Вариант 28 Широкопояс Борисов ЕГЭ по химии.

Тренировочный вариант №28.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии имеют одинаковую конфигурацию третьего энергетического уровня:

1) Ti          2) Mn          3) Zn          4) Cr          5) Sc

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, электроотрицательность которых больше, чем у брома, и расположите их в порядке убывания атомного радиуса.

1) As          2) N          3) Cl          4) Be          5) F

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из предложенного перечня химических элементов выберите два элемента, находящихся в одном периоде Периодической системы, которые могут иметь одинаковую степень окисления в образованных ими анионах с общей формулой ЭО2-.

1) Se          2) Br          3) S          4) Al          5) Cl

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, в частицах которых присутствуют все типы химической связи, что и в молекуле этандиовой кислоты.

1) трибромметан
2) пероксид водорода
3) пероксид бария
4) серная кислота
5) бутин-2

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) средней соли; Б) основного гидроксида; В) кислотного гидроксида.

1) Zn(OH)2 2) Zn(OH)Cl 3) Be(OH)2
4) Cr(OH)3 5) KMnO4 6) CH3OH
7) Mn(OH)2 8) RbCr(SO4)2 9) SO(OH)2
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

В две пробирки поместили одинаковые медные пластинки. В первую пробирку добавили раствор вещества Х и наблюдали уменьшение массы пластинки после окончания реакции. Во вторую пробирку добавили раствор вещества Y и наблюдали увеличение массы пластинки после окончания процесса. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) соляная кислота
2) уксусная кислота
3) ацетат серебра
4) ацетат свинца
5) азотная кислота

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №7

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) HF
Б) H2S
В) H2SiO3
Г) HNO3(конц)

1) натрий, аммиак, сернистый газ
2) хлор, бром, гидроксид алюминия
3) гидроксид калия, фтороводород, гидроксид кальция
4) фосфид калия, водород, азот
5) оксид стронция, железная окалина, аморфный оксид кремния (IV)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) SO2 + HNO3(конц.)
Б) Fe2(SO4)3(р-р) + SO2
В) SO2 + Br2(р-р)
Г) SO2 + H2S
1) кислота + оксид + вода
2) оксид + гидроксид
3) соль + простое вещество
4) кислота + кислота
5) соль + кислота
6) вода + кислота
7) простое вещество + вода

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ:X H2SO4 конц Fe2(SO4)3 Y FeSO4Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) сульфат железа (III)
2) карбонат железа (II)
3) железо (проволока)
4) бромоводород
5) водород

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между молекулярной формулой и названием вещества, которому она может соответствовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

А) C6CaO2H14
Б) CaC6O4H10
В) H6CaO4C6

1) пропиноат кальция
2) гексаноат кальция
3) ацетат кальция
4) пропионат кальция
5) бензоат кальция
6) пропилат кальция
7) фенолят кальция
8) пропеноат кальция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня формул выберите две таких, которые не могут соответствовать веществам с двумя функциональными группами.

1) C3H7O2N
2) C2H2O2
3) C3H9N
4) C4H4O4
5) C6NH7

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №12

Из предложенного перечня выберите все соединения, которые могут вступить в реакцию замещения под действием металлического натрия и не являются газами.

1) метанол
2) пентен-1
3) гексин-1
4) пропин
5) гексадиин-1,3

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного списка соединений выберите те, при гидролизе которых можно получить трисахариды.

1) крахмал
2) нейлон
3) сахароза
4) рибоза
5) целлюлоза

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между структурой углеводорода и углеродсодержащими продуктами, которые образуются при его окислении под действием подкисленного раствора перманганата калия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СТРУКТУРА УГЛЕВОДОРОДА ПРОДУКТЫ

1) карбоновая кислота + оксид углерода (IV)
2) карбоновая кислота
3) кетон + карбоновая кислота
4) не реагирует
5) кетон + оксид углерода (IV)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между схемой превращения и типом реакции, с помощью которой его можно осуществить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА ТИП РЕАКЦИИ
А) целлюлоза → глюкоза
Б) фенол → фенолформальдегидная смола
В) этанол → диэтиловый эфир
Г) 2-фенилэтанол → стирол
1) полимеризация
2) кислотный гидролиз
3) внутримолекулярная дегидратация
4) окисление
5) межмолекулярная дегидратация
6) сополиконденсация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ:X Y нейтрализация ионный обмен

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) этилацетат
2) метанол
3) ацетат магния
4) этилат натрия
5) этановая кислота

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня процессов выберите все такие, которые сопровождаются выделением газа.

1) взаимодействие ацетата железа(II) и азотной кислоты
2) сплавление карбоната калия и оксида цинка
3) нагревание раствора нитрата калия
4) взаимодействие раствора сульфата железа(III) и сернистого газа
5) взаимодействие горячих растворов нитрата аммония и нитрита бария

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня реакций выберите все такие, скорость протекания которых можно ускорить как нагреванием, так и повышением давления в системе.

1) разложение карбоната магния
2) окисление алюминия хлором
3) обжиг пирита
4) взаимодействие натрия с водой
5) окисление сульфита натрия в растворе кислородом воздуха

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

[adsp-pro-3]

Задание №19

Установите соответствие между выделенным атомом в формуле соединения и окислительно-восстановительными свойствами, которые он может проявлять: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СОЕДИНЕНИЕ

СВОЙСТВО ВЫДЕЛЕННОГО АТОМА 

А) CH3COONH4
Б) NH4NO3
В) Fe(CH3COO)2
1) не проявляет окислительно-восстановительных свойств
2) может быть только восстановителем
3) может быть как окислителем, так и восстановителем
4) может быть только окислителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между электролитом и продуктами, которые можно получить из него в ходе электролиза: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ЭЛЕКТРОЛИТ ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА
А) сульфат натрия (раствор)
Б) сульфат меди(II) (раствор)
В) хлороводород (раствор)
1) щелочь + простое вещество
2) кислота + простое вещество
3) щелочь + 2 простых вещества
4) оксид + простое вещество
5) 2 простых вещества
6) металл + кислота + простое вещество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов.

1) хлорид калия (0,1 моль/л) 
2) триметиламин (0,2 моль/л)
3) бромид метиламмония (0,01 моль/л)
4) этандиовая кислота (0,03 моль/л)

Запишите номера веществ в порядке убывания концентрации ионов водорода в их водных растворах.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между способом воздействия на равновесную системууравнение диссоциации азотистой

и смещением химического равновесия в результате этого воздействия. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) увеличение давления
Б) добавление соляной кислоты
В) добавление твердого гидроксида цезия
Г) добавление порошка нитрита калия

1) в сторону обратной реакции
2) в сторону прямой реакции
3) практически не сместится

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили пары метанола, смесь угарного газа и водорода, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

CO(г) + 2H2(г) ⇆ CH3OH(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходная концентрация оксида углерода (II) была равна 0,5 моль/л, а равновесные концентрации угарного газа, паров метанола и водорода - 0,2 моль/л, 0,35 моль/л и 0,1 моль/л соответственно.

Определите исходные концентрации водорода (X) и метанола (Y).

 

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,1 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,3 моль/л
4) 0,05 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,7 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между названиями двух веществ и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) йодид триэтиламмония(р-р) и нитрат серебра(р-р)
Б) перманганат калия(р-р) и сульфат марганца(II)(р-р)
В) гипохлорит калия(р-р) и сульфит аммония(р-р)
Г) взвесь сульфита бария в воде и сернистый газ
1) нет видимых признаков
2) образование окрашенного осадка
3) обесцвечивание раствора и выделение газа
4) растворение осадка
5) обесцвечивание раствора и образование осадка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
А) хлорид натрия
Б) фосфат кальция
В) перекись водорода
1) производство резины
2) производство удобрений
3) пищевая добавка
4) производство антисептиков

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

К раствору соляной кислоты с массовой долей воды 63,5% добавили 200 мл воды и получили раствор с массовой долей хлороводорода 18,25%. Вычислите массу исходного раствора. (Запишите ответ с точностью до целых.)

Ответ:___________________ г.

Задание №27

Взаимодействие лития с водой происходит согласно термохимическому уравнению:

2Li(тв) + 2H2O(ж) = 2LiOH(p-p) + Н2(г) + Q

При образовании 12 г гидроксида лития выделилось 102 кДж энергии. Рассчитайте объем израсходованной воды в мл, если при этом выделилось 51 кДж энергии. (Запишите ответ с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ мл

Задание №28

Рассчитайте массовую долю неона в смеси с углекислым газом общей массой 2400 мг, которая может прореагировать минимум с 61 г 5%-ного раствора силиката натрия. (Запишите ответ с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

ацетат свинца(II), нитрат меди(II), фосфат натрия, хлорид цинка, йодид цезия, дигидрофосфат натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите два таких, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с образованием белого осадка бинарного соединения. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите два таких, реакция ионного обмена между которыми протекает без видимых признаков. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения данной реакции с участием выбранных веществ. 

Задание №31

Навеску оксида фосфора(III) добавили к раствору, содержащему перекись водорода и гидроксид бария. Полученный раствор выпарили досуха, остаток прокалили с песком и углем. Выделившийся газ пропустили над оксидом железа(III), а образовавшийся при этом твердый остаток, представляющий собой одно вещество, растворили в разбавленной бромоводородной кислоте. При этом наблюдали образование желто-коричневого раствора. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

При полном сгорании в кислороде неизвестного органического соединения массой 6,95 г в качестве единственных продуктов сгорания образовалось 7,84 л углекислого газа, 700 мг азота и 4,05 г воды. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что оно может быть получено в одну стадию из вещества с молекулярной формулой С7Н6О.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с нитрующей смесью.

Задание №34

Навеску смеси октагидрата гидроксида бария (Ba(OH)2·8H2O) и бромида цезия растворили в воде. В полученный раствор с массовой долей соли 5% пропустили углекислый газ до прекращения поглощения. Образовавшийся раствор разделили на две колбы. Первую колбу нагревали до окончания реакции. Во вторую колбу добавили 200 г 2%-ного раствора сульфата железа(III), причем реагенты прореагировали полностью. Вычислите массовую долю щелочи в исходном растворе, если известно, что отношение объемов газов, выделившихся из первой и второй колб, равно 7:6, а отношение масс бромида цезия во второй колбе и добавленного сульфата железа(III) равно 891:500. Растворимостью газов в воде пренебречь.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №28

№ задания, ответ № задания, ответ
1) 24
2) 325
3) 45
4) 25
5) 579
6) 53
7) 5131
8) 2547
9) 23
10) 648
11) 35
12) 135
13) 15
14) 2314
15) 2653
16) 53
17) 125
18) 235
19) 243
20) 565
21) 4312
22) 3121
23) 64
24) 2514
25) 324
26) 200
27) 4,5
28) 8,3

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №28

Задание №29

2Cu(NO3)2 + 4CsI = 2CuI + I2 + 4CsNO3

йод в степени окисления -1 (или йодид цезия) является восстановителем;
медь в степени окисления +2 (или нитрат меди) – окислителем.

Задание 30

Na3PO4 + NaH2PO4 = 2Na2HPO4

3Na+ + PO43- + Na+ + H2PO4- = 4Na+ + 2HPO42-

PO43- + H2PO4- =  2HPO42-

Задание 31

3Ba(OH)2 + P2O3 + 2H2O2 = Ba3(PO4)2 + 5H2O

Ba3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3BaSiO3 + 2P + 5CO

CO + 3Fe2O3 = 2Fe3O4 + CO2

Fe3O4 + 8HBr = FeBr2 + 2FeBr3 + 4H2O

Задание 32

Задание 33

При полном сгорании в кислороде неизвестного органического соединения массой 6,95 г в качестве единственных продуктов сгорания образовалось 7,84 л углекислого газа, 700 мг азота и 4,05 г воды. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что оно может быть получено в одну стадию из вещества с молекулярной формулой С7Н6О.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с нитрующей смесью.

Решение:

Судя по продуктам сгорания, в состав вещества могут входить углерод, водород, кислород, азот. Представим молекулярную формулу в виде CxHyOzNk и проведем необходимые вычисления:

n(СО2) = V/Vm = 7,84/22,4 = 0,35 моль
n(С) = n(СО2) = 0,35 моль
m(С) = n(С)·M(С) = 0,35·12 = 4,2 г
n(Н2О) = m(Н2О)/M(Н2О) = 4,05/18 = 0,225 моль
n(Н) = 2n(Н2О) = 0,45 моль
m(Н) = n(Н)·M(Н) = 0,45·1 = 0,45 г
n(N) = m(N)/M(N) = 0,7/14 = 0,05 моль
m(O) = m(CxHyOzNk) - m(С) - m(Н) - m(N) = 6,95 - 4,2 - 0,45 - 0,7 = 1,6 г
n(O) = m(O)/M(O) = 1,6/16 = 0,1 моль

x : y : z : k = 0,35 : 0,45 : 0,1 : 0,05 = 7 : 9 : 2 :1

C7H9O2N - простейшая формула.
Предположим, что эта же формула является также истинной молекулярной. Тогда, на основании соотношения в молекуле углерод/водород можно предположить, что молекула вещества имеет в своей структуре бензольное кольцо. Два атома кислорода можно отнести к карбоксильной группе. Таким образом, формулу вещества можно представить как C6H5COOX. Несложно посчитать, что на состав фрагмента X приходится один атом азота и 4 атома водорода. Следовательно, вещество представляет собой бензоат аммония, структурная формула которого:
бензоат аммония структурная формула

В свою очередь уравнение взаимодействия этого вещества с нитрующей смесью может быть записано как:

C6H5COONH4 + HNO3

 

Задание 34

Навеску смеси октагидрата гидроксида бария (Ba(OH)2·8H2O) и бромида цезия растворили в воде. В полученный раствор с массовой долей соли 5% пропустили углекислый газ до прекращения поглощения. Образовавшийся раствор разделили на две колбы. Первую колбу нагревали до окончания реакции. Во вторую колбу добавили 200 г 2%-ного раствора сульфата железа(III), причем реагенты прореагировали полностью. Вычислите массовую долю щелочи в исходном растворе, если известно, что отношение объемов газов, выделившихся из первой и второй колб, равно 7:6, а отношение масс бромида цезия во второй колбе и добавленного сульфата железа(III) равно 891:500. Растворимостью газов в воде пренебречь.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Запишем уравнения химических реакций:

Ba(OH)2 + 2CO2 = Ba(HCO3)2
Ba(HCO3)2 = BaCO3 + H2O + CO2
3Ba(HCO3)2 + Fe2(SO4)3 = 3BaSO4 + 2Fe(OH)3 + 6CO2

Вычислим массу и количество сульфата железа (III):

m(Fe2(SO4)3) = m(р-ра Fe2(SO4)3)·ω(Fe2(SO4)3)/100% = 200·2%/100% = 4 г
n(Fe2(SO4)3) = m(Fe2(SO4)3)/M(Fe2(SO4)3) = 4/400 = 0,01 моль

Далее вычислим количества гидрокарбоната бария во второй колбе и объем газа, который из нее выделился:

n(Ba(HCO3)2 2 колба) = 3n(Fe2(SO4)3) = 3·0,01 = 0,03 моль
n(CO2 2 колба) = 6n(Fe2(SO4)3) = 6·0,01 = 0,06 моль

Тогда можно сразу оценить количество углекислого газа и гидрокарбоната бария в первой колбе:

n(CO2 1 колба) = n(CO2 2 колба)/6·7 = 0,06/6·7 = 0,07 моль
n(Ba(HCO3)2 1 колба) = n(CO2 1 колба) = 0,07 моль

Вычислим общее количество и массу гидроксида бария:

n(Ba(OH)2) = n(Ba(HCO3)2 1 колба) + n(Ba(HCO3)2 2 колба) = 0,07 + 0,03 = 0,1 моль
m(Ba(OH)2) = n(Ba(OH)2)·M(Ba(OH)2) = 0,1·171 = 17,1 г

Далее необходимо найти массу и количество бромида цезия во второй колбе:

m(CsBr 2 колба) = m(Fe2(SO4)3)/500·891 = 4/500·891 = 7,128 г

Соотношение количеств бромида цезия и гидрокарбоната бария в двух колбах одинаково, что справедливо и для соотношения масс. Тогда вычислим массу бромида цезия в первой колбе и в изначальном растворе:

m(CsBr 1 колба) = m(CsBr 2 колба)/3·7 = 7,128/3·7 = 16,632 г
m(CsBr исх.) = m(CsBr 1 колба) + m(CsBr 2 колба) = 16,632 + 7,128 = 23,76 г

Вычислим массу исходного раствора:

m(р-ра конечн.) = m(CsBr исх.)/ω(CsBr)·100% = 23,76/5%·100% = 475,2 г

Определим массовую долю щелочи в исходном растворе:

ω(Ba(OH)2) = m(Ba(OH)2)/m(р-ра конечн.)·100% = 17,1/475,2·100% = 3,6%

Ответ: 3,6%

[adsp-pro-10]

Комментариев 138
  1. Людмила

    Добрый вечер! Спасибо большое за как всегда интересный вариант, решала с удовольствием! Есть несколько вопросов, которые хотелось бы уточнить.
    Не подскажите в 11-ом задании пункт В — у меня упорно выходит адипинат кальция, но в ответах нет такого варианта и указан правильным пропеноат кальция, поясните, пожалуйста, почему. В 19-ом варианте пункт 4) не включен в список выбранных ответов, потому что там не указан нагрев, так ведь? В 21-ом задании пункт Б) там N выделен, который в NO3 — разве там не может быть только окислителем? И ещё в 25-ом задании описание задания немного не соответствует заданию. Там, скорее всего, не реагент, а признак протекания реакции..
    Заранее благодарю за Ваш ответ!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Задания подправил, теперь все соответствует. В 19 номере помним, что катион Fe(3+) проявляет заметные окислительные свойства. Это приводит к тому, что вместо взаимного усиления гидролиза в реакции с сульфит-ионом будет наблюдаться ОВР. Газа в реакции выделяться не будет. Благодарю за бдительность!

  2. Татьяна

    Здравствуйте! Спасибо за интересные варианты, заставляющие логически рассуждать. Всегда с нетерпением жду новые варианты.
    В задании 18 реакция с гидроксидом магния разве относится к реакции нейтрализации? (Реакция нейтрализации — это реакция между сильным основанием и сильной кислотой, а гидроксид магния таковым не является. ) В задании 27, в ответе 200 г раствора, но при таком разбавлении, концентрация уменьшится до 31,75%. При расчетах получается 80,66 г (до целых — 81).
    Если не права, заранее прошу извинения.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Под нейтрализацией вполне можно понимать реакцию просто основания и кислоты. А в задании 27 рекомендую обратить внимание, доли чего даны в задаче. Это важно.

      • Айгуль

        Здравствуйте, извините , но как у вас там получается 200? Мы всей командой не можем решить , пожалуйста, ответьте.

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          В начальном растворе концентрация хлороводорода была 36,5%, после добавления 200 г воды стала 18,25%. Если вдвое меньше, то разбавили в два раза, масса исходного раствора 200 г.

          • Андрей

            но там написано не 36,5 ,а 63,5

          • Соавтор проекта Борисов И.С.

            Добрый день! Читаем внимательно условия и думаем, чего там 36,5.

  3. Ирина

    Добрый день, очень интересный вариант, нетривиальные задания, где нужно хорошенько подумать) Хотелось бы спросить, примерно такого уровня сложности прогнозируется ЕГЭ 2021?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Задания наших вариантов в некоторых случаях заметно превосходят по сложности реальные варианты. Однако, некоторые идеи из них вполне могут оказаться на ЕГЭ 2021, как это было годом ранее. Те, кто решал наши варианты «покрепче», на ногах в 2020 году устоял и написал отлично экзамен.

  4. Инна

    Спасибо за вариант. Объясните пожалуйста, почему в задание 22 для А не подходит ответ 2?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Имеет смысл подправить, благодарю за бдительность.

  5. Дмитрий

    Здравствуйте, спасибо за очень хороший вариант, всё время жду их с нетерпением. У меня есть вопрос, а почему в 19 номере не подходит вариант под цифрой 3, ведь, как я знаю, пойдёт реакция 2KNO3=2KNO2+O2. Если не прав, то заранее прошу прощения.

    • Сергей Широкопояс

      нитраты разлагаются при прокаливании. то есть, температура необходима для их разложения высокая, значительно выше температуры кипения воды (100 град)

  6. Ирина

    Уважаемый Сергей! Почему в №10 в качестве Y не выбираем HBr? Ведь сульфат железа (III) — окислитель, а HBr- восстановитель?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Окислительного потенциала у катиона Fe(3+) достаточно только на окисление йодид-иона, но не бромид-иона.

  7. Хусейн

    Здравствуйте. возможно ли образование средний соли в первой реакции?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Просьба указывать номер задания для корректного ответа.

  8. Вера

    Здравствуйте. Почему SrHPO3 и Ba(H2PO2)2 это средние соли?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Дело в основности кислот, содержащих фосфор. У H3PO2 основность 1, заменить можно один атом водорода. У H3PO3 основность 2, заменить можно два атома водорода.

  9. Матвей

    Здравствуйте! Почему в 35 задаче количество азота в орг. веществе равно количеству молекулярного азота? Разве не надо, чтобы получить количество азота в орг. в-ве, поделить количество молекулярного азота на 2?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В решении ошибки нет, нам интересен элемент, а не простое вещество.

      • Александр

        Присоединяюсь к высказыванию Матвея. Когда Вы находите количество вещества водорода из воды, то домножаете на 2 полученное количество воды для того, чтобы найти водород. А для азота ( N2) такой операции не проводится, хотя вроде бы как это нужно сделать… Возможно, я чего-то не понимаю…

        • Сергей Широкопояс

          Внимательно прочитайте эту запись:
          n(N) = m(N)/M(N) = 0,7/14 = 0,05 моль

          внимание фокус-покус:
          m(N) = m(N2), т.е. масса всех атомов азота равна массе всех молекул азота.

          • Александр

            Спасибо большое, все понял.

  10. Тамара

    Здравствуйте, почему в 7 задании ответ 53? Ацетат серебра же не даст при взаимодействии с нитратом меди осадка…

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Серебро осядет на пластинке и увеличит ее массу.

  11. Софья

    Здравствуйте! Почему в 32 задании угарный газ окисляет оксид железа (III) до железной окалины, ведь обычно он, напротив, восстанавливает хим. соединения?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не окисляет, а восстанавливает. Рекомендую вспомнить строение железной окалины и оценить результат реакции.

      • Наталия

        Будет ли зачтена реакция полного восстановления: Fe2O3 + CO = 2FeO + CO2?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Нет, это не будет полным восстановлением.

  12. Дарья

    Добрый день! Хотелось бы узнать насчёт 3 задания — почему не подходит пункт 4? Ведь в бромистой кислоте у брома такая же степень окисление, как и у хлора в хлористой кислоте. Еще насчёт 29 задания хотелось бы спросить — как получить 1,12 л углекислого газа, если силикат реагирует с углекислым газом 1:1 или я ошибаюсь?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В 3 номере нужны элементы одного периода.

  13. Наталья

    Здравствуйте!Задание 11:в чем принципиальное отличие соединений пропиОНАТ и пропиНОАТ, поскажите,пожалуйста.Спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Пропионат — производное от тривиального названия пропановой кислоты (пропионовая). Пропиноат — систематическое название, соль пропиновой кислоты, имеющей тройную связь.

  14. Камила

    Здравствуйте. Почему в 19 задании не подходит цифра 3? (нагревание раствора KNO3)
    Разве не имеется в виду разложение нитрата?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нитраты ЩМ разлагаются при температуре значительно выше 100 градусов по Цельсию.

      • Виктория

        Здравствуйте, как из условия задания понять температуру нагревания нитрата калия? Заранее спасибо за ответ

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Температура в водном растворе не будет сильно отличаться от 100 градусов. Максимум. Для разложения нитрата калия нужно заметно выше.

  15. Камила

    Объясните пожалуйста ход мыслей, который должен быть при решении №27… Совсем не понимаю(

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Самое главное — учитывать, доля чего указана в каждой строке. Где-то — воды, а где-то — хлороводорода.

  16. Ирина

    Добрый день! Не могу понять, зачем нужны все расчеты в 34 задаче по первой колбе и нахождение общих масс, если все необходимое получается из вычислений в второй колбе? ведь массовая доля щелочи одинакова в порции и во всем растворе? Только, чтобы использовать все данные? поясните пожалуйста?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В ходе эксперимента растворы претерпевают разные превращения. Для корректного учета влияния этих процессов на вещества нужно проводить вычисления в обеих колбах.

  17. Светлана

    Доброго времени суток!
    Спасибо огромное за Вашу работу! Отличные варианты!!!
    В 27 вопросе скорее всего произошла техническая ошибка при наборе задания: в условии стоит 63,5%, а Вы в комментарии указываете 36,5%

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Указана доля воды, а не хлороводорода.

      • Светлана

        Читать не умею!
        Спасибо большое!!!!

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Не за что!

  18. Александра

    Добрый день.
    Допустимо ли в 35 задаче взять 3 моль азотной кислоты и получить 3,5-динитробензойную кислоту?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! После первого нитрования дальнейший процесс весьма затруднен, кольцо уже сильно дезактивировано будет по отношению к замещению. Не стоит.

  19. Алла

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, не сходится ответ в 21 задании. Почему азот в ацетате аммония может быть только окислителем? И задача 29 — ответ получается в 2 раза меньше

  20. Нина

    у вас в печатной версии варианта (выложенной в группе вк) в задании 21 под а) выделен азот, а в задании на сайте выделен жирно водород, поэтому если решать печатный вариант из вк, там правильный ответ в 21 а)2 ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Спасибо! Исправим при возможности.

  21. Нина

    а по какому условия надо было понять в 32 в 3), что образуется не простое вещество железо, а железная окалина?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Дальнейшее растворение в кислоте дает окраску, характерную для соли железа (III), так и понимаем.

  22. Алла

    Добрый день. В задаче 27 опечатка в массовой доле соляной кислоты. Какое уравнение реакции в задаче 29? У меня получается ответ в 2 раза меньше.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Опечатки там нет, читаем внимательно условия.

  23. Елена

    Подскажите пожалуйста, в 21 задании в ацетата аммония азот же в низшей с.о. соответственно он может быть только восстановителем?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, верно.

      • Настя

        Здравствуйте, а почему в 14 задании 1,2 метилциклогексан не реагирует с h2so4 и kmno4? Разве не получиться окисления по метильным группам до карбоновый кислоты?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Не путаем циклоалканы и арены.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Там выделен водород.

      • Елена

        Спасибо за оперативный ответ! И подскажите пожалуйста, как пропилбензоат с гидрооксидом меди реагирует, с образованием бензойной кислоты, пропанола и оксида меди (l)? Но тогда, кто нще меняет с.о. помимо меди? Заранее благодарю Вас!

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! С гидроксидом меди реакции не будет.

  24. хусейн

    могло ли быть в 35 задаче реакция с hno3 в соотношении 1:1? заранее спасибо за ответ

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, так бы не получилось.

  25. хусейн

    в 34 задаче мог fe2(so4)3 прореагировать с csbr2?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет реакции между ними.

  26. Полина

    Здравствуйте! Хотела узнать, сколько в 20 задании должно быть ответов? Клетки 2, а правильных ответа 3. Заранее спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Произвольное число.

  27. Жанна Уляшева

    Здравствуйте. В задании 34 для того, чтобы определить массу бромида цезия в первой колбе, нужно массу бромида цезия из второй колбы разделить на 3*7. Что такое 3 и 7?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Соотношения, которые получаются из объемов и коэффициентов.

  28. Ксения

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста как проходит реакция между плавиковой и кремниевой кислотами (8 задание)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! До гексафторкремниевой кислоты. Писать в рамках ЕГЭ не нужно.

  29. Артём

    меня интересует 34 задача, почему это вы соотношение масс прирпавняли к соотношению количеств? Это не одно и то же. Мне кажется решено некорректно, к сожалению ответ наверное я уже не узнаю.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Массы прямо пропорциональны количествам.

  30. Елена

    Здравствуйте! Почему кислотный оксид хрома (6) будет реагировать с алюминием? Я так понимаю, реакция не подобна алюмотермии?
    И почему не подойдет вода? Если верить Лидину, сера реагирует с ее парами.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Алюмотермия, вполне. А сера с водой не реагирует.

  31. Александра

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как решить 28 задачу

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Понять, что в ходе реакции образуется кислая соль.

  32. Наталия

    Подскажите, в 28 задаче на реакцию с силикатом натрия уйдет 0,025*44 = 1.1г углекислого газа. Тогда массовая доля неона (2,4-1,1)/2,4 = 0,5416. Где я ошибаюсь? Заранее спасибо за ответ!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В задании образуется кислая соль.

      • Наталия

        Большое спасибо!

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          На связи с вами.

  33. Дарья

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в задании 7 нельзя для азотной кислоты выбрать 2-ой вариант ответа?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет реакции с хлором и бромом.

      • Дарья

        Разве не может быть реакции до HClO3, NO2 и H2O (аналогично с бромом)?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Нет, такое не идет.

  34. Лена

    почему в варианте 28 в задаче 28 ответ 8,3 по расчетам 54

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Убедитесь в том, что в реакции пишете кислую соль, а не среднюю. Не игнорируем условия.

  35. Роман

    Доброго дня! Почему в 9 задании в качестве вещества Y нельзя использовать водород, чтобы восстановить железо из Fe2(SO4)3 в FeSO4? Я так полагаю, восстановительного потенциала водорода для этого недостаточно?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Такая реакция не идет.

  36. полина

    здравствуйте, в 31, если к оксиду железа 3 прибавить угарный газ, то может получиться простое вещество железо, как понять, что именно железная окалина получается

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Иначе не получим окрашенный раствор, о котором говорится в следующем пункте задания.

  37. Роман

    Здравствуйте, фосфат кальция применяется не только в производстве удобрений, но и как пищевая добавка. Часто на упаковка с информацией о составе детских смесей или хлебных изделий можно увидеть «фосфат кальция».

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! А еще им можно чистить что-нибудь, только это не влияет на основное потребление и использование этого вещества.

  38. Роман

    Как понять, что в 27 задаче образуется кислая соль, а не средняя?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Минимальный объем реагента = максимум СО2.

  39. Яна

    Здравствуйте!Не поняла 23 задачу,почему концентрация исходного метанола меньше равновесной, как так…Не могли бы вы показать расчёт концентрации исходного метанола?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Из таблицы понятно, что угарный газ и водород расходуются, а метанола станет при этом больше.

  40. Алина

    Добрый день! У меня в 27 задании получается ответ 5,4… Несколько раз перерешивала, а ответ 4,5 не получается…

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Из простой пропорции получаем, что воды 0,25 моль. Это 4,5 мл.

      • Алина

        Благодарю!

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          На связи

  41. Ирина

    Добрый день, подскажите, пожалуйста. почему в 33 задаче мы учитываем, что гидрокарбонат бария разлагается только до карбоната ? ведь там же не сказано, до какой температуры нагрели, карбонат бария тоже может разложиться, разве нет ? Заранее благодарю за ответ.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нагреваем мы все же раствор, поэтому до температуры разложения карбоната бария точно не доберемся. Обычно для настолько высоких температур используется слово «прокаливание».

  42. Vincent

    Некоторые задания усложнённые , надеюсь такого варианта как у вас на ЕГЭ не будет

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Усложненные, но заставляют думать и развивать мозги. При этом все в рамках программы ЕГЭ, поэтому имеет смысл такое порешать.

  43. Миля

    Здравствуйте!! Хотелось бы узнать, почему в 17 не подходит 3 вариант, ведь при нагревании нитрат калия разлагается с выделением кислорода

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет горячий раствор нитрата калия. Для разложения этой соли нужна значительно более высокая температура.

  44. Алёна

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как было составлено соотношение для нахождения массы бромида цезия в первой колбе?( откуда там получились числа 3 и 7)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Смотрим решение, там это есть.

  45. Анна

    Здравствуйте! Есть вопрос по поводу 7 задания: почему сероводород реагирует с натрием? У меня в учебнике по химии написано, что слабые кислоты не реагируют с металлами:( И еще один вопрос по этому же заданию: разве ортокремниевая кислота реагирует с фтороводородом? Я думала это может делать только оксид кремния IV. Заранее спасибо за ответы!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Плавиковая кислота реагирует с любым соединением кремния. А натрий настолько активен, что реагирует с очень широким кругом веществ. Не вижу причин, почему ему не реагировать с сероводородом.

  46. Ольга

    Извиняюсь, марганец и хром.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! У обоих 5 электронов на 3d-подуровне.

  47. Георгий

    Почему сахароза не гидролизуется? Это же дисахарид

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Гидролизуется.

  48. М

    Добрый день, позвольте задать вопрос по 31 заданию. Разве в реакции № 4 угарного газа с оксидом железа (III), формула которого выглядит как Fe2O3, не будет образовываться FeO? В условии сказано, что осадок будет представлять собой одно вещество, а образующаяся в ответе железная окалина Fe3O4 — это два вещества.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Железная окалина — не смесь, а индивидуальное соединение.

  49. Павел

    в 27 задаче,на термохимию почему ответ 4,5,у меня выходит 5,6 (5600),пожалуйста разьясните

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! На 0,5 моль гидроксида лития и такое же количество воды приходится 102 кДж. Вдвое меньше — это 0,25 моль или 4,5 мл. Вода — жидкость, а не газ, если что.

  50. Иван

    Здравствуйте! Почему в задании 17 ответ 125? Если при реакции ацетата железа и азотной кислоты газ не выделяется?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет ОВР и газ со сторону азота.

  51. Анастасия

    Здравствуйте! Подскажите, не могу сообразить! Почему в 22 номере в В) при добавлении твердого гидроксида цезия равновесие сдвигается в сторону прямой реакции?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Растворим и реагирует с Н(+).

  52. Наталья

    Здравствуйте. Вопрос по 34 задаче. Как понять, что соотношение гидрокарбоната бария и бромида цезия в колбах одинаковое? Спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Раствор один и тот же, поэтому оно не может быть разным.

  53. Влад

    добрый день! почему в 12 задании в ответе также есть пропин? ведь есть условие, что в-во не является газообразным

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Пропина нет в ответе.

  54. Елена

    Добрый день. В задании № 30 приведено не уравнение реакции ионного обмена, а уравнение реакции соединения, что не удовлетворяет условию задания. Несколько лет назад поставили 0 баллов за задание № 30 моей ученице за уравнение реакции между гидроксидом алюминия и гидроксидом натрия, что тоже является реакцией соединения. Но другого выбора веществ не было, как и в Вашем варианте. Это была единственная ошибка в решении КИМа на экзамене. Как быть в этом случае?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Два электролита и не ОВР. Этого достаточно. А на экзамене нужно уметь найти тот самый правильный ответ. Часто есть несколько вариантов, но искать надо самый простой и шаблонный.

  55. Варвара

    Добрый день! Что образуется при реакции плавиковой кислоты с железной окалиной?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Две соли и вода.

  56. Элиза

    Здравствуйте. Почему в 17 не подходит 3 номер: нагревание раствора нитрата калия

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет горячий раствор просто. Для разложения нужна куда более высокая температура.

    • Анатолий Миценгендлер

      вода выкипит при температуре высокой, а в задании указан раствор

  57. софья

    Добрый вечер. В 33м задании неправильно найдено количество вещества азота. его получено 700 мг при сгорании, но ведь там он в состоянии молекулы, которая содержит 2 атома, и тогда нужно домножить на 2… или я что-то не так понимаю?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не путать молекулы азота и его атомы, тогда все будет хорошо. Частая ошибка людей на ЕГЭ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.