Тренировочный вариант №30.

Ответом к заданиям 1–26 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 5, 8, 9, 11, 16, 17, 21–26 могут повторяться.

Задание №1

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, число валентных электронов у которых совпадает с числом полностью заполненных подуровней:

1) S          2) Al           3) Br           4) Fe           5) Si

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №2

Из предложенного перечня выберите три элемента, неспособных образовывать оксиды. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения атомного радиуса.

1) He          2) F           3) N          4) B          5) Kr

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, которые могут иметь одинаковые степени окисления в образованных ими анионах с общей формулой ЭОх-.

1) Se          2) Fe         3) Cs         4) Cr         5) Sr

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, имеющих немолекулярное строение, ковалентные связи в которых образованы только по обменному механизму.

1) нитрат диметиламмония
2) пероксид стронция
3) фторид аммония
4) силан
5) оксид кремния(IV)

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Установите соответствие между парой веществ и классами/группами, к которым эти вещества соответственно принадлежат: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА КЛАССЫ/ГРУППЫ
А) K[Al(OH)4], PO(OH)3
Б) Al(OH)3, Zn(OH)2
В) Fe(OH)SO4, Sr(OH)2
1) соль, основание
2) два основания
3) амфотерный гидроксид, основание
4) два амфотерных гидроксида
5) соль, кислота
6) соль, амфотерный гидроксид

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Задание №6

Из приведенного перечня выберите два вещества, с которыми при определенных условиях может взаимодействовать оксид углерода(IV).

1) гидрокарбонат натрия (р-р)
2) гидроксид алюминия (порошок)
3) магний (стружка)
4) сульфит кальция (взвесь в воде)
5) силикат натрия (р-р)

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №7

При пропускании сероводорода с пробирку с раствором вещества Х наблюдали образование осадка, растворимого в горячем растворе щелочи. При пропускании сероводорода в пробирку с раствором вещества Y наблюдали образование осадка, нерастворимого в щелочах и концентрированной соляной кислоте.  Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) нитрат алюминия
2) хлорид цинка
3) ацетат серебра
4) сульфат марганца
5) бромид железа(III)

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

Задание №8

Установите соответствие между реагентом и веществами, с каждым из которых этот реагент может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГЕНТ ВЕЩЕСТВА

А) азотная кислота (разб.)
Б) сернистый газ
В) гидроксид алюминия
Г) карбонат кальция (взвесь в воде)

1) NaOH, HF, BaO
2) SO2, NaHSO4, CO2
3) SrO, BaSO4, Zn
4) NaOH, H2S, H2O
5) BaCl2, HCl, HI
6) SO2, ZnO2, H2S

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Установите соответствие между схемой реакции и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИ ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) Na2MnO4 + Mn(NO3)2
Б) HMnO4 + HBr →
В) Mg(MnO4)2 + NaOH →
Г) NaMnO4

1) оксид + соль + гидроксид
2) соль + оксид + простое вещество
3) простое вещество + оксид
4) соль + простое вещество
5) гидроксид + соль
6) оксид + соль
7) реакция не протекает

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №10

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) нитрат алюминия
2) хлорид цинка
3) йодоводородная кислота
4) сульфид меди(I)
5) ацетат серебра

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

Задание №11

Установите соответствие между названием вещества и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

ОБЩАЯ ФОРМУЛА

А) 2-нитробутан
Б) этиловый эфир β-аланина
В) пропеноат метиламмония

1) CnH2n-3O2N
2) CnHnO2N
3) CnH2n+1O3N
4) CnH2n+3O2N
5) CnH2n+1O2N
6) CnH2n+2O2N

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №12

Из предложенного перечня формул выберите две таких, которые не могут соответствовать веществам с двумя π-связями в молекуле.

1) C6H11N
2) C5H12O
3) C5H8
4) C3H6O3
5) C3H4O4

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №13

Из предложенного перечня выберите два углеводорода, из которых можно в одну стадию получить дикарбоновую кислоту или ее соль.

1) гексин-3
2) 1,4-диметилбензол
3) бутен-2
4) бензол
5) ацетилен

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №14

Из предложенного перечня выберите два реагента, с которыми взаимодействует как глицерин, так и бензальдегид.

1) сульфат калия
2) азотная кислота
3) водород
4) гидроксид меди (II)
5) метаналь

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №15

Из предложенного перечня выберите два реагента, с которыми реагирует триолеин, но не реагирует сахароза.

1) серная кислота (1%-ный р-р)
2) гидроксид меди (II)
3) бромная вода
4) водород
5) анилин

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

Задание №16

Установите соответствие между названием углеводорода и формулой соединения, которое можно получить из него в одну стадию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ УГЛЕВОДОРОДА ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ

А) 2-метилбутен-2
Б) этилбензол
В) гексадиин-1,5
Г) циклогексен

1) С3Н6О2
2) C7H6O2
3) С6Н10О
4) C3H6O
5) С6Н12О2
6) С4Н6О4

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №17

Установите соответствие между кислородсодержащим соединением и молекулярной формулой органического продукта, который можно получить из него в одну стадию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СОЕДИНЕНИЕ ФОРМУЛА ПРОДУКТА
А) этиленгликоль
Б) бензойная кислота
В) бензальдегид
Г) пропанол-1
1) C4H7O3
2) C8H8O2
3) C4H6O4
4) C6H14O
5) C7H8O
6) C6H8O2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №18

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) изопропиловый спирт
2) формальдегид
3) этанол
4) ацетон
5) метанол
6) ацетальдегид

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №19

Из предложенного перечня реакции выберите все, относящиеся к окислительно-восстановительным и в результате протекания которых образуется простое вещество.

1) взаимодействие хлорида железа(III) и сульфида натрия
2) разложение дихромата аммония при сильном нагревании
3) взаимодействие твердого хлорида аммония и концентрированной серной кислоты
4) взаимодействие горячих растворов сульфата аммония и нитрита калия
5) взаимодействие растворов сульфата меди(II) и йодида калия

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №20

Из предложенного перечня реакций выберите все, которые можно замедлить как охлаждением, так и увеличением объема реакционного сосуда.

1) окисление меди азотной кислотой
2) взаимодействие сероводорода и сернистого газа
3) нитрование бензола
4) электролиз раствора хлорида калия
5) нитрование этана

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №21

Установите соответствие между выделенным символом химического элемента в формуле вещества и окислительно-восстановительными свойствами, которые данный химический элемент в этом веществе может проявлять: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА

СВОЙСТВО ЭЛЕМЕНТА

А) CH3NH3NO3
Б) HCHO
В) Ca(ClO)Cl

1) не проявляет окислительно-восстановительных свойств
2) может быть только восстановителем
3) может быть как окислителем, так и восстановителем
4) может быть только окислителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №22

Установите соответствие между названием соли и веществами, которые будут находиться в околоанодном пространстве после израсходования всей соли  на реакцию электролиза ее водного раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СОЛИ ВЕЩЕСТВА В ОКОЛОАНОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А) хлорид калия
Б) нитрат меди(II)
В) ацетат натрия
Г) фторид серебра
1) кислота + кислота
2) вода
3) кислота + щелочь
4) щелочь + вода
5) соль + вода
6) кислота + вода

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

Установите соответствие между смесью солей и окраской лакмуса в растворе, содержащем эти соли: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СМЕСЬ СОЛЕЙ ОКРАСКА ЛАКМУСА

А) KNO2 и NaNO3
Б) BaBr2 и AlCl3
В) Zn(ClO3)2 и KBrO3
Г) NH4NO3 и MgI2

1) синий
2) красный
3) малиновый
4) фиолетовый

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №24

Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

HCOO-(p-p) + H2O ⇄ HCOOH(p-p) + OH-(p-p)

и смещением химического равновесия в результате этого воздействия. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой..

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) добавление щелочи
Б) добавление соляной кислоты
В) интенсивное перемешивание раствора
Г) сильное разбавление дистиллированной водой

1) в сторону обратной реакции
2) в сторону прямой реакции
3) практически не сместится

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №25

Установите соответствие между реагентами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГЕНТЫ ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) силикат калия(р-р) и углекислый газ
Б) аммиак и перхлорат железа (III)(р-р)
В) рыбий жир и бромная вода
Г) пероксид водорода и сульфит калия(р-р)
1) поглощение газа
2) образование черного осадка
3) поглощение газа и образование осадка
4) нет видимых признаков
5) обесцвечивание раствора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

Задание №26

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
А) глицерин
Б) этиленгликоль
В) лимонная кислота
1) производство метанола
2) компонент антифризов
3) пищевая промышленность
4) производство серной кислоты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 27–29 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №27

В результате упаривания 200 г 10%-ного раствора нитрата калия масса раствора уменьшилась на 15%. Какую массу 25%-ного раствора нитрата калия (в граммах) необходимо добавить к полученному в результате упаривания раствору для получения раствора с массовой долей соли равной 20%? (Запишите число с точностью до целых).

Ответ:___________________ г.

Задание №28

При нейтрализации 49 г неизвестной кислоты раствором щелочи при определенных условиях выделяется 48 кДж теплоты. Вычислите количество теплоты, выделяющееся при нейтрализации 9,8 г данной кислоты в тех же условиях. (Запишите ответ с точностью до десятых)

Ответ:___________________ кДж.

Задание №29

Вычислите минимальную массу (в граммах) порошка алюминия, необходимую для полного восстановления в щелочном растворе 1,515 г нитрата калия. Считать, что реакция протекает с выходом 100%. (Запишите число с точностью до сотых.)

Ответ:___________________ г.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:

гидроксид бария, нитрат калия, сера, гидрофосфат аммония, оксид хрома(III), азотная кислота.

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите такие, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с образованием нерастворимого в воде соединения желтого цвета. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Задание №31

Из предложенного перечня веществ выберите два таких, реакция ионного обмена между которыми может сопровождаться образованием раствора, практически не содержащего сильных электролитов. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения данной реакции с участием выбранных веществ.

Задание №32

Сернистый газ пропустили через трубку с пероксидом натрия. Содержимое трубки растворили в воде с образованием нейтрального раствора, который подвергли электролизу. Образовавшийся раствор нагрели до кипения и внесли последовательно навеску питьевой соды, затем сульфат алюминия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №33

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №34

В стакан с 26%-ным раствором хлорида железа (III) внесли навеску железной стружки и нагревали некоторое время. В момент, когда количество ионов Fe2+ стало равно 0,24 моль, остаток стружки отделили от раствора магнитной сепарацией. В образовавшийся раствор пропустили газообразный хлор до момента, когда отношение количеств ионов Fe2+ и Fe3+ стало равно 1:4. Отделенную ранее железную стружку смешали с дополнительным количеством железа и внесли в полученный раствор. После образования однородного раствора без осадка добавили 260 г раствора сульфида калия. Образовавшийся при этом осадок представлял собой единственное соединение, а раствор над осадком имел нейтральную среду. Вычислите массовую долю воды в конечном растворе, если известно, что всего в ходе эксперимента использовали 13,44 г железной стружки.  Испарением воды в ходе всех процессов пренебречь.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Задание №35

При полном сгорании неизвестного органического соединения А массой 1,98 г образовалось 2,016 л углекислого газа (н.у.) и 1,62 г воды. Известно, что в молекуле данного соединения все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации, а также то, что молекула вещества А содержит в своем составе в два раз больше атомов углерода, чем молекула вещества Б - продукта окисления некоторого алкена раствором перманганата калия.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение получения А из вещества Б.

Ответы к первой части варианта №30

№ задания, ответ № задания, ответ

1)35
2) 521
3) 24
4) 25
5) 541
6) 35
7) 53
8) 6412
9) 6252
10) 53
11) 555
12) 24
13) 25
14) 24
15) 34

16) 4265
17) 3254
18) 52
19) 1245
20) 25
21) 433
22) 2626
23) 1222
24) 1232
25) 3354
26) 323
27) 280
28) 9,6
29) 1,08

Ответы ко второй части варианта №30

Задание №30

Cr2O3 + 3KNO3 + 2Ba(OH)2 = 2BaCrO4 + 3KNO2 + 2H2O

хром в степени окисления +3 (или оксид хрома (III)) является восстановителем;
азот в степени окисления +5 (или нитрат калия) – окислителем.

Задание 31

3Ba(OH)2 + 2(NH4)2HPO4 = Ba3(PO4)2 + 4NH3 + 6H2O

3Ba2+ + 6OH- + 4NH4+ + 2HPO42- = Ba3(PO4)2 + 4NH3 + 6H2O

3Ba2+ + 6OH- + 4NH4+ + 2HPO42- = Ba3(PO4)2 + 4NH3 + 6H2O (сокращенное ионное уравнение совпадает с полным ионным)

Задание 32

1) Na2O2 + SO2 = Na2SO4

2) 2H2O = 2H2 + O2

3) 2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O

4) Al2(SO4)3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4 + 3CO2

Задание 33

Задание 34

В стакан с 26%-ным раствором хлорида железа (III) внесли навеску железной стружки и нагревали некоторое время. В момент, когда количество ионов Fe2+ стало равно 0,24 моль, остаток стружки отделили от раствора магнитной сепарацией. В образовавшийся раствор пропустили газообразный хлор до момента, когда отношение количеств ионов Fe2+ и Fe3+ стало равно 1:4. Отделенную ранее железную стружку смешали с дополнительным количеством железа и внесли в полученный раствор. После образования однородного раствора без осадка добавили 260 г раствора сульфида калия. Образовавшийся при этом осадок представлял собой единственное соединение, а раствор над осадком имел нейтральную среду. Вычислите массовую долю воды в конечном растворе, если известно, что всего в ходе эксперимента использовали 13,44 г железной стружки.  Испарением воды в ходе всех процессов пренебречь.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

2FeCl3 + Fe = 3FeCl2 (I)
2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3 (II)
FeCl2 + K2S = FeS + 2KCl (III)

Вычислим количество железа, которое израсходовали в ходе реакций:

n(Fe общ.) = m(Fe)/M(Fe) = 13,44/56 = 0,24 моль

Поскольку нам известно количество образовавшейся соли железа (II) в первой реакции, справедливы будут следующие записи:

n(Fe реакция I) = n(FeCl2)/3 = 0,24/3 = 0,08 моль

n(Fe реакция III) = n(Fe общ.) - n(Fe реакция I) = 0,24 - 0,08 = 0,16 моль

n(FeCl3 реакция III) = 2n(Fe 3 реакция) = 0,32 моль

n(FeCl2 после доб. хлора) = n(FeCl3 реакция III)/4 = 0,32/4 = 0,08 моль

Поскольку было 0,24 моль соли железа (II), а осталось 0,08 моль, можно сказать, что из нее получилось 0,16 моль соли железа (III). Тогда изначально было 0,32 моль соли железа (III). Вычислим его массу и массу раствора:

m(FeCl3 исх.) = n(FeCl3 исх.)·M(FeCl3) = 0,32·162,5 = 52 г
m(р-ра FeCl3) = m(FeCl3 исх.)/ω(FeCl3)·100% = 52/0,26·100% = 200 г

Общее количество соли железа (II), которое вступило в реакцию с сульфидом натрия:

n(FeCl2 конечн.) = n(Fe общ.) + n(FeCl3 исх.) = 0,24 + 0,32 = 0,56 моль

Далее вычислим количества и массы хлора и сульфида железа (II):

n(Cl2) = n(FeCl3 реакция II)/2 = 0,16/2 = 0,08 моль
m(Cl2) = n(Cl2)·M(Cl2) = 0,08·71 = 5,68 г
n(FeS) = n(FeCl2 конечн.) = 0,56 моль
m(FeS) = n(FeS)·M(FeS) = 0,56·88 = 49,28 г

Масса конечного раствора сложится из масс металлического железа, хлора, растворов хлорида железа (III) и сульфида калия за вычетом сульфида железа (II). Проведем необходимые вычисления:

m(р-ра конечн.) = m(р-ра FeCl3) + m(р-ра K2S) + m(Fe) + m(Cl2) - m(FeS) = 200 + 260 + 13,44 + 5,68 - 49,28 = 429,84 г

В конечном растворе, исходя из описания, содержится только хлорид калия, поэтому массу воды можно получить по разности масс конечного раствора и хлорида калия. Проведем необходимые вычисления:

n(KCl) = 2n(FeCl2 конечн.) = 0,56·2 = 1,12 моль
m(KCl) = n(KCl)·M(KCl) = 1,12·74,5 = 83,44 г
m(Н2О) = m(р-ра конечн.) - m(KCl) = 429,84 - 83,44 = 346,4 г

Вычислим массовую долю воды в конечном растворе:

ω(Н2О) = m(Н2О)/m(р-ра конечн.)·100% = 346,4/429,84·100% = 80,6%

Задание 35

При полном сгорании неизвестного органического соединения А массой 1,98 г образовалось 2,016 л углекислого газа (н.у.) и 1,62 г воды. Известно, что в молекуле данного соединения все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации, а получить его можно в одну стадию из вещества Б - продукта окисления некоторого алкена раствором перманганата калия. Также известно то, что молекула вещества А содержит в два раза больше атомов углерода, чем молекула вещества Б. 
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение получения А из вещества Б.

Решение:

n(CO2) = V/Vm = 2,016/22,4 = 0,09 моль, следовательно,  n(C) = n(CO2) = 0,9 моль, тогда, m(C) = n·M = 0,09·12 = 1,08 г,
n(H2O) = m/M = 1,62/18 = 0,09 моль, следовательно, n(H) = 2n(H2O) = 2·0,09 = 0,18 моль, тогда m(H) = n·M = 0,18·1 = 0,18 г.

Проверим содержит ли искомое вещество кислород:
m(O) = m(в-ва) - m(C) - m(H) = 1,98 г - 1,08 г - 0,18 г = 0,72 г.
Как видим, m(O) не равно нулю, значит в состав искомого вещества входит кислород. Рассчитаем количество вещества кислорода в указанной в условии порции вещества:

n(O) = m(O)/M(O) = 0,72/16 = 0,045 моль.

Найдем простейшую формулу вещества:

n(C) : n(H) : n(O) = 0,09 : 0,18 : 0,045 = (0,09/0,045) : (0,18/0,045) : (0,045/0,045) = 2 : 4 : 1

Таким образом, простейшая формула искомого вещества А - C2H4O. 
Предположим, что простейшая формула совпадает с истинной молекулярной. 
Тогда искомым веществом А могли бы оказаться либо ацетальдегид, либо этиленоксид, однако, ни то, ни другое вещество не может быть получено из вещества с одним атомом углерода в молекуле, которое еще при этом было бы продуктом окисления раствором перманганата калия некоторого алкена (напомним, что по условию молекула вещества А содержит в два раза больше атомов углерода, чем молекула вещества Б).
Тогда удвоим простейшую формулу, получим C4H8O2
Предположим, что истинная молекулярная формула совпадает с удвоенной.
Тогда, для в качестве решения подходит структура циклического простой эфира - диоксана:

диоксан

Диоксан удовлетворяет всем требованиям задачи: может быть получен в одну стадию дегидратацией этилегликоля (вещества Б с вдвое меньшим числом атомов углерода в молекуле), а этиленгликоль (вещество Б) в свою очередь может  быть получен в одну стадию из этилена его окислением нейтральным холодным раствором перманганата калия.
Таким образом:
1) молекулярная формула вещества A - C4H8O2
2) структурная формула вещества А:

диоксан

3) уравнение получения вещества А из вещества Б:

уравнение реакции

Комментариев 75
  1. Наталья

    В задании № 8 в вариантах ответов отсутствует цифра 6. Сразу после пятого
    7 вариант ответа

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за бдительность, исправим.

  2. Наталья

    В задании № 22. Непонятно, почему в ответе указано, что в околоанодном пространстве при электролизе раствора хлорида калия образуется щёлочь

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      В ответах опечатка была, подправили.

  3. Наталья

    Непонятно сформулировано 16 задание. Может быть наоборот надо получать из 2-метилбутена -2 ацетон С3Н6О?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Посмотрите сейчас. Стало лучше, на мой взгляд.

  4. Лариса

    Разве в диоксане sp2 гибридизация? Это к задаче 35

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Подправили, благодарю за бдительность!

  5. Лариса

    26задание. Некоторые производители до сих пор используют глицерин как компонент антифризов. Хотя это не есть здорово

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Не исключено, однако этиленгликоль для этих целей используется значительно шире и чаще. Тем и известен.

  6. Лариса

    В задании 17 в) может также быть вариант ответа 2 (фенилацетат)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Разумно, предложил иной вариант.

  7. Любовь

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как будет реагировать гидроксид алюминия с оксидом бария? Спасибо за ответ

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Возможно их смешать и нагреть до образования алюмината бария и воды. Оксид с выраженными основными свойствами и амфотерный гидроксид.

      • Любовь

        Спасибо!

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          На связи с вами!

  8. Любовь

    Вопрос по заданию 16. Из кумола же можно получить ацетон, этот вариант ответа будет неверным? Или нужно учитывать промежуточную стадию окисления?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Замечание справедливо, задание скорректировал.

  9. Лена

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, почему в 12 ответ 25, а не 24

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ответ 24, все верно. В ответах исправил, благодарю за бдительность.

  10. Кюрелей

    Здравствуйте, можно задать вопрос по заданию 9 б. В этой реакции не такие продукты HMnO4 + 14 HBr → 2 MnBr2 + 8 H2O + 5 Br2, просто в ключе отмечен вариант 2, где образуется еще и оксид

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Вода является оксидом.

  11. Ольга

    Подскажите, в 8 номере в 6 варианте веществ должен быть именно ZnO2 ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, верно.

  12. Наталия

    здравствуйте, если раствор бесцветный, а осадок белый ,можно считать его окрашенным?( 10 задание, отв 5,2)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, под окрашенным осадком обычно подразумевают что-то не белое. Возможно, это и не является справедливым, но такова традиция.

  13. Александр

    Добрый вечер. В № 32 должен идти электролиз сульфата натрия. Его нет. Вода, а куда делась соль?
    Реакции 1,2 и 3 никак не взаимосвязаны между собой.

  14. Александр

    Вторая реакция-это электролиз сульфата натрия.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Сульфат натрия растворен в воде и в ходе процесса видоизменяться не будет. Ионы этой соли служат проводниками тока в растворе.

  15. Диана

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему в 6 задании в ответ входит 5тый вариант? Ведь СО2 не вступает в реакцию со средней солью, к тому же это не сульфит и не карбонат…

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Кремниевая кислота слабее угольной, откуда и возможность подобной реакции.

      • Никита

        Здравствуйте, а какие продукты тогда образуются?
        Na2SiO3+CO2=Na2CO3 + SiO2 верно?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! В реагенты надо добавить воду, а в продуктах гидрокарбонат и кремниевая кислота.

  16. Dmitry

    Здравствуйте! Вопрос по заданию 9, какие продукты будут образовываться в ходе реакции: Mg(MnO4)2 + NaOH =

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Обычный ионный обмен.

  17. Ганна

    здравствуйте, в 7 номере разве хлорид цинка не подойдёт так же как бромид железа?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, не подойдет. Сульфид цинка так не получим.

      • Ганна

        скажите пожалуйста почему?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Такова природа веществ. В рамках ЕГЭ образуются в подобных условиях сульфиды меди, свинца, серебра, ртути. Цинка в данном списке нет.

  18. Хусейн

    здравствуйте. почему в 8 задании под В не подходит 5?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Гидроксид алюминия обладает очень слабыми основными свойствами, поэтому не реагирует с сернистым газом и сероводородом.

  19. Виктор

    Каким образом вы получаете гидрокарбонат натрия в 32 номере

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Мы вносим навеску данного вещества в ходе эксперимента.

  20. Елена

    Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, почему в задании 9 в реакции перманганата со щелочью вы не учитываете ОВР (образование манганата и кислорода)?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! При простом смешении растворов будет обмен.

      • Алеке Гаджи

        В 24 задании всё верно?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Да, все верно.

  21. Яна

    Здравствуйте. Почему в 33 задании получается диальдегид янтарной кислоты и что за вещество дано, из которого получают данный диальдегид?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Смотрим решение, там все подробно расписано.

  22. Самат

    Здраствуйте, почему в 24 задании добавление щёлочи смещение идёт в обратную сторону?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Потому что увеличится концентрация ОН(-), а он есть в продуктах реакции.

  23. Дмитрий

    Где можно получить pdf-версию варианта?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Публиковать в виде файла будем позже весной.

  24. Наталья

    Скажите, пожалуйста, какие именно вещества образуются при взаимодействии манганата натрия и нитрата марганца в 9 задании.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нитрат натрия и MnO2.

  25. Никита

    Здравствуйте, я не могу понять какие продукты образуются в 9 задании при смешивании перманганата магния с щелочью, у меня получилось NaMnO4, Mg(OH)2 а что дальше..

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Верно, соль и гидроксид.

  26. Костя

    Здравствуйте, можно, пожалуйста, узнать, что означает взвесь в воде(например CaCO3) и на что она влияет, уже во втором варианте подряд встречаю?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ни на что, просто порошок тонкий в воде. Реакции требуют присутствия воды часто.

  27. Людмила

    Здравствуйте! Вопрос по 11 заданию: формула пропеноата метиламмония С4Н11О2N, что соответствует общей формуле СnH2n+3 O2N. Это вариант 4. А в ответе 5.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! С4H11O2N — пропАноат, соль предельной кислоты, а C4H9O2N — пропЕноат, соль непредельной кислоты.

  28. Людмила

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие продукты образуются в результате взаимодействия аммиака и перхлората железа (III)? Спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Будет ионный обмен с образованием перхлората аммония, Fe(OH)3.

  29. Юлия

    Здравствуйте, по заданию 33, при взаимодействии многоатомных спиртов с HCl, вроде бы должна замещаться только одна OH-группа и образовываться хлоргидрин? Может, лучше было бы взять HBr? Или на егэ закрывают глаза на такие частности?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Водные растворы HCl на спирты в большинстве случаев не действуют.

  30. Дарья

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как решается 27 задача?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Подход к решению стандартный для данных номеров. Можно использовать метод таблиц, изложенный моим коллегой, Сергеем Ивановичем, в одной из статей на сайте.

  31. Ольга

    здравствуйте! Почему в 3 вопросе 30 варианта не подходит селен?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Поскольку заряд иона (-), нечетный, то селен подойти не может. У него степени окисления будут четными.

  32. Полина

    здравствуйте! почему в 7 задании нельзя взять нитрат алюминия вместо бромида железа 3? там же образуется сульфид алюминия, который гидролизуется, и выпадает осадок гидроксида алюминия. а он с щелочью образует растворимую комплексную соль

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нитрат алюминия не реагирует с сероводородом.

      • Валентина

        Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в 22 задании А) в растворе не щелочь и вода, а просто вода?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! В пространстве около катода щелочь накопится, но не анода. Дело в этом.

  33. Елена

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в 10 задании, при растворении в воде ацетата серебра учитывается-ли гидролиз, либо пишем реакцию ацетата серебра с йодоводородной кислотой до образования йода, серебра и уксусной кислоты?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Гидролиза в значительной степени там не будет, ОВР тоже потом не будет. Обмен простой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.