знать суммарную массу нитрата железа(III), образовавшегося из обоих оксидов  в соответствии с уравнениями реакций (I) и (II).

Ранее мы уже записывали, что:
nобщ.(Fe(NO3)3) =  nI(Fe(NO3)3) + nII(Fe(NO3)3) = (2x + y) моль,

подставляя найденные значения x и y получаем: 
nобщ.(Fe(NO3)3)  = 2·0,045 + 0,015 = 0,105 моль, тогда,
mобщ.(Fe(NO3)3) = nобщее(Fe(NO3)3)·M(Fe(NO3)3) = 0,105·242 = 25,41 г,

Масса раствора, образовавшегося при растворении оксидов железа в концентрированной азотной кислоте будет равна:
mр-ра(после р-ций I и II) = m(смеси Fe2O3 и FeO) + m(HNO3(конц.)) - m(NO2)

Для расчета массы раствора, образовавшегося при растворении оксидов в концентрированной азотной кислоте, нам не хватает только значения массы диоксида азота. Найдем его. В соответствии с уравнением реакции (II):

n(NO2) = n(FeO) = y моль = 0,015 моль, следовательно,
m(NO2)=  n·M = 0,015·46 = 0,69 г,

Тогда:
mр-ра(после р-ций I и II) = 8,28 г + 100 г - 0,69 г = 107,59 г,

В свою очередь:

массовая доля нитрата железа III ответ к задаче  

Задание 35

При сжигании 2,28 г неизвестного органического вещества А в качестве единственных продуктов сгорания были получены  1,8 г воды и 2,688 л углекислого газа (н.у.). Известно, что вещество А может быть синтезировано в одну стадию из углеводорода Б, который может реагировать с гидроксидом диамминсеребра в мольном соотношении 1:2 соответственно.

На основании данных условия задания:

1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества А;

2) составьте структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

3) напишите уравнение реакции получения вещества А из вещества Б. (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

Поскольку в результате сгорания вещества А в качестве продуктов сгорания образовались только вода и углекислый газ, это означает, что вещество А представляет собой либо углеводород, либо органическое соединение, образованное тремя элементами - углеродом, водородом и кислородом. В любом случае, молекулярную формулу искомого соединения мы можем представить как CxHyOz. В случае, если вдруг искомое соединение, все же окажется углеводородом, мы просто получим значение z = 0.
Определим количество вещества углекислого газа:

n(CO2) = V(CO2)/Vm = 2,688/22,4 = 0,12 моль,
и воды:
n(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 1,8/18 = 0,1 моль.

Далее определим количество вещества атомов углерода и их массу в составе органического вещества:
n(C) = n(CO2) = 0,12 моль,
m(C) = n(C)·M(C) = 0,12·12 = 1,44 г,

аналогичные расчеты проведем для водорода:
n(H) = 2n(H2O) = 2·0,1 = 0,2 моль,
m(H) = n(H)·M(H) = 0,2·1 = 0,2 г

Рассчитаем массу кислорода, которая содержалась в сожженной порции вещества А массой 2,28 г:
m(O) = m(в-ва) - m(C) - m(H) = 2,28 г - 1,44 г - 0,2 г = 0,64 г,

Мы получили значение массы кислорода отличное от нуля, следовательно соединение А  – это не углеводород. Рассчитаем количество вещества атомов кислорода в порции вещества А массой 2,28 г:

n(O) = m(O)/M(O) = 0,64/16 = 0,04 моль,

Далее найдем простейшую формулу вещества А:
n(C) : n(H) : n(O) = 0,12 : 0,2 : 0,04 = 3 : 5 : 1

То есть, простейшая (эмпирическая) формула вещества А - C3H5O.

Следует отметить, что полученная простейшая формула C3H5O не может оказаться истинной молекулярной формулой вещества А. Связано это с тем, что кислородсодержащие соединения с формулой вида CxHyOz не могут содержать в составе своих молекул нечетное число атомов водорода. Поэтому, для получения истинной молекулярной формулы вещества А найденную нами простейшую формулу нужно "увеличить" в чётное число раз.

Для того, чтобы задача на установление формулы вещества была засчитана, достаточно найти хотя бы одно ее решение, при этом не так уж и редко задача имеет несколько или даже множество решений.

По этой причине, наша задача сейчас увеличивать последовательно простейшую формулу C3H5O в четное число раз, начиная с наименьшего четного числа - 2 (в 2, 4, 6 и т.д.)раз. И искать решения пока мы не наткнемся на первое подходящее. В случае успешного нахождения подходящего решения дальнейшие поиски дополнительных решений можно прекратить.

Увеличив простейшую формулу вещества А в два раза мы получаем формулу C6H10O2.
В условии задачи сказано, что исходный углеводород Б может реагировать с [Ag(NH3)2]OH. Из углеводородов с аммиачным раствором оксида серебра реагируют только те, молекулы которых имеют минимум одну тройную углерод-углеродную связь на конце молекулы. Поскольку в условии сказано, что углеводород Б реагирует с гидроксидом диамминсеребра в соотношении 1:2, это значит, что молекула углеводорода Б имеет 2 подвижных атома водорода возле тройной СС связи. В такой же пропорции с аммиачными раствором оксида серебра из алкинов способен реагировать только ацетилен. Любой другой его гомолог с концевой тройной связью СС способен реагировать с аммиачным комплексом только в соотношении 1:1.  Отсюда, логично предположить, что искомый углеводород имеет две концевые тройные СС связи, то есть его можно отнести к классу алкадиинов. В свою очередь соединение А  может представлять собой продукт полной гидратации алкадиина Б.

В таком случае искомым углеводородом Б может являться гексадиин-1,5, а продуктом получаемым из него в одну стадию гександион-2,4.
Таким образом, :

1) молекулярная формула вещества А - C6H10O2

2) структурная формула вещества А: гександион-2,4 или 2,4-гександион

3) уравнение реакции получения вещества А из вещества Б:

Комментариев 56
  1. Миша

    здравствуйте.огромное спасибо вам за такие задания. можете подсказать решение 27 задачи?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за высокую оценку. Решение не выдам, но оно достаточно простое. Главное — перевести правильно единицы измерения и помнить, что плотность воды равна 1 г/мл.

  2. Мария

    а почему в первом задании ответ не 14?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Рекомендую расписать электронно-графические формулы данных элементов и убедиться, что ответ 14 не соответствует условию.

      • Дмитриф

        Но так 25 же тоже не подходит, или я что-то не понимаю……

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Подходят именно они. Чтобы разобраться, рекомендую расписать электронно-графические формулы данных элементов.

  3. Мария

    а почему в 12 не 35

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Ответ 3 не подходит. Изомером цикла может быть кратная связь.

  4. Варвара

    Добрый день! подскажите, пожалуйста, в 16 задании нет ошибки? классы веществ никак не перекликаются с самими веществами. Надеюсь, что мой вопрос адекватен, и я не потеряла рассудок к концу дня;)))

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Рекомендую внимательно прочитать формулировку задания. Левый столбик к правому там действительно напрямую относится, лишь косвенно.

  5. Юлия

    Добрый день, в 35 задаче подойдет ли в качестве вещества А карбоновая кислота циклопентана? Формула и все условия , кажется, соблюдаются?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! А как ее из диалкина получить? По условию нужно же.

  6. Людмила

    Добрый день! Большое спасибо за интересный вариант. Можно узнать, а что получится при взаимодействии P2O3 и K2O2 в 8-ом задании? Заранее спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Зависит от соотношения реагентов, но точно произойдет ОВР, а кислотно-основные свойства исходных веществ еще и способствуют образованию соли. Можно условно записать в продукты пирофосфат калия.

  7. Татьяна

    Здравствуйте.В задании 11 вещество 2) этиленгликоль 8) этандиол-1,2 в правом столбике. Что выбрать , если это одно и тоже вещество?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Читаем внимательно условие, тогда вопрос отпадет.

  8. Елена

    Добрый вечер. В 35 номере может быть 3метилпентадиин-1,4

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый вечер! Да, возможна и такая структура, условиям не противоречит.

  9. Амалия

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли было в 35 вывести формулу: С4Н9-СООН, т. е. цикл+карбоксильная группа? Заранее спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Радикал С4Н9 не соответствует циклическому строению.

  10. Алиса

    Здравствуйте , объясните первое задание ,пожалуйста! Не понимаю (

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Для ответа на вопрос рекомендую нарисовать электронно-графические формулы с ячейками для данных элементов. Станет понятнее.

      • Наталья

        Здравствуйте. Написали электронно-графические формулы. Все равно не поймём, как может совпадать число спаренных s-электронов, если F (под №2) во втором периоде, а Mg(под №5) в третьем? Пробовали суммировать все спаренные s- и p-электроны, тоже не выходит. Может мы текст задания неверно понимаем?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! У фтора 4 спаренных s-электрона и 4 спаренных р-электрона. У магния их по шесть.

          • Наталья

            Все понятно! Спасибо

          • Екатерина

            Здравствуйте,в 22 задании нельзя было в первом номере выбрать хлорид серебра раствор ?Ведь при электролизе там хлор образуется на аноде?

          • Соавтор проекта Борисов И.С.

            Добрый день! Хлорид серебра нерастворим, раствор из него не приготовить.

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Не за что, на связи с вами.

  11. Антонина

    Объясните, пожалуйста, что значит «все ковалентные связи образованы по обменному механизму?» (задание 4).
    Во-вторых, объясните, пожалуйста, КАК решить задание 10? Заранее благодарю!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Это значит, что отсутствуют ковалентные связи, образованные по донорно-акцепторному механизму. А в номере 10 рекомендую подумать, как из имеющегося списка веществ и меди получить CuCl2.

  12. Марина Андреева

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему в 9 задании между Fe2O3 и HBr не может пойти ОВР?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, ОВР там не будет.

  13. Динара

    Добрый день.Почему в 14 вопросе правильный ответ 25,а не 23

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Карбоновые кислоты реагируют с карбонатами и гидрокарбонатами по типу ионного обмена.

  14. Ольга

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему вещества в задании 31 вступают в реакцию ионного обмена, а не в ОВР, как типичный восстановитель и сильный окислитель? С какими сложными веществами-окислителями соединения аммиака вступают в ОВР?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Катион аммония не является хорошим восстановителем.

  15. Елена

    Доброго времени суток, подскажите пожалуйста, в 31 задании, возможно-ли написать РИО между азотной кислотой и оксидом меди?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, в 31 номера нельзя брать оксиды, поскольку они не являются электролитами.

  16. Елена

    в задании 35 ошибочно написана в решении формула C2H5O вместо C3H60

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Спасибо, исправил.

  17. Роман

    Добрый день! Прошу помочь с заданием, как бы это смешно не звучало, #1. Электронную графическую схему магния и фтора сделал,у фтора по 4 спаренных s и p, а у магния по 6. Но это же не одинаковое число.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! У одного 4 и 4, у второго 6 и 6. Поровну внутри атома.

  18. Полина

    здравствуйте, может ли в 35 задании быть веществом А- двухосновный альдегид (cohch2ch2ch2ch2coh), а веществом Б октин-1,8. соответственно октин 1,8 реагирует с окислителем в кислой среде и дает нужный альдегид двухосновный, и он же реагирует с гидроксидом диамминсеребра в соотношении 1:2

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В условиях, необходимых для разрыва кратных связей, альдегид практически наверняка перейдет в кислоту.

  19. Екатерина

    Добрый день! Вопрос по 33 цепочке. Этан вступает в реакцию замещения и потом образуется соль амина. Почему нельзя сделать галогенирование, а потом добавить недостаток аммиака и будет тоже самое?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, можно и так сделать.

  20. Анастасия

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, почему в 32 задании в 4 пункте образуется сульфат бария, разве не сера и нитрат бария, что обычно более вероятно при нагревании и действии концентрированной азотной кислоты?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, до +6 сера окисляется.

  21. Анастасия

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какие должны быть рассуждения в 29 задании. Я несколько раз перерешала, но у меня выходит только 26,5 вместо 27,6. Может, что-то с реакцией? У меня в продуктах выходят оксид азота 4, серная кислота, нитрат хрома 3 и вода

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Можно оставить сульфат хрома (III).

  22. савва

    здравствуйте! можно ли в 29 написать такую реакцию:
    Cr2O3+30HNO3= H2Cr2O7+ 3 H2SO4+ 30 NO2 + 11H2O

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Неверно, так не будет.

  23. Наталья

    В 29 задаче азотная кислота окисляет сульфид разве не до серной кислоты? Почему до серы? Сера же реагирует с концентрированной азоткой?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! До сульфата.

  24. Лариса

    Здравствуйте! Подскажите, в 23 задании среда в растворе дихромата калия разве не нейтральная? Почему в ответе лакмус синий — среда щелочная? Ведь это соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, не гидролизуется, т. е. среда нейтральная, лакмус фиолетовый. Или я чего-то не знаю?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Там не дихромат, а оксалат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.