Тренировочный КИМ для подготовки к ЕГЭ по химии номер 3.

Тренировочный вариант №3.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, наиболее распространенные изотопы которых содержат одинаковое число нейтронов:

1) Cu          2) V          3) Mg          4) Li          5) Cr

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева принадлежат к главной подгруппе одной группы.

Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения атомного радиуса.

1) Rb          2) Ag          3) Li          4) Cu          5) Cs

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, низшую степень окисления которых нельзя рассчитать по формуле: № группы − 8.

1) Si          2) Mn          3) Cr          4) N          5) P

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня соединений выберите два с одинаковым типом химической связи.

1) фтор

2) алмаз

3) хлороводород

4) хлорид калия

5) марганец

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) кислой соли; Б) гидроксида; В) пероксида.

1) K2[Zn(OH)4] 2) Tl2O3 3) H2SO4
4) Na2SiO3 5) K2HPO3 6) SrO2
7) BaHPO4 8) KO2 9) MnO2
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

В одну пробирку с раствором щелочи добавили вещество X, и в результате окислительно-восстановительной реакции выделение газа не наблюдали. В другую пробирку с раствором щелочи добавили вещество Y, в результате чего газ выделился. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) железо

2) медь

3) сера

4) углерод

5) цинк

Запишите в  таблицу   номера  выбранных  веществ  под  соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №7

Установите соответствие между веществом и набором реагентов, с каждым из которых оно может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО РЕАГЕНТЫ

А) ZnSO4

Б) Cu(NO3)2

В) FeI2

Г) CH3COOAg

1) HI, O2, N2

2) KOH, KI, H2S

3) Cl2, Br2, AgNO3

4) NaOH, BaCl2, Sr(NO3)2

5) NaOH, H2S, C

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и одним из продуктов, образующимся в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ

А) NaH2PO4 + NaOH(изб.)

Б) NaH2PO4(изб.) + NaOH

В) H3PO4(большой изб.) + NaOH

Г) H3PO4 + NaOH(большой изб.)

1) NaH2PO3

2) NaH2PO4

3) Na2HPO3

4) NaH2PO2

5) Na2HPO4

6) Na3PO4

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

В заданной схеме превращений

веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:

1) бромид калия

2) бром

3) бромоводород

4) бромат калия

5) бертолетова соль

Запишите  в  таблицу   номера  выбранных  веществ  под  соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между тривиальным названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ТРИВИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ КЛАСС/ГРУППА

А) кумол

Б) толуол

В) изопропанол

1) спирты

2) углеводороды

3) фенолы

4) амины

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, молекулы которых содержат только σ-связи.

1) глицерин

2) анилин

3) бензиламин

4) пропин

5) этиленгликоль

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Ответ:
 
 
Задание №12

Из предложенного перечня выберите все вещества, в которые можно превратить ацетилен под действием растворов KMnO4 в различной среде.

1) С2H4
2) K2C2O4
3) CH3COOH
4) CO2
5) CH4

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного перечня соединений выберите два вещества, которые могут вступать в реакцию этерификации между собой.

1) этанол
2) анилин
3) этаналь
4) метиламин
5) аланин

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между схемой реакции и продуктом этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИ УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩИЙ ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

А) СН≡СН 

Б) НС≡С-СН3

В) СН3-С≡С-СН3

Г) СН3-С≡С-СН3

1) ацетат калия

2) уксусная кислота и углекислый газ

3) ацетальдегид

4) ацетон

5) уксусная кислота

6) оксалат калия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктом, образующимся в результате их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

А) циклогексанол + HCl

Б) бензиловый спирт + HCl

В) циклогексанол + Na

Г) бензиловый спирт + CH3OH

1) циклогексанолят натрия

2) бензилат  натрия

3) бензоат натрия

4) метилбензиловый эфир

5) хлорциклогексан

6) хлорфенилметан

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Представлена следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) пропен
2) ацетилен
3) пропаналь
4) пропанол-2
5) пропин

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня реакций выберите все, которые являются обратимыми.

1) N2 + O2 = 2NO

2) 2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2

3) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

4) 2NH3 = N2 + 3H2

5) 2H2O2 = 2H2O + O2

6) 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2

Запишите в поле ответа номера выбранных реакций.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня воздействий выберите все такие, которые приводят к изменению скорости реакции:

2H+ + ZnS = H2S + Zn2+

1) добавление сульфида цинка

2) снижение концентрации катионов цинка в растворе

3) пропускание в раствор газообразного хлороводорода

4) понижение температуры

5) добавление воды

Запишите в поле ответа номера выбранных внешний воздействий.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством серы в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ СВОЙСТВО ВЕЩЕСТВА

А) 3S + 6NaOH → 2Na2S + Na2SO3 + 3H2O

Б) S + Zn → ZnS

В) 2S + Cl2 → S2Cl2

1) и окислитель, и восстановитель

2) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

3) окислитель

4) восстановитель

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между веществом и продуктами, выделяющимися на платиновых электродах при электролизе его водного раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ПРОДУКТЫ НА ЭЛЕКТРОДАХ

А) Cs2S

Б) Ba(CH3COO)2

В) RbF

1) H2, O2

2) H2, F2

3) Rb, O2

4) H2, CO2, C2H6

5) H2, S

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

1) пероксид водорода 
2) нитрат алюминия
3) гидроксид натрия
4) формиат калия

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия при данном воздействии (к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой):

C6H6(г) + 3H2(г) ⇄ C6H12(г) + Q.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) охлаждение системы

Б) добавление катализатора

В) уменьшение объема реакционного сосуда

Г) уменьшение давления

1) смещается в сторону прямой реакции

2) смещается в сторону обратной реакции

3) не происходит смещения равновесия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый стальной реактор, содержащий катализатор, поместили смесь аммиака с водородом и нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2NH3(г) ⇆ N2(г) + 3H2(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходная концентрация водорода была равна 0,3 моль/л, а равновесные концентрации аммиака и азота - 0,3 моль/л и 0,2 моль/л соответственно.

Определите исходную концентрацию аммиака (X) и равновесную концентрацию водорода (Y).

 

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,4 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,5 моль/л
4) 0,7 моль/л
5) 0,9 моль/л
6) 1,0 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) HI и AgNO3

Б) H2SOи NaHCO3(р-р)

В) K2Cr2O7 и NaOH

Г) NaOH(р-р) и ZnO

1) растворение твёрдого вещества

2) изменение окраски раствора на оранжевую

3) образование белого осадка

4) выделение газа

5) образование жёлтого осадка

6) изменение окраски раствора на желтую

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между названием вещества и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

А) ацетон

Б) толуол

В) анилин

1) производство волокон

2) в качестве удобрения

3) получение красителей

4) в качестве растворителя

5) водоочистка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

Из раствора массой 180 г с массовой долей хлорида калия 8% выпарили 10 г и добавили 5 г этой же соли. Рассчитайте массовую долю соли (в %) в полученном растворе. (Запишите число с точностью до сотых.)

Ответ:___________________ %.

Задание №27

Обжиг сульфида алюминия происходит согласно термохимическому уравнению

2Al2S3(тв) + 9O2(г) → 2Al2O3(тв) + 6SO2(г) + 3864 кДж

Рассчитайте массу (в граммах) навески сульфида алюминия, если в результате обжига выделилось 90 кДж энергии. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ г.

Задание №28

При взаимодействии 60 г цинкового порошка с избытком раствора соляной кислоты было получено 20,16 л газа (н.у.). Определите содержание основного вещества в исходном порошке. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

хлорат калия, силикат калия, оксид хрома (III), карбонат натрия, диоксид кремния, азотная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми при сплавлении протекает окислительно-восстановительная реакция с образованием плава желтого цвета.   
В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. 

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена с образованием бесцветного газа без запаха. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

Через водный раствор силиката калия пропустили избыток углекислого газа. Образовавшийся осадок отделили, высушили и прокалили. Полученный в результате прокаливания твердое вещество сплавили с фосфатом кальция и углем. Образовавшееся простое вещество растворили в избытке водного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

При сгорании 27 г органического соединения образовались углекислый газ объемом 39,2 л (н.у.) и вода массой 18 г. Известно, что данное вещество не реагирует с водным раствором гидроксида натрия.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водного раствора дихромата калия, подкисленного серной кислотой.

Задание №34

Навеску меди массой 12,8 г внесли в 64 мл 70%-ного раствора азотной кислоты (плотность раствора 1,35 г/мл). После окончания реакции к раствору добавили 100 мл горячей воды, затем 100 мл 10%-ного раствора карбоната калия (плотность раствора 1,1 г/мл). Образовавшийся раствор упарили на 170 г и охладили до 10˚С. Определите, какая соль выпала в осадок и какова ее масса. Известно, что растворимость нитрата меди (II) при данной температуре равна 100 г/100 г воды, а у нитрата калия - 21,9 г/100 г воды. 
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи,  и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

[adsp-pro-3]

Ответы к первой части варианта №3

№ задания, ответ № задания, ответ

1) 25

2) 513

3) 23

4) 12

5) 736

6) 35

7) 4232

8) 6526

9) 24

10) 221

11) 15

12) 24

13) 15

14) 6251

15) 5614

16) 54

17) 14

18) 345

19) 134

20) 541

21) 2143

22) 1312

23) 45

24) 5461

25) 443

26) 11,09

27) 7

28) 97,5

Ответы ко второй части варианта №3

Задание 29

KClO3 + Cr2O3 + 2Na2CO3 → 2Na2CrO4 + KCl + 2CO2

1∙ | Cl+5 + 6ē → Cl-1

1∙ | 2Cr+3 – 6ē → 2Cr+6

Хлор в степени окисления +5 (или хлорат калия) является окислителем.

Хром в степени окисления +3 (или оксид хрома (III)) – восстановителем.

Задание 30

Вариант ответа:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- = 2Na+ + 2NO3- + CO2 + H2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

*Вариант ответа, в котором в качестве исходного вещества фигурирует оксид, считать неверным, поскольку оксиды не относятся к электролитам, а реакциями ионного обмена называют реакции между электролитами в водном растворе.

См. официальный документ от ФИПИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года": оксиды реакции ионного обмена

Задание 31

1) K2SiO3 + 2CO2 + 2H2O → 2KHCO3 + H2SiO3

2) H2SiO3 → SiO2 + H2O

3) 3SiO2 + Ca3(PO4)2 + 5C → 3CaSiO3 + 2P + 5CO

4) 2P + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 2H3PO4 + 2MnSO4 + K2SO4

Задание 32

1)циклогексан Cl2 хлорциклогексан HCl

2) реакция хлорциклогексана с KOH

3) Реакция циклогексанола с серной кислотой при 140 С

4) Реакция циклогексена с перманганатом калия и серной кислотой

5) реакция гександиовой кислоты с гидроксидом кальция

Задание 33

При сгорании 27 г органического соединения образовались углекислый газ объемом 39,2 л (н.у.) и вода массой 18 г. Известно, что данное вещество не реагирует с водным раствором гидроксида натрия.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водного раствора дихромата калия, подкисленного серной кислотой.

Решение:

1) n(CO2) = V(CO2)/Vm = 39,2 л/22,4 л/моль = 1,75 моль; n(C) = n(CO2) = 1,75 моль; m(C) = M ⋅ n = 1,75 моль . 12 г/моль = 21 г.
n(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 18 г/18 г/моль = 1 моль, n(H) = 2n(H2O), n(H) = 1 моль . 2 = 2 моль, m(H) = M ⋅ n = 2 моль . 1 г/моль = 2 г.

Вычислим массу и количество вещества кислорода.
m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) = 27 г − 21 г − 2 г = 4 г, n(O) = m(O)/M(O) = 4 г/16 г/моль = 0,25 моль.

Обозначим искомое органическое соединение в виде CxHyOz,
тогда x : y : z = n(C) : n(H) : n(O) = 1,75 : 2 : 0,25 = 7 : 8 : 1.

Простейшая формула искомого соединения C7H8O.

2) Поскольку исходное органическое соединение не реагирует с водным раствором гидроксида натрия, этим соединением является бензиловый спирт, структурная формула которого:бензиловый спирт

3) Тогда уравнение его взаимодействия избытком водного раствора дихромата калия, подкисленного серной кислотой, будет записываться следующим образом:Окисление бензилового спирта подкисленным раствором дихромата калия

Задание 34

Навеску меди массой 12,8 г внесли в 64 мл 70%-ного раствора азотной кислоты (плотность раствора 1,35 г/мл). После окончания реакции к раствору добавили 100 мл горячей воды, затем 100 мл 10%-ного раствора карбоната калия (плотность раствора 1,1 г/мл). Образовавшийся раствор упарили на 170 г и охладили до 10˚С. Определите, какая соль выпала в осадок и какова ее масса. Известно, что растворимость нитрата меди (II) при данной температуре равна 100 г/100 г воды, а у нитрата калия - 21,9 г/100 г воды. 
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи,  и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Cu + 4HNO3 → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O (I)

K2CO3 + 2HNO3 → 2KNO3 + CO2 + H2O (II)

Вычислим количество вещества меди и азотной кислоты, вступивших в реакцию:
mр-ра(HNO3) = 64 мл ⋅ 1,35 г/мл = 86,4 г;
mисх.(HNO3) = 86,4 г ⋅ 70%/100% = 60,48 г;
nисх.(HNO3) = 60,48 г/63 г/моль = 0,96 моль;
n(Cu) = 12,8 г/64 г/моль = 0,2 моль.

Вычислим массу и количество вещества карбоната калия:
mр-ра(K2CO3) = V(р-ра) ⋅ ρ(р-ра) = 100 мл ⋅ 1,1 г/мл = 110 г;
m(K2CO3) = mр-ра(K2CO3) ⋅ w(K2CO3)/100% = 110 г ⋅ 10%/100% = 11 г;
n(K2CO3) = m/M = 11 г/138 г/моль ≈ 0,08 моль.

Азотная кислота содержится в избытке.

Исходя из уравнения реакции (I), количество вещества азотной кислоты, вступившей в реакцию (I), будет равно:
nI(HNO3) = 4n(Cu) = 4 ⋅ 0,2 моль = 0,8 моль.

Таким образом, количество азотной кислоты, оставшейся после реакции (I), будет равно:
nост.I(HNO3) = nисх.(HNO3) − nI(HNO3)  = 0,96 моль − 0,8 моль = 0,16 моль.

Количество вещества азотной кислоты, необходимое для реакции (II), будет равно:
nII(HNO3) = 2n(K2CO3) = 2 ⋅ 0,08 моль = 0,16 моль.

Таким образом, карбонат калия и азотная кислота израсходуются полностью. При взаимодействии меди и карбоната калия с азотной кислотой выделяются NO2 и CO2 соответственно. Вычислим их количества и массы.
n(NO2) = 2n(Cu) = 0,2 моль ⋅ 2 = 0,4 моль, m(NO2) = M ⋅ n = 0,4 моль ⋅ 46 г/моль = 18,4 г;
n(CO2) = 0,08 моль, m(CO2) = M ⋅ n = 0,08 моль ⋅ 44 г/моль = 3,52 г.

Вычислим массу образовавшегося горячего раствора:
m(р-ра) = mр-ра(HNO3) + m(Cu)+ m(Н2О) + mр-ра(K2CO3) − m(NO2) − m(CO2) = 86,4 г + 12,8 г + 100 г + 110 г − 170 г  − 3,52 г − 18,4 г = 117,28 г;

Далее нужно вычислить, сколько в этом растворе воды. Для этого нужно найти массы нитратов:
n(KNO3) = 2n(K2CO3) = 0,16 моль
m(KNO3) = n(KNO3) ⋅ M(KNO3) = 0,16 моль ⋅ 101 г/моль = 16,16 г
n(Cu(NO3)2) = n(Cu) = 0,2 моль
m(Cu(NO3)2) = n(Cu(NO3)2) ⋅ M(Cu(NO3)2) = 0,2 моль ⋅ 188 г/моль = 37,6 г
m(Н2О) = m(р-ра) − m(KNO3) − m(Cu(NO3)2) = 117,28 г − 16,16 г − 37,6 г = 63,52 г

В конечном растворе находятся две соли. Для того, чтобы определить, какая из них выпадет в осадок при охлаждении, проверим соблюдение условия растворимости:


Cu(NO3)2
100 г соли - 100 г воды
37,6 г соли - х г воды
х = 37,6 г
37,6 < 63,52, поэтому нитрат меди (II) в осадок не выпадет

KNO3
21,9 г соли - 100 г воды
16,16 г соли - х г воды
х = 73,79 г
73,79 > 63,52, поэтому нитрат калия в осадок выпадет

Далее вычислим, какая масса нитрата калия останется в холодном растворе и какая выпадет в осадок:
21,9 г соли - 100 г воды
х г соли - 63,52 г воды
х = 13,91 г
m(KNO3 хол. р-р) = 13,91 г
m(KNO3 осадок) = m(KNO3) − m(KNO3 хол. р-р) = 16,16 г − 13,91 г = 2,25 г

Ответ: m(KNO3) = 2,25 г

[adsp-pro-10]

Комментариев 100
  1. Екатерина

    Здравствуйте. Почему в задаче 34 нитрат меди не взаимодействует с карбонатом калия?

    • Сергей Широкопояс

      Так как он карбонаты не осаждаются в кислой среде

  2. Миронова Ирина

    в задании 27 пропущено — в фразе выпарили 10г воды!

    • Сергей Широкопояс

      Формулировка корректная, выпарить не воду в условиях задачи невозможно. Можно и без восклицательного знака было написать.

  3. Настя

    А в 7 задании почему не может подходить железо вместо цинка? Ведь железо тоже может образовывать комплекс?

  4. София

    Здравствуйте, в задаче 34 вы пишите,что карбонаты в кислой среде не осаждаются. Но в этой реакции образуется гидроксид меди (2) и углекислый газ, а не карбонат. Гидроксид меди (2) будет реагировать с избыточной азотной кислотой.
    Следовательно, ответ будет другой?

    • Сергей Широкопояс

      Там если реакция и будет идти, то так:

      2Cu(NO3)2 + 2K2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + CO2 + 4KNO3

      не гидроксиды, ни карбонаты, ни гидроксокарбонаты в кислой среде не выпадают в осадок. Я догадываюсь, что вам кто-то так объяснил в какой-то очередной онлайн-школе, спросите преподавателей диплом об образовании.

      • Артём

        Спасибо за ваши варианты!

      • Миша

        Здравствуйте, а в последней задаче не может получиться бензоат калия ?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Нет, не может.

  5. Лидия

    Здравствуйте, в задаче 35 в последней реакции спирт при взаимодействии с K2Cr2O7 окисляется до кислоты. А почему не до альдегида?

    • Сергей Широкопояс

      во-первых избыток окислителя указан в условии, во-вторых, бензальдегид слишком легко окисляется, даже при недостатке окислителя шансов его получить практически нет.

  6. Ольга

    В 23-м задании последняя соль (карбонат бария) гидролизуется по аниону, а в ответах у вас вариант 2 — гидролизу не подвергается…

    • Сергей Широкопояс

      … многозначительное многоточие. Видимо, от беспросветного ужаса некомпетентности автора:)
      Карбонат бария нерастворим, поэтому никакого гидролиза нет

      • Елисей

        BaCO3 в таблице растворимости растворимая соль

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Рекомендую проверить данный факт еще раз. Он не соответствует действительности.

  7. Полина

    Здравствуйте, скажите пожалуйста! Почему в 30 задании взяли Na2CO3 вместо кислой среды Hno3?

    • Сергей Широкопояс

      во-первых речь о сплавлении, это подразумевает что исходные вещества твердые. Во вторых в кислой среде хром +3 в кислой среде НЕ ОКИСЛЯЕМ.

  8. Глеб

    Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему в 32 номере в 4 реакции продуктами будут H3PO4 и MnSO4? Разве они не будут реагировать? (В таблице растворимости фосфат марганца нерастворим)
    Спасибо!

    • Сергей Широкопояс

      не будут, так как сильные кислоты слабыми не вытесняются.
      Исключение: сероводород может вытеснять более сильные кислоты из растворов солей меди, свинца, ртути, серебра.

  9. Георгий

    Как в 20 задании добавление воды влияет на скорость реакции?

    • Сергей Широкопояс

      Добавление воды это фактически разбавление, то есть снижение концентрации реагирующего вещества в растворе.

  10. Иван

    Здравствуйте, очень хорошие и интересные варианты. Только один вопрос, в 31 задании можно ли взять K2SiO3+HNO3 для ионного уравнения?

    • Сергей Широкопояс

      не соответствует требованию в условии

  11. Мария

    Возможна ли в 30 задании реакция сплавления хлората калия, оксида хрома 3 и силиката калия?

    • Сергей Широкопояс

      нет

      • Катя

        А почему? Просто не совсем понятно как карбонат натрия разлагается, если карбонаты щелочных металлов термически устойчивы?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Он не разлагается, а происходит, скорее, замещение под действием оксида хрома с выделением СО2. Далее происходит окисление хромита до хромата. Последовательность примерная, на истину не претендует.

  12. Александр

    Добрый день! Можно ли в 32 задании написать среднюю соль (K2Co3), а не кислую?

  13. Владимир

    Здравствуйте. В комментарии к 31 заданию приведена выдержка из материалов ФИПИ: «…так как все соли — сильные электролиты…». Уже не первый раз вижу подобное отнесение к сильным электролитам солей, в т.ч. на недавнем вебинаре Стахановой и Свириденковой (хотя там указано уже более лояльно «почти все соли» в сильных электролитах, и ни слова о солях в графе со слабыми). Почему-то думал, что малорастворимые и труднорастворимые соли — слабые электролиты. Помогите, пожалуйста, разобраться. Заранее спасибо!

    • Сергей Широкопояс

      для сдачи ЕГЭ формально нерастворимые можно относить к слабым, так проще ориентироваться в РИО. Однако, если строго, то сильный электролит это тот у которого степень диссоциации (отношение количества продиссоциировавших частиц к общему числу растворенных) близко к 100%. С этой точки зрения, например, какой нибудь карбонат кальция относится к сильным электролитам поскольку все что растворилось (хоть и очень мало) все распалось на ионы

      • Герман

        Здравствуйте, а реакция разложения перекиси необратимая?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Да, верно.

  14. Юлия

    Здравствуйте. В 35 задаче получается ароматический спирт, но он взаимодействует с растворами щелочей, а в условии написано, что не взаимодействует. Объясните почему

    • Сергей Широкопояс

      не реагируют спирты со щелочами.

  15. Татьяна

    Добрый день, очень интересует 5-я реакция в 33 задании. Школьный учитель говорит,что нужно черточками показывать связи между кальцием и кислородом. Корректно ли показывать ионную связь в органике черточками?

    • Сергей Широкопояс

      допускается, главное от катиона аммония точно не писать

  16. Настя

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, почему в 30 задании нельзя написать такую реакцию:
    Cr2O3 + KClO3 + H2O = 2H2CrO4 + KCl?

    • Сергей Широкопояс

      она не пойдет

  17. Анна

    А можно ли в 30 сплавить хлорат и ксид хрома без карбоната натрия?
    KClO3+Cr2O3 -> KCl+K2CrO4+ 2Cl2
    И если нельзя, то почему, подскажите, пожалуйста

    • Сергей Широкопояс

      не хватит калия, реакция не уравняется

  18. Наталья

    Добрый день.
    В 32 вопросе (4 реакция) можно написать так:
    P +4 KMnO4 + 4 H2SO4 = 4 KH2PO4 + 4 MnSO4
    Спасибо

    • Сергей Широкопояс

      можно

  19. Екатерина

    Здравствуйте, подскажите , как в 6 задании Cu2S реагирует с S ? Заранее спасибо.

    • Сергей Широкопояс

      с образованием CuS

  20. Людмила

    Здравствуйте! В 9 вопросе есть ли какое-то общее правило, позволяющее правильно записать продукты реакции в реакциях такого типа, т.е. с избытком одного из веществ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если кратко, то первым процессом при взаимодействии щелочи и кислой соли будет превращение кислого аниона в средний, либо «менее кислый» (дигидрофосфат в гидрофосфат). Далее нужно посмотреть на природу катионов в исходных веществах и оценить, есть ли различие в их взаимодействии с образовавшимся анионом. Если можно получить осадок, то формируем его. Если такой возможности нет, то оставляем все без изменений и не меняем катионы местами. Примерно так.

  21. Светлана

    Если судить по вопросам, адресованным авторам, (а им я хочу сказать огромное спасибо), можно сказать, что многие химические факты из курса 9 класса (базовый курс химии) будущим выпускникам не известны. Хочется задать вопрос — кто вас готовит и где вы берете эту ложную информацию, я уже не говорю об углубленном уровне химии.
    А потом истерика на всю страну — какой запредельный уровень экзамена!!!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! За оценку нашей работы благодарю, а по остальному скажу, что уровень у всех разный, как способностей, так и школ. Давайте похвалим людей хотя бы за то, что тянутся за истиной и пытаются ее отыскать на просторах интернета. Очень надеюсь, что ребята на этом сайте и присоединившиеся к нашим курсам подготовки к ЕГЭ получат большинство необходимого и справятся со всем.

  22. Изабелла

    Здравствуйте, каким образом будет реагировать cu2s с серой в 6 задании ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! ОВР до CuS.

  23. Умничка

    Добрый день. В 28 задаче получается 5. В ответах 7. Что не так, не пойму. И спасибо за неоценимый труд

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ответ верный, 7 г. Только что пересчитал сам.

  24. Никита

    Здравствуйте,у вас нету догадок по поводу 34 на 2021 год?

    • Никита

      И еще вопрос, примерно со сколько процентов H2SO4 и HNO3 считаются концентрированными?

      • Соавтор проекта Борисов И.С.

        Условность. Серная от 80%, азотная от 55-60%.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Пока нет, увидим, что будет. Опубликованный вариант досрочного ЕГЭ содержал задачу с использованием параллельно протекающих реакций.

  25. Данил

    Добрый день! Не могли бы вы написать по каким формулам решили 29 задачу.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Формулы стандартные, ничего выходящего за рамки ЕГЭ.

  26. Юлия

    Подскажите, пожалуйста, почему в 33 задаче у нас получается не такое органическое вещество: HOOC-(CH2)4-COO-Ca-OOC-(CH2)4-COOH? Благодарю.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Поскольку нет никаких указаний на образование кислой соли, то писать ее в качестве ответа несколько неуместно.

  27. Марина

    Здравствуйте, а почему в 18 задании добавление сульфида цинка не приводит к изменению скорости реакции? например ее замедлению?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Сульфид цинка нерастворим, поэтому не повлияет практически.

  28. Екатерина

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли было в 29 номере написать реакцию так:
    KClO3 + 2K2SiO3 + Cr2O3= 2K2CrO4 + KCl + SiO2 ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, нельзя. Оксид хрома не вытеснит SiO2 при сплавлении.

  29. Ольга

    Здравствуйте. Не могу разобраться с 23 заданием, можно подробный алгоритм решения?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Лучший способ решения изложен здесь, посмотрите.
      https://www.youtube.com/watch?v=doRHthkKcqc&t=779s

  30. Ваня

    Здравствуйте! В последней задаче можно получить же и простой эфир, который также не взаимодействует с гидроксидом натрия. Фенилметиловый эфир

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Оно не окисляется в условиях пункта 3), поэтому не берем.

  31. Никита

    Добрый день! В 34 задании мог получиться анизол вместо бензилового спирта?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если анизол, то будет не совсем понятно, что делать с пунктом 3) задания. Поэтому лучше все же бензиловый спирт.

  32. Лидия

    Добрый день. Подскажите, в 23 задаче равновесная концентрация водорода равна в Ваших ответах 0.9. Равновесная определяется как разность исходной и прореагировавшей, а исходная как сумма прореагировавшей и равновесной. Почему у вас исходная меньше чем равновесная, хотя должно быть наоборот?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Рекомендую понять, что реакция может идти не только слева направо, но и в обратную сторону. На то оно и равновесие.

  33. Лидия

    Добрый день, уважаемые авторы. Подскажите, возможно ли образование воды четвертым продуктом в последнем уравнении? И какой фосфор образуется Р или Р4?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В рамках ЕГЭ пишем просто Р.

  34. Варвара

    Здравствуйте! Спасибо огромное за Ваши варианты! Не могли бы Вы объяснить почему в 23 задании для того, чтобы найти равновесную концентрацию водорода мы складываем исходную и прореагировавшую концентрации, пожалуйста.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Все становится намного проще, если понять, что в данном эксперименте реакция идет в обратную сторону.

  35. Екатерина

    Здравствуйте. Интересно было бы посмотреть на решение №23), Спасибо)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если понять, что реакция идет в обратную сторону, то будет намного понятнее и проще.

  36. Анастасия

    в 3 варианте 34 задача. при взаимодействии с дихроматом в кислой среде первичные спирты окисляются до альдегидов, а в ответе кислота

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Альдегиды окисляются еще быстрее до кислот.

  37. Татьяна Склярова

    Добрый вечер! В задании 28 масса цинка должна быть 60 г, а не 6 г. Или объем газа 2,016 л, а не 20,16 л.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за бдительность, исправим.

  38. Настурция

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, по последней задаче: уже в конце мы разбираем каждую соль отдельно, относительно того, выпадет она в осадок или нет, но ведь в этой самой массе воды уже растворена другая соль, как ни крути, то есть вычтя массы соли из раствора мы же физически не можем сгрести соли в сторонку и дать побултыхаться одной соли в воде, выяснить хватит этой водички или нет для ее растворения, потом закончить ее плавание, поболтать вторую соль… Ведь наверное как-то надо учитывать, что они там обе одновременно?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Взаимное влияние солей на растворимость друг друга мы не учитываем.

  39. Диана

    №18
    Почему добавление сульфида цинка не подходит?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нерастворим.

  40. заучка

    доброго времени суток, есть вопрос. почему в 5 задании Б) гидроксидом указано H2SO4? это ведь кислота

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Гидроксиды существуют трех видов.

  41. Вероника

    Добрый день, в задаче 28 с данными в условиях массой 60 гр и объема 20,26 л не получается 97,5%, получается 90% ровно. Можете пожалуйста объяснить как получить такой результат.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В задаче 20,16 л водорода или 0,9 моль. Тогда чистого цинка 0,9 моль или 58,5 г. Делим 58,5 на 60 и получаем результат.

  42. Елена Шкарина

    Добрый день! В pdf-файле опечатка в 28й задаче. Вместо 60 г написано 6,0 г

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Исправим при возможности.

  43. Федя

    Здравствуйте, объясните, зачем в последней задачи считать массу горячего раствора, если можно сразу посчитать массу воды исходя из уравнений реакций и растворов, которые нам даны. Я сделал именно так и по идее должно было получиться то же самое, но у меня получается 63,56 г, хотя у вас 63,52 г. Не понимаю, почему так, уже несколько раз пересчитал, учёл воду везде, но получается другое. Объясните пожалуйста.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Небольшое расхождение в ответах не критично, если остальное решение не противоречит здравому смыслу.

  44. Наташа

    Добрый день! хотела бы спросить по поводу задачи 26. Как я поняла, можно найти массу раствора после выпаривания с учетом добавления новой соли это 180-10+5=175. Масса вещества с учетом выпаривания 14,4 (из первого раствора)-10+ 5=9,4. Поделив массу вещества на массу раствора мой ответ не сходится. Подскажите, пожалуйста, что не так. Заранее спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! А соль что, испаряется? Или все же вода испаряется?

  45. Анна

    Добрый день, почему при взаимодействии спирта с дихроматом калия в подкисленной среде образуется карбоновая кислота ( задание 33), если спирты окисляются дихроматами ,как правило, до альдегидов? Если бы был перманганат то, да, я согласна, что спирт будет окисляться до карбоновой кислоты, потому что перманганат имеет более выраженную окислительную способность, чем дихромат

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Дело не в дихромате с перманганатом, а в условиях проведения реакции. При их изменении можно получить как кислоту, так и альдегид. Рекомендую всегда смотреть логику цепочки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.