Тренировочный вариант №3.
Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.
Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, наиболее распространенные изотопы которых содержат одинаковое число нейтронов:
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева принадлежат к главной подгруппе одной группы.
Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения атомного радиуса.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, низшую степень окисления которых нельзя рассчитать по формуле: № группы − 8.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из предложенного перечня соединений выберите два с одинаковым типом химической связи.
1) фтор
2) алмаз
3) хлороводород
4) хлорид калия
5) марганец
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) кислой соли; Б) гидроксида; В) пероксида.
1) K2[Zn(OH)4] | 2) Tl2O3 | 3) H2SO4 |
4) Na2SiO3 | 5) K2HPO3 | 6) SrO2 |
7) BaHPO4 | 8) KO2 | 9) MnO2 |
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
А | Б | В |
В одну пробирку с раствором щелочи добавили вещество X, и в результате окислительно-восстановительной реакции выделение газа не наблюдали. В другую пробирку с раствором щелочи добавили вещество Y, в результате чего газ выделился. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) железо
2) медь
3) сера
4) углерод
5) цинк
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между веществом и набором реагентов, с каждым из которых оно может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | РЕАГЕНТЫ |
А) ZnSO4 Б) Cu(NO3)2 В) FeI2 Г) CH3COOAg | 1) HI, O2, N2 2) KOH, KI, H2S 3) Cl2, Br2, AgNO3 4) NaOH, BaCl2, Sr(NO3)2 5) NaOH, H2S, C |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и одним из продуктов, образующимся в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТ |
А) NaH2PO4 + NaOH(изб.) Б) NaH2PO4(изб.) + NaOH В) H3PO4(большой изб.) + NaOH Г) H3PO4 + NaOH(большой изб.) | 1) NaH2PO3 2) NaH2PO4 3) Na2HPO3 4) NaH2PO2 5) Na2HPO4 6) Na3PO4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
В заданной схеме превращений
веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:
1) бромид калия
2) бром
3) бромоводород
4) бромат калия
5) бертолетова соль
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между тривиальным названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ТРИВИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ | КЛАСС/ГРУППА |
А) кумол Б) толуол В) изопропанол | 1) спирты 2) углеводороды 3) фенолы 4) амины |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Из предложенного перечня соединений выберите два таких, молекулы которых содержат только σ-связи.
1) глицерин
2) анилин
3) бензиламин
4) пропин
5) этиленгликоль
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня выберите все вещества, в которые можно превратить ацетилен под действием растворов KMnO4 в различной среде.
1) С2H4
2) K2C2O4
3) CH3COOH
4) CO2
5) CH4
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:___________________
Из предложенного перечня соединений выберите два вещества, которые могут вступать в реакцию этерификации между собой.
1) этанол
2) анилин
3) этаналь
4) метиламин
5) аланин
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Установите соответствие между схемой реакции и продуктом этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ | УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩИЙ ПРОДУКТ РЕАКЦИИ |
А) СН≡СН Б) НС≡С-СН3 В) СН3-С≡С-СН3 Г) СН3-С≡С-СН3 | 1) ацетат калия 2) уксусная кислота и углекислый газ 3) ацетальдегид 4) ацетон 5) уксусная кислота 6) оксалат калия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктом, образующимся в результате их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТ РЕАКЦИИ |
А) циклогексанол + HCl Б) бензиловый спирт + HCl В) циклогексанол + Na Г) бензиловый спирт + CH3OH | 1) циклогексанолят натрия 2) бензилат натрия 3) бензоат натрия 4) метилбензиловый эфир 5) хлорциклогексан 6) хлорфенилметан |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Представлена следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) пропен
2) ацетилен
3) пропаналь
4) пропанол-2
5) пропин
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Из предложенного перечня реакций выберите все, которые являются обратимыми.
1) N2 + O2 = 2NO
2) 2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2
3) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
4) 2NH3 = N2 + 3H2
5) 2H2O2 = 2H2O + O2
6) 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2
Запишите в поле ответа номера выбранных реакций.
Ответ:___________________
Из предложенного перечня воздействий выберите все такие, которые приводят к изменению скорости реакции:
2H+ + ZnS = H2S + Zn2+
1) добавление сульфида цинка
2) снижение концентрации катионов цинка в растворе
3) пропускание в раствор газообразного хлороводорода
4) понижение температуры
5) добавление воды
Запишите в поле ответа номера выбранных внешний воздействий.
Ответ:___________________
Установите соответствие между уравнением реакции и свойством серы в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | СВОЙСТВО ВЕЩЕСТВА |
А) 3S + 6NaOH → 2Na2S + Na2SO3 + 3H2O Б) S + Zn → ZnS В) 2S + Cl2 → S2Cl2 | 1) и окислитель, и восстановитель 2) не проявляет окислительно-восстановительных свойств 3) окислитель 4) восстановитель |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Установите соответствие между веществом и продуктами, выделяющимися на платиновых электродах при электролизе его водного раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | ПРОДУКТЫ НА ЭЛЕКТРОДАХ |
А) Cs2S Б) Ba(CH3COO)2 В) RbF | 1) H2, O2 2) H2, F2 3) Rb, O2 4) H2, CO2, C2H6 5) H2, S |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
1) пероксид водорода
2) нитрат алюминия
3) гидроксид натрия
4) формиат калия
Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.
Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия при данном воздействии (к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой):
C6H6(г) + 3H2(г) ⇄ C6H12(г) + Q.
ВОЗДЕЙСТВИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
А) охлаждение системы Б) добавление катализатора В) уменьшение объема реакционного сосуда Г) уменьшение давления | 1) смещается в сторону прямой реакции 2) смещается в сторону обратной реакции 3) не происходит смещения равновесия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
В замкнутый стальной реактор, содержащий катализатор, поместили смесь аммиака с водородом и нагрели. В результате протекания обратимой реакции
2NH3(г) ⇆ N2(г) + 3H2(г)
в системе установилось равновесие. При этом исходная концентрация водорода была равна 0,3 моль/л, а равновесные концентрации аммиака и азота - 0,3 моль/л и 0,2 моль/л соответственно.
Определите исходную концентрацию аммиака (X) и равновесную концентрацию водорода (Y).
Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,4 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,5 моль/л
4) 0,7 моль/л
5) 0,9 моль/л
6) 1,0 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) HI и AgNO3 Б) H2SO4 и NaHCO3(р-р) В) K2Cr2O7 и NaOH Г) NaOH(р-р) и ZnO | 1) растворение твёрдого вещества 2) изменение окраски раствора на оранжевую 3) образование белого осадка 4) выделение газа 5) образование жёлтого осадка 6) изменение окраски раствора на желтую |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между названием вещества и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
А) ацетон Б) толуол В) анилин | 1) производство волокон 2) в качестве удобрения 3) получение красителей 4) в качестве растворителя 5) водоочистка |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.
Из раствора массой 180 г с массовой долей хлорида калия 8% выпарили 10 г и добавили 5 г этой же соли. Рассчитайте массовую долю соли (в %) в полученном растворе. (Запишите число с точностью до сотых.)
Ответ:___________________ %.
Обжиг сульфида алюминия происходит согласно термохимическому уравнению
2Al2S3(тв) + 9O2(г) → 2Al2O3(тв) + 6SO2(г) + 3864 кДж
Рассчитайте массу (в граммах) навески сульфида алюминия, если в результате обжига выделилось 90 кДж энергии. (Запишите число с точностью до целых.)
Ответ:___________________ г.
При взаимодействии 60 г цинкового порошка с избытком раствора соляной кислоты было получено 20,16 л газа (н.у.). Определите содержание основного вещества в исходном порошке. (Запишите число с точностью до десятых.)
Ответ:___________________ %.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:
хлорат калия, силикат калия, оксид хрома (III), карбонат натрия, диоксид кремния, азотная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми при сплавлении протекает окислительно-восстановительная реакция с образованием плава желтого цвета.
В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена с образованием бесцветного газа без запаха. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Через водный раствор силиката калия пропустили избыток углекислого газа. Образовавшийся осадок отделили, высушили и прокалили. Полученный в результате прокаливания твердое вещество сплавили с фосфатом кальция и углем. Образовавшееся простое вещество растворили в избытке водного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
При сгорании 27 г органического соединения образовались углекислый газ объемом 39,2 л (н.у.) и вода массой 18 г. Известно, что данное вещество не реагирует с водным раствором гидроксида натрия.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водного раствора дихромата калия, подкисленного серной кислотой.
Навеску меди массой 12,8 г внесли в 64 мл 70%-ного раствора азотной кислоты (плотность раствора 1,35 г/мл). После окончания реакции к раствору добавили 100 мл горячей воды, затем 100 мл 10%-ного раствора карбоната калия (плотность раствора 1,1 г/мл). Образовавшийся раствор упарили на 170 г и охладили до 10˚С. Определите, какая соль выпала в осадок и какова ее масса. Известно, что растворимость нитрата меди (II) при данной температуре равна 100 г/100 г воды, а у нитрата калия - 21,9 г/100 г воды.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Ответы к первой части варианта №3
№ задания, ответ | № задания, ответ |
1) 25 2) 513 3) 23 4) 12 5) 736 6) 35 7) 4232 8) 6526 9) 24 10) 221 11) 15 12) 24 13) 15 14) 6251 | 15) 5614 16) 54 17) 14 18) 345 19) 134 20) 541 21) 2143 22) 1312 23) 45 24) 5461 25) 443 26) 11,09 27) 7 28) 97,5 |
Ответы ко второй части варианта №3
Задание 29
KClO3 + Cr2O3 + 2Na2CO3 → 2Na2CrO4 + KCl + 2CO2
1∙ | Cl+5 + 6ē → Cl-1
1∙ | 2Cr+3 – 6ē → 2Cr+6
Хлор в степени окисления +5 (или хлорат калия) является окислителем.
Хром в степени окисления +3 (или оксид хрома (III)) – восстановителем.
Задание 30
Вариант ответа:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
2Na+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- = 2Na+ + 2NO3- + CO2 + H2O
CO32- + 2H+ = CO2 + H2O
*Вариант ответа, в котором в качестве исходного вещества фигурирует оксид, считать неверным, поскольку оксиды не относятся к электролитам, а реакциями ионного обмена называют реакции между электролитами в водном растворе.
См. официальный документ от ФИПИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года":
Задание 31
1) K2SiO3 + 2CO2 + 2H2O → 2KHCO3 + H2SiO3↓
2) H2SiO3 → SiO2 + H2O
3) 3SiO2 + Ca3(PO4)2 + 5C → 3CaSiO3 + 2P + 5CO
4) 2P + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 2H3PO4 + 2MnSO4 + K2SO4
Задание 32
1)
2)
3)
4)
5)
Задание 33
При сгорании 27 г органического соединения образовались углекислый газ объемом 39,2 л (н.у.) и вода массой 18 г. Известно, что данное вещество не реагирует с водным раствором гидроксида натрия.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водного раствора дихромата калия, подкисленного серной кислотой.
Решение:
1) n(CO2) = V(CO2)/Vm = 39,2 л/22,4 л/моль = 1,75 моль; n(C) = n(CO2) = 1,75 моль; m(C) = M ⋅ n = 1,75 моль . 12 г/моль = 21 г.
n(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 18 г/18 г/моль = 1 моль, n(H) = 2n(H2O), n(H) = 1 моль . 2 = 2 моль, m(H) = M ⋅ n = 2 моль . 1 г/моль = 2 г.
Вычислим массу и количество вещества кислорода.
m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) = 27 г − 21 г − 2 г = 4 г, n(O) = m(O)/M(O) = 4 г/16 г/моль = 0,25 моль.
Обозначим искомое органическое соединение в виде CxHyOz,
тогда x : y : z = n(C) : n(H) : n(O) = 1,75 : 2 : 0,25 = 7 : 8 : 1.
Простейшая формула искомого соединения C7H8O.
2) Поскольку исходное органическое соединение не реагирует с водным раствором гидроксида натрия, этим соединением является бензиловый спирт, структурная формула которого:
3) Тогда уравнение его взаимодействия избытком водного раствора дихромата калия, подкисленного серной кислотой, будет записываться следующим образом:
Задание 34
Навеску меди массой 12,8 г внесли в 64 мл 70%-ного раствора азотной кислоты (плотность раствора 1,35 г/мл). После окончания реакции к раствору добавили 100 мл горячей воды, затем 100 мл 10%-ного раствора карбоната калия (плотность раствора 1,1 г/мл). Образовавшийся раствор упарили на 170 г и охладили до 10˚С. Определите, какая соль выпала в осадок и какова ее масса. Известно, что растворимость нитрата меди (II) при данной температуре равна 100 г/100 г воды, а у нитрата калия - 21,9 г/100 г воды.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Решение:
Cu + 4HNO3 → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O (I)
K2CO3 + 2HNO3 → 2KNO3 + CO2 + H2O (II)
Вычислим количество вещества меди и азотной кислоты, вступивших в реакцию:
mр-ра(HNO3) = 64 мл ⋅ 1,35 г/мл = 86,4 г;
mисх.(HNO3) = 86,4 г ⋅ 70%/100% = 60,48 г;
nисх.(HNO3) = 60,48 г/63 г/моль = 0,96 моль;
n(Cu) = 12,8 г/64 г/моль = 0,2 моль.
Вычислим массу и количество вещества карбоната калия:
mр-ра(K2CO3) = V(р-ра) ⋅ ρ(р-ра) = 100 мл ⋅ 1,1 г/мл = 110 г;
m(K2CO3) = mр-ра(K2CO3) ⋅ w(K2CO3)/100% = 110 г ⋅ 10%/100% = 11 г;
n(K2CO3) = m/M = 11 г/138 г/моль ≈ 0,08 моль.
Азотная кислота содержится в избытке.
Исходя из уравнения реакции (I), количество вещества азотной кислоты, вступившей в реакцию (I), будет равно:
nI(HNO3) = 4n(Cu) = 4 ⋅ 0,2 моль = 0,8 моль.
Таким образом, количество азотной кислоты, оставшейся после реакции (I), будет равно:
nост.I(HNO3) = nисх.(HNO3) − nI(HNO3) = 0,96 моль − 0,8 моль = 0,16 моль.
Количество вещества азотной кислоты, необходимое для реакции (II), будет равно:
nII(HNO3) = 2n(K2CO3) = 2 ⋅ 0,08 моль = 0,16 моль.
Таким образом, карбонат калия и азотная кислота израсходуются полностью. При взаимодействии меди и карбоната калия с азотной кислотой выделяются NO2 и CO2 соответственно. Вычислим их количества и массы.
n(NO2) = 2n(Cu) = 0,2 моль ⋅ 2 = 0,4 моль, m(NO2) = M ⋅ n = 0,4 моль ⋅ 46 г/моль = 18,4 г;
n(CO2) = 0,08 моль, m(CO2) = M ⋅ n = 0,08 моль ⋅ 44 г/моль = 3,52 г.
Вычислим массу образовавшегося горячего раствора:
m(р-ра) = mр-ра(HNO3) + m(Cu)+ m(Н2О) + mр-ра(K2CO3) − m(NO2) − m(CO2) = 86,4 г + 12,8 г + 100 г + 110 г − 170 г − 3,52 г − 18,4 г = 117,28 г;
Далее нужно вычислить, сколько в этом растворе воды. Для этого нужно найти массы нитратов:
n(KNO3) = 2n(K2CO3) = 0,16 моль
m(KNO3) = n(KNO3) ⋅ M(KNO3) = 0,16 моль ⋅ 101 г/моль = 16,16 г
n(Cu(NO3)2) = n(Cu) = 0,2 моль
m(Cu(NO3)2) = n(Cu(NO3)2) ⋅ M(Cu(NO3)2) = 0,2 моль ⋅ 188 г/моль = 37,6 г
m(Н2О) = m(р-ра) − m(KNO3) − m(Cu(NO3)2) = 117,28 г − 16,16 г − 37,6 г = 63,52 г
В конечном растворе находятся две соли. Для того, чтобы определить, какая из них выпадет в осадок при охлаждении, проверим соблюдение условия растворимости:
Cu(NO3)2
100 г соли - 100 г воды
37,6 г соли - х г воды
х = 37,6 г
37,6 < 63,52, поэтому нитрат меди (II) в осадок не выпадет
KNO3
21,9 г соли - 100 г воды
16,16 г соли - х г воды
х = 73,79 г
73,79 > 63,52, поэтому нитрат калия в осадок выпадет
Далее вычислим, какая масса нитрата калия останется в холодном растворе и какая выпадет в осадок:
21,9 г соли - 100 г воды
х г соли - 63,52 г воды
х = 13,91 г
m(KNO3 хол. р-р) = 13,91 г
m(KNO3 осадок) = m(KNO3) − m(KNO3 хол. р-р) = 16,16 г − 13,91 г = 2,25 г
Ответ: m(KNO3) = 2,25 г
Здравствуйте. Почему в задаче 34 нитрат меди не взаимодействует с карбонатом калия?
Так как он карбонаты не осаждаются в кислой среде
в задании 27 пропущено — в фразе выпарили 10г воды!
Формулировка корректная, выпарить не воду в условиях задачи невозможно. Можно и без восклицательного знака было написать.
А в 7 задании почему не может подходить железо вместо цинка? Ведь железо тоже может образовывать комплекс?
нет
Здравствуйте, в задаче 34 вы пишите,что карбонаты в кислой среде не осаждаются. Но в этой реакции образуется гидроксид меди (2) и углекислый газ, а не карбонат. Гидроксид меди (2) будет реагировать с избыточной азотной кислотой.
Следовательно, ответ будет другой?
Там если реакция и будет идти, то так:
2Cu(NO3)2 + 2K2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + CO2 + 4KNO3
не гидроксиды, ни карбонаты, ни гидроксокарбонаты в кислой среде не выпадают в осадок. Я догадываюсь, что вам кто-то так объяснил в какой-то очередной онлайн-школе, спросите преподавателей диплом об образовании.
Спасибо за ваши варианты!
Здравствуйте, а в последней задаче не может получиться бензоат калия ?
Добрый день! Нет, не может.
Здравствуйте, в задаче 35 в последней реакции спирт при взаимодействии с K2Cr2O7 окисляется до кислоты. А почему не до альдегида?
во-первых избыток окислителя указан в условии, во-вторых, бензальдегид слишком легко окисляется, даже при недостатке окислителя шансов его получить практически нет.
В 23-м задании последняя соль (карбонат бария) гидролизуется по аниону, а в ответах у вас вариант 2 — гидролизу не подвергается…
… многозначительное многоточие. Видимо, от беспросветного ужаса некомпетентности автора:)
Карбонат бария нерастворим, поэтому никакого гидролиза нет
BaCO3 в таблице растворимости растворимая соль
Добрый день! Рекомендую проверить данный факт еще раз. Он не соответствует действительности.
Здравствуйте, скажите пожалуйста! Почему в 30 задании взяли Na2CO3 вместо кислой среды Hno3?
во-первых речь о сплавлении, это подразумевает что исходные вещества твердые. Во вторых в кислой среде хром +3 в кислой среде НЕ ОКИСЛЯЕМ.
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему в 32 номере в 4 реакции продуктами будут H3PO4 и MnSO4? Разве они не будут реагировать? (В таблице растворимости фосфат марганца нерастворим)
Спасибо!
не будут, так как сильные кислоты слабыми не вытесняются.
Исключение: сероводород может вытеснять более сильные кислоты из растворов солей меди, свинца, ртути, серебра.
Как в 20 задании добавление воды влияет на скорость реакции?
Добавление воды это фактически разбавление, то есть снижение концентрации реагирующего вещества в растворе.
Здравствуйте, очень хорошие и интересные варианты. Только один вопрос, в 31 задании можно ли взять K2SiO3+HNO3 для ионного уравнения?
не соответствует требованию в условии
Возможна ли в 30 задании реакция сплавления хлората калия, оксида хрома 3 и силиката калия?
нет
А почему? Просто не совсем понятно как карбонат натрия разлагается, если карбонаты щелочных металлов термически устойчивы?
Добрый день! Он не разлагается, а происходит, скорее, замещение под действием оксида хрома с выделением СО2. Далее происходит окисление хромита до хромата. Последовательность примерная, на истину не претендует.
Добрый день! Можно ли в 32 задании написать среднюю соль (K2Co3), а не кислую?
Здравствуйте. В комментарии к 31 заданию приведена выдержка из материалов ФИПИ: «…так как все соли — сильные электролиты…». Уже не первый раз вижу подобное отнесение к сильным электролитам солей, в т.ч. на недавнем вебинаре Стахановой и Свириденковой (хотя там указано уже более лояльно «почти все соли» в сильных электролитах, и ни слова о солях в графе со слабыми). Почему-то думал, что малорастворимые и труднорастворимые соли — слабые электролиты. Помогите, пожалуйста, разобраться. Заранее спасибо!
для сдачи ЕГЭ формально нерастворимые можно относить к слабым, так проще ориентироваться в РИО. Однако, если строго, то сильный электролит это тот у которого степень диссоциации (отношение количества продиссоциировавших частиц к общему числу растворенных) близко к 100%. С этой точки зрения, например, какой нибудь карбонат кальция относится к сильным электролитам поскольку все что растворилось (хоть и очень мало) все распалось на ионы
Здравствуйте, а реакция разложения перекиси необратимая?
Да, верно.
Здравствуйте. В 35 задаче получается ароматический спирт, но он взаимодействует с растворами щелочей, а в условии написано, что не взаимодействует. Объясните почему
не реагируют спирты со щелочами.
Добрый день, очень интересует 5-я реакция в 33 задании. Школьный учитель говорит,что нужно черточками показывать связи между кальцием и кислородом. Корректно ли показывать ионную связь в органике черточками?
допускается, главное от катиона аммония точно не писать
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, почему в 30 задании нельзя написать такую реакцию:
Cr2O3 + KClO3 + H2O = 2H2CrO4 + KCl?
она не пойдет
А можно ли в 30 сплавить хлорат и ксид хрома без карбоната натрия?
KClO3+Cr2O3 -> KCl+K2CrO4+ 2Cl2
И если нельзя, то почему, подскажите, пожалуйста
не хватит калия, реакция не уравняется
Добрый день.
В 32 вопросе (4 реакция) можно написать так:
P +4 KMnO4 + 4 H2SO4 = 4 KH2PO4 + 4 MnSO4
Спасибо
можно
Здравствуйте, подскажите , как в 6 задании Cu2S реагирует с S ? Заранее спасибо.
с образованием CuS
Здравствуйте! В 9 вопросе есть ли какое-то общее правило, позволяющее правильно записать продукты реакции в реакциях такого типа, т.е. с избытком одного из веществ?
Добрый день! Если кратко, то первым процессом при взаимодействии щелочи и кислой соли будет превращение кислого аниона в средний, либо «менее кислый» (дигидрофосфат в гидрофосфат). Далее нужно посмотреть на природу катионов в исходных веществах и оценить, есть ли различие в их взаимодействии с образовавшимся анионом. Если можно получить осадок, то формируем его. Если такой возможности нет, то оставляем все без изменений и не меняем катионы местами. Примерно так.
Если судить по вопросам, адресованным авторам, (а им я хочу сказать огромное спасибо), можно сказать, что многие химические факты из курса 9 класса (базовый курс химии) будущим выпускникам не известны. Хочется задать вопрос — кто вас готовит и где вы берете эту ложную информацию, я уже не говорю об углубленном уровне химии.
А потом истерика на всю страну — какой запредельный уровень экзамена!!!
Добрый день! За оценку нашей работы благодарю, а по остальному скажу, что уровень у всех разный, как способностей, так и школ. Давайте похвалим людей хотя бы за то, что тянутся за истиной и пытаются ее отыскать на просторах интернета. Очень надеюсь, что ребята на этом сайте и присоединившиеся к нашим курсам подготовки к ЕГЭ получат большинство необходимого и справятся со всем.
Здравствуйте, каким образом будет реагировать cu2s с серой в 6 задании ?
Добрый день! ОВР до CuS.
Добрый день. В 28 задаче получается 5. В ответах 7. Что не так, не пойму. И спасибо за неоценимый труд
Добрый день! Ответ верный, 7 г. Только что пересчитал сам.
Здравствуйте,у вас нету догадок по поводу 34 на 2021 год?
И еще вопрос, примерно со сколько процентов H2SO4 и HNO3 считаются концентрированными?
Условность. Серная от 80%, азотная от 55-60%.
Добрый день! Пока нет, увидим, что будет. Опубликованный вариант досрочного ЕГЭ содержал задачу с использованием параллельно протекающих реакций.
Добрый день! Не могли бы вы написать по каким формулам решили 29 задачу.
Добрый день! Формулы стандартные, ничего выходящего за рамки ЕГЭ.
Подскажите, пожалуйста, почему в 33 задаче у нас получается не такое органическое вещество: HOOC-(CH2)4-COO-Ca-OOC-(CH2)4-COOH? Благодарю.
Добрый день! Поскольку нет никаких указаний на образование кислой соли, то писать ее в качестве ответа несколько неуместно.
Здравствуйте, а почему в 18 задании добавление сульфида цинка не приводит к изменению скорости реакции? например ее замедлению?
Добрый день! Сульфид цинка нерастворим, поэтому не повлияет практически.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли было в 29 номере написать реакцию так:
KClO3 + 2K2SiO3 + Cr2O3= 2K2CrO4 + KCl + SiO2 ?
Добрый день! Нет, нельзя. Оксид хрома не вытеснит SiO2 при сплавлении.
Здравствуйте. Не могу разобраться с 23 заданием, можно подробный алгоритм решения?
Добрый день! Лучший способ решения изложен здесь, посмотрите.
https://www.youtube.com/watch?v=doRHthkKcqc&t=779s
Здравствуйте! В последней задаче можно получить же и простой эфир, который также не взаимодействует с гидроксидом натрия. Фенилметиловый эфир
Добрый день! Оно не окисляется в условиях пункта 3), поэтому не берем.
Добрый день! В 34 задании мог получиться анизол вместо бензилового спирта?
Добрый день! Если анизол, то будет не совсем понятно, что делать с пунктом 3) задания. Поэтому лучше все же бензиловый спирт.
Добрый день. Подскажите, в 23 задаче равновесная концентрация водорода равна в Ваших ответах 0.9. Равновесная определяется как разность исходной и прореагировавшей, а исходная как сумма прореагировавшей и равновесной. Почему у вас исходная меньше чем равновесная, хотя должно быть наоборот?
Добрый день! Рекомендую понять, что реакция может идти не только слева направо, но и в обратную сторону. На то оно и равновесие.
Добрый день, уважаемые авторы. Подскажите, возможно ли образование воды четвертым продуктом в последнем уравнении? И какой фосфор образуется Р или Р4?
Добрый день! В рамках ЕГЭ пишем просто Р.
Здравствуйте! Спасибо огромное за Ваши варианты! Не могли бы Вы объяснить почему в 23 задании для того, чтобы найти равновесную концентрацию водорода мы складываем исходную и прореагировавшую концентрации, пожалуйста.
Добрый день! Все становится намного проще, если понять, что в данном эксперименте реакция идет в обратную сторону.
Здравствуйте. Интересно было бы посмотреть на решение №23), Спасибо)
Добрый день! Если понять, что реакция идет в обратную сторону, то будет намного понятнее и проще.
в 3 варианте 34 задача. при взаимодействии с дихроматом в кислой среде первичные спирты окисляются до альдегидов, а в ответе кислота
Добрый день! Альдегиды окисляются еще быстрее до кислот.
Добрый вечер! В задании 28 масса цинка должна быть 60 г, а не 6 г. Или объем газа 2,016 л, а не 20,16 л.
Добрый день! Благодарю за бдительность, исправим.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, по последней задаче: уже в конце мы разбираем каждую соль отдельно, относительно того, выпадет она в осадок или нет, но ведь в этой самой массе воды уже растворена другая соль, как ни крути, то есть вычтя массы соли из раствора мы же физически не можем сгрести соли в сторонку и дать побултыхаться одной соли в воде, выяснить хватит этой водички или нет для ее растворения, потом закончить ее плавание, поболтать вторую соль… Ведь наверное как-то надо учитывать, что они там обе одновременно?
Добрый день! Взаимное влияние солей на растворимость друг друга мы не учитываем.
№18
Почему добавление сульфида цинка не подходит?
Добрый день! Нерастворим.
доброго времени суток, есть вопрос. почему в 5 задании Б) гидроксидом указано H2SO4? это ведь кислота
Добрый день! Гидроксиды существуют трех видов.
Добрый день, в задаче 28 с данными в условиях массой 60 гр и объема 20,26 л не получается 97,5%, получается 90% ровно. Можете пожалуйста объяснить как получить такой результат.
Добрый день! В задаче 20,16 л водорода или 0,9 моль. Тогда чистого цинка 0,9 моль или 58,5 г. Делим 58,5 на 60 и получаем результат.
Добрый день! В pdf-файле опечатка в 28й задаче. Вместо 60 г написано 6,0 г
Добрый день! Исправим при возможности.
Здравствуйте, объясните, зачем в последней задачи считать массу горячего раствора, если можно сразу посчитать массу воды исходя из уравнений реакций и растворов, которые нам даны. Я сделал именно так и по идее должно было получиться то же самое, но у меня получается 63,56 г, хотя у вас 63,52 г. Не понимаю, почему так, уже несколько раз пересчитал, учёл воду везде, но получается другое. Объясните пожалуйста.
Добрый день! Небольшое расхождение в ответах не критично, если остальное решение не противоречит здравому смыслу.
Добрый день! хотела бы спросить по поводу задачи 26. Как я поняла, можно найти массу раствора после выпаривания с учетом добавления новой соли это 180-10+5=175. Масса вещества с учетом выпаривания 14,4 (из первого раствора)-10+ 5=9,4. Поделив массу вещества на массу раствора мой ответ не сходится. Подскажите, пожалуйста, что не так. Заранее спасибо!
Добрый день! А соль что, испаряется? Или все же вода испаряется?
Добрый день, почему при взаимодействии спирта с дихроматом калия в подкисленной среде образуется карбоновая кислота ( задание 33), если спирты окисляются дихроматами ,как правило, до альдегидов? Если бы был перманганат то, да, я согласна, что спирт будет окисляться до карбоновой кислоты, потому что перманганат имеет более выраженную окислительную способность, чем дихромат
Добрый день! Дело не в дихромате с перманганатом, а в условиях проведения реакции. При их изменении можно получить как кислоту, так и альдегид. Рекомендую всегда смотреть логику цепочки.