Новый вариант ЕГЭ по химии2022 КИМ34 от Широкопояса и Борисова.

Тренировочный вариант №34 (2022)

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат неспаренные электроны только на одном подуровне:

  • 1) Sr
  • 2) Sn
  • 3) Kr
  • 4) Cr
  • 5) Sc

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке усиления восстановительных свойств образованных ими простых веществ.

  • 1) Si
  • 2) Na
  • 3) He
  • 4) Sn
  • 5) Mn

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, у каждого из которых разность между значениями их степеней окисления в высшем оксиде и водородном соединении больше 5.

  • 1) F
  • 2) Sr
  • 3) Se
  • 4) Al
  • 5) As

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня выберите два вещества молекулярного строения, в которых присутствует ковалентная неполярная химическая связь.

  • 1)) ацетон
  • 2) кремний
  • 3) белый фосфор
  • 4) поваренная соль
  • 5) этиленгликоль

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) амфотерного оксида; Б) кислотного оксида; В) пероксида.

1) Cs2O 2) N2O 3) ZnO2
4) CO 5) F2O 6) MnO2
7) MgO 8) KO2 9) CrO3
 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

Даны две пробирки с окрашенным раствором вещества Х. В одну из них добавили раствор слабого электролита Y, при этом наблюдали образование  осадка, нерастворимого в соляной кислоте. В другую пробирку прилили раствор питьевой соды. При этом произошла химическая реакция, которая сопровождалась как образованием осадка, так и выделением газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

  • 1) уксусная кислота
  • 2) аммиак
  • 3) сероводород
  • 4) перманганат калия
  • 5) перхлорат железа (III)

Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №7

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) гидроксид бериллия
Б) гидрокарбонат натрия
В) фосфор
Г) оксид фосфора (III)

1) HCOOH, CsOH, HBr
2) H3PO4, PbCl2, CuI
3) O2, Cl2, H2
4) HNO3, NaOH, O2
5) H2O, CO2, KOH

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между продуктами взаимодействия и возможными исходными веществами: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
А) соль + вода
Б) гидроксид + соль + оксид
В) соль + соль + вода
Г) нет взаимодействия
1) Fe3O4 + HCl (конц.)
2) FeO + HBr (конц.)
3) FeCl2 + Br2
4) Fe3O4 + HNO3 (разб.)
5) FeCl3 + NaHCO3
6) Fe2(SO4)3 + KHS (изб.)
7) Fe(NO3)3 + CuO

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

  • 1. бромид цинка
  • 2. фторид алюминия
  • 3. алюминат натрия 
  • 4. цинкат натрия
  • 5. оксид цинка

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между молекулярной формулой и названием вещества, которой она может соответствовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ 
А) C4H10O2Mg
Б) C4H6MgO4
В) C6MgH14O2
1) бутилат магния
2) этаноат магния
3) бензоат магния
4) этилат магния
5) бутаноат магния
6) изопропилат магния

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня формул выберите две, которые могут соответствовать карбонильным соединениям с разветвленным скелетом.

1) C4H8O
2) C4H10O2
3) C3H6O2
4) C4H10O3
5) C5H8O2

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 
Задание №12

Из предложенного перечня углеводородов выберите все , которые вступают в реакцию дегидроциклизации с образованием продуктов, способных реагировать с подкисленным раствором перманганата натрия.

1) ацетилен
2) гексен-3
3) 3-метилгептан
4) н-гексан
5) 3,4-диметилгексан

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного списка веществ выберите те, при гидролизе которых можно получить карбоновую кислоту или ее соль.

1) бутадиенстирольный каучук
2) лавсан
3) бараний жир
4) гликоген
5) сахароза

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между названием углеводорода и соединениями, из которых его можно получить в одну стадию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ УГЛЕВОДОРОДА ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

А) бутадиен-1,3
Б) орто-диметилбензол
В) н-гептан
Г) бутин-1

1) метанол, нитрат фениламмония, карбид алюминия
2) 1-хлорбутен-1, С2HK, C4NaH5 
3) толуол, 1-метилциклогексен-1, гептен-1
4) 1,4-дибромбутан, бутан, этанол
5) СH3(CH2)6C(O)ONa, гептин-3, СH3CH(COOK)(CH2)4CH3
6) 1,2-диметилциклогексен, 3,4-диметилгексан, 2-бромтолуол 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между схемой превращения и типом реакции, с помощью которой его можно осуществить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА ТИП РЕАКЦИИ
А) 2-метилбутадиен-1,3 → изопреновый каучук
Б) бензальдегид → бензоат аммония
В) глицерин → триолеин
Г) сахароза → фруктоза
1) полимеризация
2) кислотный гидролиз
3) сополимеризация
4) реакция не идет
5) окисление
6) этерификация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ/смесей соответствуют X и Y.

1) циклобутан
2) 1-бром-2-метилпропан
3) 2-бромбутан
4) бутадиен-1,3
5) метилциклопропан

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня процессов выберите все такие, которые не относятся к окислительно-восстановительным и приводят к образованию осадка.

1) взаимодействие фосфорной кислоты и гидрофосфата кальция
2) пропускание избытка сернистого газа через раствор силиката калия
3) взаимодействие нитрата бария и плавиковой кислоты
4) взаимодействие растворов сульфата железа(III) и метиламина
5) взаимодействие растворов сульфида калия и хлорида железа (III)

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня реакций выберите все такие, скорость протекания которых не зависит как от объема сосуда, так и площади соприкосновения реагентов.

1) горение алюминия в кислороде
2) нейтрализация соляной кислоты раствором щелочи
3) взаимодействие натрия с водой
4) окисление сульфида свинца перекисью водорода
5) взаимодействие метана и веселящего газа 

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

[adsp-pro-3]

Задание №19

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством хрома в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ СВОЙСТВО ХРОМА
А) 2CrCl3 + Zn = 2CrCl2 + ZnCl2
Б) 2Na2CrO4 + H2SO4 = Na2Cr2O7 + Na2SO4 + H2O
В) CrO2Cl2 + 2H2O = H2CrO4 + 2HCl
1) не проявляет окислительно-восстановительных свойств
2) только восстановитель
3) окислитель и восстановитель
4) только окислитель

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между электролитом и процессом, происходящим на аноде в ходе его электролиза: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ЭЛЕКТРОЛИТ АНОДНЫЙ ПРОЦЕСС
А) хлорид калия (р-р)
Б) фторид аммония (р-р)
В) сульфат меди (р-р)
Г) хлорид кальция (расплав) 
1) 2Cl- - 2e- → Cl2
2) 2F- - 2e- → F2
3) Cu2+ + 2e- → Cu
4) 2H2O + 2e- → H2 + 2OH-
5) Cl- - 6e- + 3H2O → ClO3- + 6H+
6) 2H2O - 4e- → O2 + 4H+

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

1) гидросульфат калия 
2) серная кислота
3) гидрат аммиака
4) нитрат калия
5) гидроксид натрия

 

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
         
Задание №22

Установите соответствие между равновесной системой и смещением химического равновесия в ней в результате добавления твердой щелочи. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РАВНОВЕСНАЯ СИСТЕМА НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) C3H7OOCH + H2O ⇄ С3H7OH + HCOOH
Б) NO2- + H2O ⇄ HNO2 + OH-
В) Al3+ + H2O ⇄ Al(OH)2+ + H+
Г) 2NH3 ⇄ N2 + 3H2

1) в сторону обратной реакции
2) в сторону прямой реакции
3) практически не сместится

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23 

В замкнутый стальной реактор поместили катализатор, смесь водорода с угарным газом, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2H2(г) + CO(г) ↔ CH3OH(г)

в системе установилось равновесие.

Используя данные, приведенные в таблице, определите равновесные концентрации водорода (X) и угарного газа (Y).

ВЕЩЕСТВО H2 CO CH3OH
ИСХОДНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л 1,5 0,8  
РАВНОВЕСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л      0,6

Выберите из списка номера правильных ответов:

1) 0,4 моль/л
2) 1,4 моль/л
3) 0,2 моль/л
4) 0,7 моль/л
5) 0,6 моль/л
6) 0,3 моль/л

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между названиями двух веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) сахароза (р-р) и нитрат железа (II) (р-р)
Б) метиламин (г) и диметиловый эфир (г)
В) гидросульфат калия (р-р) и нитрат цезия
Г) хлорбензол и 3-метилфенол  
1) фенолфталеин
2) фенол
3) бромная вода
4) глюкоза (р-р)
5) железо (порошок)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между веществом и его возможным применением: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ПРИМЕНЕНИЕ
А) гипохлорит натрия
Б) хлорид натрия
В) нитрат калия
1) производство стекла
2) консервант
3) обеззараживание воды
4) удобрение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

В 5%-ный раствор соляной кислоты массой 150 г пропустили 4,48 л хлороводорода (н.у.). Вычислите объем 20%-ного раствора соляной кислоты плотностью 1,1 г/см3, который нужно добавить для получения раствора с массовой долей воды 85%. (Запишите ответ с точностью до целых.)

Ответ:___________________ мл.

Задание №27

При разложении 2,67 г карбоната свинца было затрачено 0,87 кДж энергии. Рассчитайте массу газообразного продукта реакции, если при этом израсходовали 3,48 кДж энергии. (Запишите ответ с точностью до сотых)

Ответ:___________________ г

Задание №28

Рассчитайте максимальную массу осадка, который можно получить исходя из 190 мл 5%-ного раствора сульфата алюминия (плотность 1,08 г/мл) при пропускании в него газообразного аммиака. (Запишите ответ в граммах с точностью до сотых)

Ответ:___________________ г.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

сульфат железа (II), гидроксид натрия, тетрагидроксоалюминат натрия, серная кислота, перманганат калия, пероксид водорода. Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите такие, в ходе окислительно-восстановительной реакции между которыми образуются два продукта: средняя соль и оксид. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите два сильных электролита, в реакции между которыми возможно как образование осадка, так и его полное растворение. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ, сопровождающейся образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

К твердому гидрофосфату аммония добавили избыток порошка гидроксида кальция и обработали горячей водой. Полученное в ходе реакции газообразное вещество разделили на три части: первую сожгли в большом избытке кислорода, вторую пропустили в раствор сульфата алюминия, третью пропустили через трубку с раскаленным оксидом меди (I). Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

Раствор гидроксида натрия массой 222 г добавили к 630 г 20%-ного раствора азотной кислоты. Полученный раствор смешали с равным по массе 5%-ным раствором нитрата алюминия. Вычислите массовую долю нитрата натрия в полученном растворе, если известно, что отношение масс исходных кислоты и щелочи равно 7/6.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Задание №34

При сгорании в избытке кислорода навески неизвестного органического соединения, проявляющего слабые кислотные свойства, массой 5,4 г было получено 17,6 г углекислого газа и пары воды. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что отношение массовых долей углерода и водорода в нем равно 8:1, а один из продуктов его окисления под действием подкисленного раствора перманганата калия может быть получен в одну стадию из бензойной кислоты.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу неизвестного органического соединения; 
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком раствора гидроксида диамминсеребра (I) (используйте структурные формулы органических веществ).

Ответы к первой части варианта №34

№ задания, ответ № задания, ответ
1) 25
2) 452
3) 35
4) 35
5) 693
6) 53
7) 1144
8) 2517
9) 54
10) 426
11) 15
12) 35
13) 23
14) 4652
15) 1562
16) 53
17) 24
18) 2
19) 411
20) 1661
21)21435
22) 2123
23) 63
24) 3153
25) 324
26) 160
27) 1,76
28) 4,68

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №34

Задание №29

2FeSO4 + H2O2 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 2H2O

кислород в степени окисления -1 (или пероксид водорода) является окислителем;
железо в степени окисления +2 (или сульфат железа (II)) – восстановителем.

Задание 30

2Na[Al(OH)4] + H2SO4 = Na2SO4 + 2Al(OH)3 + 2H2O  

2Na+ + 2[Al(OH)4]- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2Al(OH)3 + 2H2O  

[Al(OH)4]- + H+ = Al(OH)3 + H2O

Задание 31

2(NH4)2HPO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 + 4NH3 + 6H2O

4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

Al2(SO4)3 + 6NH3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3(NH4)2SO4

3Cu2O + 2NH3 = 6Cu  + N2 + 3H2O

Задание 32

Задание 33

Раствор гидроксида натрия массой 222 г добавили к 630 г 20%-ного раствора азотной кислоты. Полученный раствор смешали с равным по массе 5%-ным раствором нитрата алюминия. Вычислите массовую долю нитрата натрия в полученном растворе, если известно, что отношение масс исходных кислоты и щелочи равно 7/6.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Запишем уравнения химических реакций:

NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O

Вычислим массу и количество исходной азотной кислоты:

m(HNO3) = m(р-ра HNO3)·ω(HNO3)/100% = 630·20%/100% = 126 (г)

n(HNO3) = m(HNO3)/M(HNO3) = 126/63 = 2 (моль)

По известному соотношению найдем массу и количество щелочи:

m(NaOH исх.) = m(HNO3)/7·6 = 126/7·6 = 108 (г)

n(NaOH исх.) = m(NaOH)/M(NaOH) = 108/40 = 2,7 (моль)

Поскольку соотношение кислоты и щелочи по реакции равно 1:1, то делаем вывод об избытке щелочи. Вычислим количество избыточной щелочи и массу содержащего ее раствора:

n(NaOH изб.) = n(NaOH исх.) - n(HNO3) = 2,7 - 2 = 0,7 (моль)

m(р-ра NaOH изб.) = m(р-ра NaOH исх.) + m(р-ра HNO3) = 222 + 630 = 852 (г)

Далее вычислим массу и количество нитрата алюминия:

m(р-ра Al(NO3)3) = m(р-ра NaOH изб.) = 852 г

m(Al(NO3)3) = m(р-ра Al(NO3)3)·ω(Al(NO3)3)/100% = 852·5%/100% = 42,6 (г)

n(Al(NO3)3) = m(Al(NO3)3)/M(Al(NO3)3) = 42,6/213 = 0,2 (моль)

Поскольку щелочь оказалась в избытке относительно кислоты, то происходит реакция обмена с образованием гидроксида алюминия:

3NaOH + Al(NO3)3 = 3NaNO3 + Al(ОН)3

Вычислим ушедшее на данную реакцию количество щелочи:

n(NaOH реаг.) = 3n(Al(NO3)3) = 0,2·3 = 0,6 (моль)

Также следует заметить, что щелочь все еще останется в растворе и сможет прореагировать с частью гидроксида алюминия:

NaOH + Al(ОН)3 = Na[Al(ОН)4]

Вычислим количество и массу оставшегося после реакции гидроксида алюминия:

n(Al(ОН)3 ост.) = n(Al(ОН)3 исх.) - n(NaOH ост.) = 0,2 - 0,1 = 0,1 (моль)

m(Al(ОН)3 ост.) = n(Al(ОН)3 ост.)·M(Al(ОН)3) = 0,1·78 = 7,8 (г)

Далее вычислим количество и массу нитрата натрия в конечном растворе:

n(NaNO3) = 3n(Al(NO3)3) + n(HNO3) = 3·0,2 + 2 = 2,6 (моль)

m(NaNO3) = n(NaNO3)·M(NaNO3) = 2,6·85 = 221 (г)

Масса конечного раствора сложится из масс растворов щелочи и нитрата алюминия за вычетом осадка гидроксида алюминия:

m(р-ра конечн.) = m(р-ра Al(NO3)3) + m(р-ра NaOH изб.) - m(Al(ОН)3 ост.) = 852 + 852 - 7,8 = 1696,2 (г)

Вычислим массовую долю нитрата натрия в конечном растворе:

ω(NaNO3) = m(NaNO3)/m(р-ра конечн.)·100% = 221/1696,2·100% = 13,03%

Ответ: 13,03%

Задание 34

При сгорании в избытке кислорода навески неизвестного органического соединения, проявляющего слабые кислотные свойства, массой 5,4 г было получено 17,6 г углекислого газа и пары воды. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что отношение массовых долей углерода и водорода в нем равно 8:1, а один из продуктов его окисления под действием подкисленного раствора перманганата калия может быть получен в одну стадию из бензойной кислоты.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу неизвестного органического соединения; 
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком раствора гидроксида диамминсеребра (I) (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

Судя по данным задачи, в состав вещества могут входить углерод, водород, кислород. Представим молекулярную формулу в виде CxHyOz и проведем необходимые вычисления:

n(С) = n(СO2) = m(СO2)/M(СO2) = 17,6/44 = 0,4 моль
m(С) = n(С)·M(C) = 0,4·12 = 4,8 г
m(Н) = m(С)/8 = 4,8/8 = 0,6 г
n(Н) = m(Н)/М(Н) = 0,6/1 = 0,6 моль
m(O) = m(CxHyOz) - m(С) - m(H) = 5,4 - 4,8 - 0,6 = 0

Делаем вывод, что вещество представляет собой углеводород CxHy:
x : y = 0,4 : 0,6 = 2 : 3 = 4 : 6

C4H6 - простейшая формула.
Судя по описанию в задаче, один из продуктов окисления искомого вещества можно в одну стадию получить из бензойной кислоты. Тогда приходим к выводу о необходимости удвоить простейшую формулу до С8Н12. Поскольку в бензойной кислоте 7 атомов углерода, можно предположить наличие кратной связи, по которой происходит разрыв. Также учитываем факт о наличии у искомого вещества кислотных свойств. Таким образом, молекулярную формулу вещества можно представить, как С8Н12, а структуру в виде ацетилена с циклогексильным фрагментом в качестве заместителя: 

В свою очередь уравнение взаимодействия этого вещества с избытком раствора гидроксида диамминсеребра (I) может быть записано как:

[adsp-pro-10]

Комментариев 76
  1. Татьяна

    Спасибо за интересные варианты! В задании 21, в печатном тексте » ав порядке возрастания рН», а в задании на сайте «понижения рН». Поэтому ответы не совпадают.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за бдительность, исправил.

  2. Марина

    Добрый день номер 4, разве в ацетоне нет ковалентной неполярной связи? И плюс, ацетон — молекулярного строения.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ацетон действительно является молекулой, однако давайте рассмотрим его строение. СН3-С(О)-СН3. Ни одна из связей углерод-углерод здесь не является неполярной, поскольку связывает два разных фрагмента. Строго неполярной она была бы, например, в молекуле этана или бутандиона, а здесь не тот случай.

      • Кира

        Связи между атомами углерода в ацетоне являются ковалентными неполярными. Даже если учесть что в карбонильной группе атом углерода в состоянии sp2 гибридизации имеет относительную электроотрицательность (2.6).

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Два разных фрагмента по определению не могут быть связаны строго неполярной связью. Неполярная связь есть, например, в бутане или этилене.

          • Кира

            Добрый день. А можно, пожалуйста, ссылку на книгу где это написано? По каким критериям Вы определяете полярность связи в ацетоне между двумя атомами углерода? В нейтральной форме енольной формы там нет.

          • Соавтор проекта Борисов И.С.

            Добрый день! Енольная форма тут не при чем, поскольку по вашей логике любая связь углерод-углерод должна быть ковалентной неполярной. В реальной жизни полюса этой самой связи образуются за счет разной электронной плотности на концах этой связи. Наглядным подтверждением того, что плотность на атомах углерода разная, служит, например, спектр ЯМР 13С для ацетона. Там мы видим два сигнала, которые сильно разнесены в пространстве, что указывает на заметную разницу в окружении атомов углерода метильных фрагментов и карбонильной группы. Полюса есть. А если проще, то можно не пользоваться нашими вариантами) Всегда есть альтернатива.

        • Екатерина

          Можете посмотреть индективные эффекты и мезомерные, например, в книге Еремина «Начала химии». Хотя бы поэтому там связи не строго неполярные, смещение плотностей будет.

  3. Настя

    Добрый вечер! Не могли бы пояснить 26, 27 и 28 задачи?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Стараемся все же решать самостоятельно. Приводить решения всего варианта не имею возможности.

    • Данилка

      26) Масса р-р HCl=150г, конц. HCl=5%, значит масса HCl=7,5г
      В р-ре растворили 4,48л HCl, т.е. 0,2моль HCl, т.е. 7,3г HCl
      В итоге имеем 157,3г р-ра, из которых 14,8г HCl и 142,5г воды
      Конц. H2O=(142,5/157,3)×100
      0,9=(142,5/157,3)×100
      А нам нужно добавить Xг 20% р-ра HCl, из которых 0,8Х — масса H2O, следовательно:
      0,85=((142,5+0,8Х)/157,3+Х)
      X = 175,9 (вот столько грамм 20% р-ра HCl надо добавить к нашему р-ру, чтобы конц. H2O была 85%. 175,9г = 159,9мл, ответ 160)
      27) PbCO3=PbO+CO2-0,87Q
      Масса PbCO3=2,67г, значит количество PbCO3=0,01моль
      Количество CO2=0,01моль
      Масса CO2=0,44г
      0,44г CO2 выделяется при -0,87Q, а при -3,48Q выделится сколько? Составим пропорцию:
      0,44/0,87=Х/3,48
      Х=1,76
      28) Al2(SO4)3+6NH3•H2O=3(NH4)2SO4+2Al(OH)3
      Объем р-ра Al2(SO4)3=190мл
      Плотность р-ра Al2(SO4)3=1,08г/мл, следовательно масса р-ра Al2(SO4)3= 205,2г
      Конц Al2(SO4)3=5%, следовательно масса Al2(SO4)3=10,26г, количество Al2(SO4)3=0,03моль, а значит количество Al(OH)3=0,06моль, масса Al(OH)3=4,68г

      • Соавтор проекта Борисов И.С.

        Добрый день! Будем надеяться, что люди постараются сначала решить это сами. А то соблазн велик…

  4. Таджутдин

    А почему в 12 не подходит гексен-3? Там разве не циклогексен образуется?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В таких условиях там образуется бензол, который не окисляется под действием перманганата.

  5. Никита

    Добрый день. В 8 задании под Б 4 вариант не подойдёт? Воду же можно отнести к гидроксиду?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Под гидроксидами все же понимаем продукты формального взаимодействия оксидов с водой. Вода — изначально оксид, разумнее ее классифицировать так, на мой взгляд.

  6. Елизавета

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, по какому принципу выполняется номер 10?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Изначально имеем молекулярные формулы. Можно заметить, что магний — двухвалентный сам по себе, поэтому остальные атомы можно попробовать поделить на две части. Возможно, такие остатки уже что-то напомнят.

  7. Арина

    Добрый вечер! Возможен ли такой вариант решения 34 задачи:
    исходное вещество-это бутин-1. При его окислении под действием подкисленного раствора перманганата калия одним из продуктов является углекислый газ. Углекислый газ можно также получить и из бензойной кислоты в одну стадию: нагревание бензойной кислоты без доступа воздуха, в результате чего продуктами реакции будут являться углекислый газ и бензол

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В рамках ЕГЭ не знаем реакцию декарбоксилирования кислоты, поэтому вариант не настолько очевиден. Так, в целом, подогнать можно.

      • Мария

        Здравствуйте, а если углекислый газ получить из реакции горения бензойной кислоты?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! В целом, можно, хотя изначально я задумал иной вариант. Подразумевал все же органическую молекулу из бензойной кислоты получить.

  8. Елена

    Я не согласна, что (12 вопрос) при дегидроциклизации не может образоваться циклогексен, ведь в условии не сказано, что идет дегидроароматизация, значит вариант ответа «2» здесь также имеет место быть. Получается не совсем выверенный вопрос.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Циклогексан и циклогексен не получают напрямую из алифатических углеводородов. Образование бензола и прочих аренов настолько выгодно, что протекает сразу же в условиях реакции дегидроциклизации. Почему-то в последнее время часто наблюдаю ошибку в рассылках и чудо-таблицах для ЕГЭ, что циклоалканы получают дегидрированием алканов. К сожалению, искоренить такое уже не представляется возможным.

      • Виктория

        Добрый день, почему в 18 задание написано выбрать «все такие реакции», а в ответе только цифра 2? Это ошибка в формулировке?

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! А что мешает быть верным одному ответу? Все — это и 1, и 2, и 3….

  9. Маргарита

    На основании чего такие сложные варианты!? Как готовить детей за 2 урока в неделю. Это не школьная программа.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Варианты наши действительно требуют более глубокого уровня понимания, однако не содержат никакой «экзотики» и откровенно избыточного материала. А про 1-2 урока в неделю рекомендую вам послушать выступление Д.Ю. Добротина, уважаемого эксперта, по ссылке, которая ниже. Время 2:24:30 — 2:28:45.
      https://www.youtube.com/watch?v=uoXGWZTLpxE&t=8932s

  10. Илья

    Разве бензойная кислота окисляется перманганатом калия? (34)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, не окисляется. В задании это не нужно, читаем и думаем.

  11. Алексей

    Здравствуйте. А ведь в последней задаче C4H6(бутин-1) тоже подойдет. Окислением перманганатом в кислой среде из него можно получить углекислый газ(рвутся связи между 1 и 2 углеродом), а из бензойной кислоты также окислением кислородом можно получить углекислый газ, и тогда все тоже вроде как сходится.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Подразумеваем все же органический продукт окисления, поэтому вариант с СО2 и бутином несколько хуже.

  12. Кирилл

    Здравствуйте (34 задача), а как из бензойной кислоты может получится то вещ-во (безойной кальцо с ацителеном) в одну стадию?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если внимательно прочитать задание, то из бензойной кислоты можно получить продукт окисления, а не самую искомую молекулу.

  13. Наталья

    Добрый день! В 9 задании разве цинкат натрия с водой даст комплексную соь?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Из общих соображений этому ничего не мешает. У оксида или гидроксида цинка амфотерность выражена в достаточной степени, чтобы остаться в составе уже гидроксокомплекса. Отличие от, скажем, ферритов или хромитов, где соль будет только при сплавлении, а вода ее разложит полностью.

  14. Рената

    Добрый день! Какие аргументы используем во 2 задании — почему у марганца восстановительные свойства выше, чем у олова? ссылаться только на ряд активностей металлов?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, ряд активности будет информативен и полезен в данном случае, а также понимание того, что ЩМ и ЩЗМ — наиболее активные среди металлов.

  15. Иван

    Добрый день. Почему в 8 задании для Г не подходит 3 ответ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Там будет окисление железа до +3.

  16. Иван

    Здравствуйте! В 31 задании в первой реакции перед водой должен быть коэффициент 6, а не 2
    2(NH4)2HPO4+ 3Ca(OH)2= Ca3(PO4)2+ 4NH3+ 6H2O

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за бдительность, исправил.

  17. Ольга

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как объяснить на основании ПСХЭ, что Mn более сильный восстановитель, чем Sn (или ориентировать учащихся на ряд напряжений)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Лучше пользоваться рядом напряжений, из положения в таблице это не будет очевидно.

  18. Светлана

    В задании 4 вами даны ответы 3 и 5. 5)- это этиленгликоль. Разве в этом веществе присутствуют только неполярные ковалентные связи ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В задании сказано «присутствует», а не «только единственная».

  19. Валера

    Здравствуйте, а почему в 17 не подходит 3?( BaF2 же осадок)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Противоречит правилам ионного обмена. Слабая кислота не вытеснит сильную из ее соли.

  20. Алёна

    Здравствуйте. В 6 задании скажите пожалуйста, что образуется в результате взаимодействия перхлората железа (III) и сероводорода? И какой цвет имеет раствор перхлората железа (III)?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Катион железа (III) проявляет окислительные свойства, поэтому окислит сероводород до серы и перейдет в степень окисления +2. А растворы солей железа (III) имеют желто-коричневый цвет.

      • Алёна

        Спасибо за ответ. То есть после реакции образуется перхлорат железа(II) и сера, а катион водорода куда денется.

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Образуется хлорная кислота. В разбавленном растворе она вряд ли что-то сделает сере.

  21. Алёна

    Здравствуйте. В 6 задании какие продукты будут в реакции перхлората железа(III) и сероводорода, и какой цвет раствора перхлората железа(III)?

  22. Аня

    Здравствуйте! А почему в 31 задании во 2ой реакции в продуктах образуется N2, а не NO, если написано про избыток кислорода?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Дело в отсутствии или наличии катализатора, а не количестве кислорода. Учим неорганику.

  23. Людмила

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в 24 номере как с помощью железа можно разлить гидросульфат калия р-р и нитрат цезия, не совсем понятно.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В растворе гидросульфата сильнокислая среда, железо начнет реагировать с образованием водорода.

  24. lovely

    16 задание: ответ 5,3
    но при реакции с4н8сl2+zn= циклобутан

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Мыслим шире, полезно бывает. С4Н8Cl2 может быть не только 1,4-дихлорбутаном.

  25. Марат

    Задание 18: Взаимодействие метана и веселящего газа. Как это?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Горение.

  26. Алина

    Здравствуйте! А почему нельзя в 29 номере написать такую реакцию: FeSO4 + KMnO4 + H2O = Fe2(SO4)3 + Fe(OH)3 + MnO2 + K2SO4

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Тут уже не два продукта, как просят по условиям.

  27. Василий

    Здравствуйте! Спасибо большое за составленный вариант. Подскажите, пожалуйста, в 1 вопросе нас спрашиваются элементы, у которых неспаренные электроны имеются на одном подуровне. В ответах у Вас даются Скандий и Олово, но как такое возможно? Насколько мне известно, у Олова неспаренные электроны находятся на P-подуровне, тогда как у Скандия такие электроны имеются на D-подуровне… Или нет? Заранее благодарю за ответ!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Один — это не два или не три, а не одинаковый.

  28. Алина

    31 задание, 2 уравнение. если аммиак сжечь в избытке кислорода, получится NO, а не N2:
    4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O, так ведь?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Неверно. Зависит не от избытка кислорода, а наличия/отсутствия катализатора.

  29. Елизавета

    Здравствуйте , я хотела уточнить насчет 34 задачи почему продуктом не может быть C4H6 бутин-1 ,один из продуктов его окисления -CO2 , можно получить из бензойной кислоты путем ее термического разложения.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Предполагалось получение органического вещества из бензойной кислоты.

  30. Ирина

    Добрый день! В задании 3 у мышьяка в водородном соединении ведь +3, тогда неверно?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Считаем, что водород уступает другим неметаллам по электроотрицательности. Минус на атоме мышьяка.

  31. Мария

    почему ваши варианты очень сложные ,даже некоторым учителям не по силам

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Можно решать Добротина только, там полегче. Но потом не жаловаться на реальный экзамен, что сложно было.

  32. Лариса Алексеевна

    Добрый вечер! Вопрос по заданию 16. Почему при гидробромировании метилциклопропана не может быть получен 1-бром-2-метилпропан?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Более устойчив вторичный катион, а не первичный. Можно провести аналогию с присоединением к алкенам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.