Тренировочный вариант №34 (2022)
Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат неспаренные электроны только на одном подуровне:
- 1) Sr
- 2) Sn
- 3) Kr
- 4) Cr
- 5) Sc
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке усиления восстановительных свойств образованных ими простых веществ.
- 1) Si
- 2) Na
- 3) He
- 4) Sn
- 5) Mn
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, у каждого из которых разность между значениями их степеней окисления в высшем оксиде и водородном соединении больше 5.
- 1) F
- 2) Sr
- 3) Se
- 4) Al
- 5) As
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из предложенного перечня выберите два вещества молекулярного строения, в которых присутствует ковалентная неполярная химическая связь.
- 1)) ацетон
- 2) кремний
- 3) белый фосфор
- 4) поваренная соль
- 5) этиленгликоль
Запишите номера выбранных ответов.
Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) амфотерного оксида; Б) кислотного оксида; В) пероксида.
1) Cs2O | 2) N2O | 3) ZnO2 |
4) CO | 5) F2O | 6) MnO2 |
7) MgO | 8) KO2 | 9) CrO3 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Даны две пробирки с окрашенным раствором вещества Х. В одну из них добавили раствор слабого электролита Y, при этом наблюдали образование осадка, нерастворимого в соляной кислоте. В другую пробирку прилили раствор питьевой соды. При этом произошла химическая реакция, которая сопровождалась как образованием осадка, так и выделением газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
- 1) уксусная кислота
- 2) аммиак
- 3) сероводород
- 4) перманганат калия
- 5) перхлорат железа (III)
Запишите номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТЫ |
А) гидроксид бериллия | 1) HCOOH, CsOH, HBr |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между продуктами взаимодействия и возможными исходными веществами: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ | ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА |
А) соль + вода Б) гидроксид + соль + оксид В) соль + соль + вода Г) нет взаимодействия | 1) Fe3O4 + HCl (конц.) 2) FeO + HBr (конц.) 3) FeCl2 + Br2 4) Fe3O4 + HNO3 (разб.) 5) FeCl3 + NaHCO3 6) Fe2(SO4)3 + KHS (изб.) 7) Fe(NO3)3 + CuO |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
- 1. бромид цинка
- 2. фторид алюминия
- 3. алюминат натрия
- 4. цинкат натрия
- 5. оксид цинка
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между молекулярной формулой и названием вещества, которой она может соответствовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА | НАЗВАНИЕ |
А) C4H10O2Mg Б) C4H6MgO4 В) C6MgH14O2 | 1) бутилат магния 2) этаноат магния 3) бензоат магния 4) этилат магния 5) бутаноат магния 6) изопропилат магния |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Из предложенного перечня формул выберите две, которые могут соответствовать карбонильным соединениям с разветвленным скелетом.
1) C4H8O
2) C4H10O2
3) C3H6O2
4) C4H10O3
5) C5H8O2
Запишите номера выбранных ответов.
Из предложенного перечня углеводородов выберите все , которые вступают в реакцию дегидроциклизации с образованием продуктов, способных реагировать с подкисленным раствором перманганата натрия.
1) ацетилен
2) гексен-3
3) 3-метилгептан
4) н-гексан
5) 3,4-диметилгексан
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:___________________
Из предложенного списка веществ выберите те, при гидролизе которых можно получить карбоновую кислоту или ее соль.
1) бутадиенстирольный каучук
2) лавсан
3) бараний жир
4) гликоген
5) сахароза
Запишите номера выбранных ответов.
Установите соответствие между названием углеводорода и соединениями, из которых его можно получить в одну стадию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ УГЛЕВОДОРОДА | ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА |
А) бутадиен-1,3 | 1) метанол, нитрат фениламмония, карбид алюминия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между схемой превращения и типом реакции, с помощью которой его можно осуществить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА | ТИП РЕАКЦИИ |
А) 2-метилбутадиен-1,3 → изопреновый каучук Б) бензальдегид → бензоат аммония В) глицерин → триолеин Г) сахароза → фруктоза | 1) полимеризация 2) кислотный гидролиз 3) сополимеризация 4) реакция не идет 5) окисление 6) этерификация |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ/смесей соответствуют X и Y.
1) циклобутан
2) 1-бром-2-метилпропан
3) 2-бромбутан
4) бутадиен-1,3
5) метилциклопропан
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
Из предложенного перечня процессов выберите все такие, которые не относятся к окислительно-восстановительным и приводят к образованию осадка.
1) взаимодействие фосфорной кислоты и гидрофосфата кальция
2) пропускание избытка сернистого газа через раствор силиката калия
3) взаимодействие нитрата бария и плавиковой кислоты
4) взаимодействие растворов сульфата железа(III) и метиламина
5) взаимодействие растворов сульфида калия и хлорида железа (III)
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:___________________
Из предложенного перечня реакций выберите все такие, скорость протекания которых не зависит как от объема сосуда, так и площади соприкосновения реагентов.
1) горение алюминия в кислороде
2) нейтрализация соляной кислоты раствором щелочи
3) взаимодействие натрия с водой
4) окисление сульфида свинца перекисью водорода
5) взаимодействие метана и веселящего газа
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:___________________
Установите соответствие между уравнением реакции и свойством хрома в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | СВОЙСТВО ХРОМА |
А) 2CrCl3 + Zn = 2CrCl2 + ZnCl2 Б) 2Na2CrO4 + H2SO4 = Na2Cr2O7 + Na2SO4 + H2O В) CrO2Cl2 + 2H2O = H2CrO4 + 2HCl | 1) не проявляет окислительно-восстановительных свойств 2) только восстановитель 3) окислитель и восстановитель 4) только окислитель |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Установите соответствие между электролитом и процессом, происходящим на аноде в ходе его электролиза: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ЭЛЕКТРОЛИТ | АНОДНЫЙ ПРОЦЕСС |
А) хлорид калия (р-р) Б) фторид аммония (р-р) В) сульфат меди (р-р) Г) хлорид кальция (расплав) | 1) 2Cl- - 2e- → Cl2 2) 2F- - 2e- → F2 3) Cu2+ + 2e- → Cu 4) 2H2O + 2e- → H2 + 2OH- 5) Cl- - 6e- + 3H2O → ClO3- + 6H+ 6) 2H2O - 4e- → O2 + 4H+ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
1) гидросульфат калия
2) серная кислота
3) гидрат аммиака
4) нитрат калия
5) гидроксид натрия
Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.
Установите соответствие между равновесной системой и смещением химического равновесия в ней в результате добавления твердой щелочи. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РАВНОВЕСНАЯ СИСТЕМА | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
А) C3H7OOCH + H2O ⇄ С3H7OH + HCOOH Б) NO2- + H2O ⇄ HNO2 + OH- В) Al3+ + H2O ⇄ Al(OH)2+ + H+ Г) 2NH3 ⇄ N2 + 3H2 | 1) в сторону обратной реакции |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
В замкнутый стальной реактор поместили катализатор, смесь водорода с угарным газом, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции
2H2(г) + CO(г) ↔ CH3OH(г)
в системе установилось равновесие.
Используя данные, приведенные в таблице, определите равновесные концентрации водорода (X) и угарного газа (Y).
ВЕЩЕСТВО | H2 | CO | CH3OH |
ИСХОДНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л | 1,5 | 0,8 | |
РАВНОВЕСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л | 0,6 |
Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,4 моль/л
2) 1,4 моль/л
3) 0,2 моль/л
4) 0,7 моль/л
5) 0,6 моль/л
6) 0,3 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
X | Y |
Установите соответствие между названиями двух веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТ |
А) сахароза (р-р) и нитрат железа (II) (р-р) Б) метиламин (г) и диметиловый эфир (г) В) гидросульфат калия (р-р) и нитрат цезия Г) хлорбензол и 3-метилфенол | 1) фенолфталеин 2) фенол 3) бромная вода 4) глюкоза (р-р) 5) железо (порошок) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между веществом и его возможным применением: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | ПРИМЕНЕНИЕ |
А) гипохлорит натрия Б) хлорид натрия В) нитрат калия | 1) производство стекла 2) консервант 3) обеззараживание воды 4) удобрение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.
В 5%-ный раствор соляной кислоты массой 150 г пропустили 4,48 л хлороводорода (н.у.). Вычислите объем 20%-ного раствора соляной кислоты плотностью 1,1 г/см3, который нужно добавить для получения раствора с массовой долей воды 85%. (Запишите ответ с точностью до целых.)
Ответ:___________________ мл.
При разложении 2,67 г карбоната свинца было затрачено 0,87 кДж энергии. Рассчитайте массу газообразного продукта реакции, если при этом израсходовали 3,48 кДж энергии. (Запишите ответ с точностью до сотых)
Ответ:___________________ г
Рассчитайте максимальную массу осадка, который можно получить исходя из 190 мл 5%-ного раствора сульфата алюминия (плотность 1,08 г/мл) при пропускании в него газообразного аммиака. (Запишите ответ в граммах с точностью до сотых)
Ответ:___________________ г.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:
сульфат железа (II), гидроксид натрия, тетрагидроксоалюминат натрия, серная кислота, перманганат калия, пероксид водорода. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите такие, в ходе окислительно-восстановительной реакции между которыми образуются два продукта: средняя соль и оксид. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Из предложенного перечня веществ выберите два сильных электролита, в реакции между которыми возможно как образование осадка, так и его полное растворение. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ, сопровождающейся образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакции с участием выбранных веществ.
К твердому гидрофосфату аммония добавили избыток порошка гидроксида кальция и обработали горячей водой. Полученное в ходе реакции газообразное вещество разделили на три части: первую сожгли в большом избытке кислорода, вторую пропустили в раствор сульфата алюминия, третью пропустили через трубку с раскаленным оксидом меди (I). Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Раствор гидроксида натрия массой 222 г добавили к 630 г 20%-ного раствора азотной кислоты. Полученный раствор смешали с равным по массе 5%-ным раствором нитрата алюминия. Вычислите массовую долю нитрата натрия в полученном растворе, если известно, что отношение масс исходных кислоты и щелочи равно 7/6.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
При сгорании в избытке кислорода навески неизвестного органического соединения, проявляющего слабые кислотные свойства, массой 5,4 г было получено 17,6 г углекислого газа и пары воды. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что отношение массовых долей углерода и водорода в нем равно 8:1, а один из продуктов его окисления под действием подкисленного раствора перманганата калия может быть получен в одну стадию из бензойной кислоты.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу неизвестного органического соединения;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком раствора гидроксида диамминсеребра (I) (используйте структурные формулы органических веществ).
Ответы к первой части варианта №34
№ задания, ответ | № задания, ответ |
1) 25 2) 452 3) 35 4) 35 5) 693 6) 53 7) 1144 8) 2517 9) 54 10) 426 11) 15 12) 35 13) 23 14) 4652 | 15) 1562 16) 53 17) 24 18) 2 19) 411 20) 1661 21)21435 22) 2123 23) 63 24) 3153 25) 324 26) 160 27) 1,76 28) 4,68 |
Ответы ко второй части варианта №34
Задание №29
2FeSO4 + H2O2 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 2H2O
кислород в степени окисления -1 (или пероксид водорода) является окислителем;
железо в степени окисления +2 (или сульфат железа (II)) – восстановителем.
Задание 30
2Na[Al(OH)4] + H2SO4 = Na2SO4 + 2Al(OH)3 + 2H2O
2Na+ + 2[Al(OH)4]- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2Al(OH)3 + 2H2O
[Al(OH)4]- + H+ = Al(OH)3 + H2O
Задание 31
2(NH4)2HPO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 + 4NH3 + 6H2O
4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
Al2(SO4)3 + 6NH3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3(NH4)2SO4
3Cu2O + 2NH3 = 6Cu + N2 + 3H2O
Задание 32
Задание 33
Раствор гидроксида натрия массой 222 г добавили к 630 г 20%-ного раствора азотной кислоты. Полученный раствор смешали с равным по массе 5%-ным раствором нитрата алюминия. Вычислите массовую долю нитрата натрия в полученном растворе, если известно, что отношение масс исходных кислоты и щелочи равно 7/6.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Решение:
Запишем уравнения химических реакций:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
Вычислим массу и количество исходной азотной кислоты:
m(HNO3) = m(р-ра HNO3)·ω(HNO3)/100% = 630·20%/100% = 126 (г)
n(HNO3) = m(HNO3)/M(HNO3) = 126/63 = 2 (моль)
По известному соотношению найдем массу и количество щелочи:
m(NaOH исх.) = m(HNO3)/7·6 = 126/7·6 = 108 (г)
n(NaOH исх.) = m(NaOH)/M(NaOH) = 108/40 = 2,7 (моль)
Поскольку соотношение кислоты и щелочи по реакции равно 1:1, то делаем вывод об избытке щелочи. Вычислим количество избыточной щелочи и массу содержащего ее раствора:
n(NaOH изб.) = n(NaOH исх.) - n(HNO3) = 2,7 - 2 = 0,7 (моль)
m(р-ра NaOH изб.) = m(р-ра NaOH исх.) + m(р-ра HNO3) = 222 + 630 = 852 (г)
Далее вычислим массу и количество нитрата алюминия:
m(р-ра Al(NO3)3) = m(р-ра NaOH изб.) = 852 г
m(Al(NO3)3) = m(р-ра Al(NO3)3)·ω(Al(NO3)3)/100% = 852·5%/100% = 42,6 (г)
n(Al(NO3)3) = m(Al(NO3)3)/M(Al(NO3)3) = 42,6/213 = 0,2 (моль)
Поскольку щелочь оказалась в избытке относительно кислоты, то происходит реакция обмена с образованием гидроксида алюминия:
3NaOH + Al(NO3)3 = 3NaNO3 + Al(ОН)3
Вычислим ушедшее на данную реакцию количество щелочи:
n(NaOH реаг.) = 3n(Al(NO3)3) = 0,2·3 = 0,6 (моль)
Также следует заметить, что щелочь все еще останется в растворе и сможет прореагировать с частью гидроксида алюминия:
NaOH + Al(ОН)3 = Na[Al(ОН)4]
Вычислим количество и массу оставшегося после реакции гидроксида алюминия:
n(Al(ОН)3 ост.) = n(Al(ОН)3 исх.) - n(NaOH ост.) = 0,2 - 0,1 = 0,1 (моль)
m(Al(ОН)3 ост.) = n(Al(ОН)3 ост.)·M(Al(ОН)3) = 0,1·78 = 7,8 (г)
Далее вычислим количество и массу нитрата натрия в конечном растворе:
n(NaNO3) = 3n(Al(NO3)3) + n(HNO3) = 3·0,2 + 2 = 2,6 (моль)
m(NaNO3) = n(NaNO3)·M(NaNO3) = 2,6·85 = 221 (г)
Масса конечного раствора сложится из масс растворов щелочи и нитрата алюминия за вычетом осадка гидроксида алюминия:
m(р-ра конечн.) = m(р-ра Al(NO3)3) + m(р-ра NaOH изб.) - m(Al(ОН)3 ост.) = 852 + 852 - 7,8 = 1696,2 (г)
Вычислим массовую долю нитрата натрия в конечном растворе:
ω(NaNO3) = m(NaNO3)/m(р-ра конечн.)·100% = 221/1696,2·100% = 13,03%
Ответ: 13,03%
Задание 34
При сгорании в избытке кислорода навески неизвестного органического соединения, проявляющего слабые кислотные свойства, массой 5,4 г было получено 17,6 г углекислого газа и пары воды. Определите молекулярную формулу данного соединения и установите его строение, если известно, что отношение массовых долей углерода и водорода в нем равно 8:1, а один из продуктов его окисления под действием подкисленного раствора перманганата калия может быть получен в одну стадию из бензойной кислоты.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу неизвестного органического соединения;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с избытком раствора гидроксида диамминсеребра (I) (используйте структурные формулы органических веществ).
Решение:
Судя по данным задачи, в состав вещества могут входить углерод, водород, кислород. Представим молекулярную формулу в виде CxHyOz и проведем необходимые вычисления:
n(С) = n(СO2) = m(СO2)/M(СO2) = 17,6/44 = 0,4 моль
m(С) = n(С)·M(C) = 0,4·12 = 4,8 г
m(Н) = m(С)/8 = 4,8/8 = 0,6 г
n(Н) = m(Н)/М(Н) = 0,6/1 = 0,6 моль
m(O) = m(CxHyOz) - m(С) - m(H) = 5,4 - 4,8 - 0,6 = 0
Делаем вывод, что вещество представляет собой углеводород CxHy:
x : y = 0,4 : 0,6 = 2 : 3 = 4 : 6
C4H6 - простейшая формула.
Судя по описанию в задаче, один из продуктов окисления искомого вещества можно в одну стадию получить из бензойной кислоты. Тогда приходим к выводу о необходимости удвоить простейшую формулу до С8Н12. Поскольку в бензойной кислоте 7 атомов углерода, можно предположить наличие кратной связи, по которой происходит разрыв. Также учитываем факт о наличии у искомого вещества кислотных свойств. Таким образом, молекулярную формулу вещества можно представить, как С8Н12, а структуру в виде ацетилена с циклогексильным фрагментом в качестве заместителя:
В свою очередь уравнение взаимодействия этого вещества с избытком раствора гидроксида диамминсеребра (I) может быть записано как:
Спасибо за интересные варианты! В задании 21, в печатном тексте » ав порядке возрастания рН», а в задании на сайте «понижения рН». Поэтому ответы не совпадают.
Добрый день! Благодарю за бдительность, исправил.
Добрый день номер 4, разве в ацетоне нет ковалентной неполярной связи? И плюс, ацетон — молекулярного строения.
Добрый день! Ацетон действительно является молекулой, однако давайте рассмотрим его строение. СН3-С(О)-СН3. Ни одна из связей углерод-углерод здесь не является неполярной, поскольку связывает два разных фрагмента. Строго неполярной она была бы, например, в молекуле этана или бутандиона, а здесь не тот случай.
Связи между атомами углерода в ацетоне являются ковалентными неполярными. Даже если учесть что в карбонильной группе атом углерода в состоянии sp2 гибридизации имеет относительную электроотрицательность (2.6).
Добрый день! Два разных фрагмента по определению не могут быть связаны строго неполярной связью. Неполярная связь есть, например, в бутане или этилене.
Добрый день. А можно, пожалуйста, ссылку на книгу где это написано? По каким критериям Вы определяете полярность связи в ацетоне между двумя атомами углерода? В нейтральной форме енольной формы там нет.
Добрый день! Енольная форма тут не при чем, поскольку по вашей логике любая связь углерод-углерод должна быть ковалентной неполярной. В реальной жизни полюса этой самой связи образуются за счет разной электронной плотности на концах этой связи. Наглядным подтверждением того, что плотность на атомах углерода разная, служит, например, спектр ЯМР 13С для ацетона. Там мы видим два сигнала, которые сильно разнесены в пространстве, что указывает на заметную разницу в окружении атомов углерода метильных фрагментов и карбонильной группы. Полюса есть. А если проще, то можно не пользоваться нашими вариантами) Всегда есть альтернатива.
Можете посмотреть индективные эффекты и мезомерные, например, в книге Еремина «Начала химии». Хотя бы поэтому там связи не строго неполярные, смещение плотностей будет.
Добрый вечер! Не могли бы пояснить 26, 27 и 28 задачи?
Добрый день! Стараемся все же решать самостоятельно. Приводить решения всего варианта не имею возможности.
26) Масса р-р HCl=150г, конц. HCl=5%, значит масса HCl=7,5г
В р-ре растворили 4,48л HCl, т.е. 0,2моль HCl, т.е. 7,3г HCl
В итоге имеем 157,3г р-ра, из которых 14,8г HCl и 142,5г воды
Конц. H2O=(142,5/157,3)×100
0,9=(142,5/157,3)×100
А нам нужно добавить Xг 20% р-ра HCl, из которых 0,8Х — масса H2O, следовательно:
0,85=((142,5+0,8Х)/157,3+Х)
X = 175,9 (вот столько грамм 20% р-ра HCl надо добавить к нашему р-ру, чтобы конц. H2O была 85%. 175,9г = 159,9мл, ответ 160)
27) PbCO3=PbO+CO2-0,87Q
Масса PbCO3=2,67г, значит количество PbCO3=0,01моль
Количество CO2=0,01моль
Масса CO2=0,44г
0,44г CO2 выделяется при -0,87Q, а при -3,48Q выделится сколько? Составим пропорцию:
0,44/0,87=Х/3,48
Х=1,76
28) Al2(SO4)3+6NH3•H2O=3(NH4)2SO4+2Al(OH)3
Объем р-ра Al2(SO4)3=190мл
Плотность р-ра Al2(SO4)3=1,08г/мл, следовательно масса р-ра Al2(SO4)3= 205,2г
Конц Al2(SO4)3=5%, следовательно масса Al2(SO4)3=10,26г, количество Al2(SO4)3=0,03моль, а значит количество Al(OH)3=0,06моль, масса Al(OH)3=4,68г
Добрый день! Будем надеяться, что люди постараются сначала решить это сами. А то соблазн велик…
А почему в 12 не подходит гексен-3? Там разве не циклогексен образуется?
Добрый день! В таких условиях там образуется бензол, который не окисляется под действием перманганата.
Добрый день. В 8 задании под Б 4 вариант не подойдёт? Воду же можно отнести к гидроксиду?
Добрый день! Под гидроксидами все же понимаем продукты формального взаимодействия оксидов с водой. Вода — изначально оксид, разумнее ее классифицировать так, на мой взгляд.
Добрый день. Подскажите пожалуйста, по какому принципу выполняется номер 10?
Добрый день! Изначально имеем молекулярные формулы. Можно заметить, что магний — двухвалентный сам по себе, поэтому остальные атомы можно попробовать поделить на две части. Возможно, такие остатки уже что-то напомнят.
Добрый вечер! Возможен ли такой вариант решения 34 задачи:
исходное вещество-это бутин-1. При его окислении под действием подкисленного раствора перманганата калия одним из продуктов является углекислый газ. Углекислый газ можно также получить и из бензойной кислоты в одну стадию: нагревание бензойной кислоты без доступа воздуха, в результате чего продуктами реакции будут являться углекислый газ и бензол
Добрый день! В рамках ЕГЭ не знаем реакцию декарбоксилирования кислоты, поэтому вариант не настолько очевиден. Так, в целом, подогнать можно.
Здравствуйте, а если углекислый газ получить из реакции горения бензойной кислоты?
Добрый день! В целом, можно, хотя изначально я задумал иной вариант. Подразумевал все же органическую молекулу из бензойной кислоты получить.
Я не согласна, что (12 вопрос) при дегидроциклизации не может образоваться циклогексен, ведь в условии не сказано, что идет дегидроароматизация, значит вариант ответа «2» здесь также имеет место быть. Получается не совсем выверенный вопрос.
Добрый день! Циклогексан и циклогексен не получают напрямую из алифатических углеводородов. Образование бензола и прочих аренов настолько выгодно, что протекает сразу же в условиях реакции дегидроциклизации. Почему-то в последнее время часто наблюдаю ошибку в рассылках и чудо-таблицах для ЕГЭ, что циклоалканы получают дегидрированием алканов. К сожалению, искоренить такое уже не представляется возможным.
Добрый день, почему в 18 задание написано выбрать «все такие реакции», а в ответе только цифра 2? Это ошибка в формулировке?
Добрый день! А что мешает быть верным одному ответу? Все — это и 1, и 2, и 3….
На основании чего такие сложные варианты!? Как готовить детей за 2 урока в неделю. Это не школьная программа.
Добрый день! Варианты наши действительно требуют более глубокого уровня понимания, однако не содержат никакой «экзотики» и откровенно избыточного материала. А про 1-2 урока в неделю рекомендую вам послушать выступление Д.Ю. Добротина, уважаемого эксперта, по ссылке, которая ниже. Время 2:24:30 — 2:28:45.
https://www.youtube.com/watch?v=uoXGWZTLpxE&t=8932s
Разве бензойная кислота окисляется перманганатом калия? (34)
Добрый день! Нет, не окисляется. В задании это не нужно, читаем и думаем.
Здравствуйте. А ведь в последней задаче C4H6(бутин-1) тоже подойдет. Окислением перманганатом в кислой среде из него можно получить углекислый газ(рвутся связи между 1 и 2 углеродом), а из бензойной кислоты также окислением кислородом можно получить углекислый газ, и тогда все тоже вроде как сходится.
Добрый день! Подразумеваем все же органический продукт окисления, поэтому вариант с СО2 и бутином несколько хуже.
Здравствуйте (34 задача), а как из бензойной кислоты может получится то вещ-во (безойной кальцо с ацителеном) в одну стадию?
Добрый день! Если внимательно прочитать задание, то из бензойной кислоты можно получить продукт окисления, а не самую искомую молекулу.
Добрый день! В 9 задании разве цинкат натрия с водой даст комплексную соь?
Добрый день! Из общих соображений этому ничего не мешает. У оксида или гидроксида цинка амфотерность выражена в достаточной степени, чтобы остаться в составе уже гидроксокомплекса. Отличие от, скажем, ферритов или хромитов, где соль будет только при сплавлении, а вода ее разложит полностью.
Добрый день! Какие аргументы используем во 2 задании — почему у марганца восстановительные свойства выше, чем у олова? ссылаться только на ряд активностей металлов?
Добрый день! Да, ряд активности будет информативен и полезен в данном случае, а также понимание того, что ЩМ и ЩЗМ — наиболее активные среди металлов.
Добрый день. Почему в 8 задании для Г не подходит 3 ответ?
Добрый день! Там будет окисление железа до +3.
Здравствуйте! В 31 задании в первой реакции перед водой должен быть коэффициент 6, а не 2
2(NH4)2HPO4+ 3Ca(OH)2= Ca3(PO4)2+ 4NH3+ 6H2O
Добрый день! Благодарю за бдительность, исправил.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как объяснить на основании ПСХЭ, что Mn более сильный восстановитель, чем Sn (или ориентировать учащихся на ряд напряжений)
Добрый день! Лучше пользоваться рядом напряжений, из положения в таблице это не будет очевидно.
В задании 4 вами даны ответы 3 и 5. 5)- это этиленгликоль. Разве в этом веществе присутствуют только неполярные ковалентные связи ?
Добрый день! В задании сказано «присутствует», а не «только единственная».
Здравствуйте, а почему в 17 не подходит 3?( BaF2 же осадок)
Добрый день! Противоречит правилам ионного обмена. Слабая кислота не вытеснит сильную из ее соли.
Здравствуйте. В 6 задании скажите пожалуйста, что образуется в результате взаимодействия перхлората железа (III) и сероводорода? И какой цвет имеет раствор перхлората железа (III)?
Добрый день! Катион железа (III) проявляет окислительные свойства, поэтому окислит сероводород до серы и перейдет в степень окисления +2. А растворы солей железа (III) имеют желто-коричневый цвет.
Спасибо за ответ. То есть после реакции образуется перхлорат железа(II) и сера, а катион водорода куда денется.
Образуется хлорная кислота. В разбавленном растворе она вряд ли что-то сделает сере.
Здравствуйте. В 6 задании какие продукты будут в реакции перхлората железа(III) и сероводорода, и какой цвет раствора перхлората железа(III)?
Здравствуйте! А почему в 31 задании во 2ой реакции в продуктах образуется N2, а не NO, если написано про избыток кислорода?
Добрый день! Дело в отсутствии или наличии катализатора, а не количестве кислорода. Учим неорганику.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в 24 номере как с помощью железа можно разлить гидросульфат калия р-р и нитрат цезия, не совсем понятно.
Добрый день! В растворе гидросульфата сильнокислая среда, железо начнет реагировать с образованием водорода.
16 задание: ответ 5,3
но при реакции с4н8сl2+zn= циклобутан
Добрый день! Мыслим шире, полезно бывает. С4Н8Cl2 может быть не только 1,4-дихлорбутаном.
Задание 18: Взаимодействие метана и веселящего газа. Как это?
Добрый день! Горение.
Здравствуйте! А почему нельзя в 29 номере написать такую реакцию: FeSO4 + KMnO4 + H2O = Fe2(SO4)3 + Fe(OH)3 + MnO2 + K2SO4
Добрый день! Тут уже не два продукта, как просят по условиям.
Здравствуйте! Спасибо большое за составленный вариант. Подскажите, пожалуйста, в 1 вопросе нас спрашиваются элементы, у которых неспаренные электроны имеются на одном подуровне. В ответах у Вас даются Скандий и Олово, но как такое возможно? Насколько мне известно, у Олова неспаренные электроны находятся на P-подуровне, тогда как у Скандия такие электроны имеются на D-подуровне… Или нет? Заранее благодарю за ответ!
Добрый день! Один — это не два или не три, а не одинаковый.
31 задание, 2 уравнение. если аммиак сжечь в избытке кислорода, получится NO, а не N2:
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O, так ведь?
Добрый день! Неверно. Зависит не от избытка кислорода, а наличия/отсутствия катализатора.
Здравствуйте , я хотела уточнить насчет 34 задачи почему продуктом не может быть C4H6 бутин-1 ,один из продуктов его окисления -CO2 , можно получить из бензойной кислоты путем ее термического разложения.
Добрый день! Предполагалось получение органического вещества из бензойной кислоты.
Добрый день! В задании 3 у мышьяка в водородном соединении ведь +3, тогда неверно?
Добрый день! Считаем, что водород уступает другим неметаллам по электроотрицательности. Минус на атоме мышьяка.
почему ваши варианты очень сложные ,даже некоторым учителям не по силам
Добрый день! Можно решать Добротина только, там полегче. Но потом не жаловаться на реальный экзамен, что сложно было.
Добрый вечер! Вопрос по заданию 16. Почему при гидробромировании метилциклопропана не может быть получен 1-бром-2-метилпропан?
Добрый день! Более устойчив вторичный катион, а не первичный. Можно провести аналогию с присоединением к алкенам.