Тренировочный вариант ЕГЭ по химии номер 6.

Тренировочный вариант №6

[raw shortcodes=1]

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии содержат одинаковое число неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне:

1) Cr          2) P          3) Mg          4) O          5) H

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые находятся в одном периоде Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Расположите их в порядке убывания числа электронов на внешнем энергетическом уровне.

1) Se          2) Kr          3) K          4) Na          5) Cd

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, которые не способны проявлять валентность, равную V.

1) N          2) P          3) As          4) Cl          5) O

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, в которых присутствует водородная связь.

1) C2H6
2) NH4Cl
3) NH3
4) HCl
5) H2O

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) средней соли; Б) двойной соли; В) амфотерного гидроксида.

1) Cr(OH)2 2) Ca(ClO)Cl 3) Sr(OH)2
4) PO(OH)3 5) CsFeO2 6) Pb(OH)2
7) CrO3 8) RbCr(SO4)2 9) Fe(OH)2
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

Через водный раствор тетрагидроксоцинката натрия пропустили избыток газа c неприятным запахом, в результате чего наблюдали образование осадка X и раствора соли Y. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, образующиеся в результате реакции.

1) H2S
2) Zn(OH)2
3) Na2S
4) NaHS
5) ZnS

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №7

Установите соответствие между формулами веществ и реагентами, с которыми взаимодействует каждое из них: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) Fe2(SO4)3

Б) SiO2

В) Br2

Г) Na2CO3

1) Mg, H2, H2S

2) CaCO3, HF, NaOH

3) LiOH, KI, BaCl2

4) HCl, Al2O3, CaCl2

5) H2SO4, CO2, O2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ

A) Cr2S3 и O2(изб.)

Б) S и H2SO4(конц.)

В) H2S и SO2

Г) S и HNO3(конц.)

1) N2, H2SO3

2) Cr2O3, SO2

3) Cr2O3, SO3

4) H2SO4, CrSO4

5) SO2, H2O

6) H2SO4, NO2, H2O

7) H2O, S

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

В заданной схеме превращенийHBr X HCl Y AgCl

веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:

1) серебро

2) хлорид калия

3) соляная кислота

4) нитрат серебра

5) хлор

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА

А) HCOOC6H5

Б) CH3CHO

В) CH3C(O)CH3

1) альдегиды

2) спирты

3) кетоны

4) сложные эфиры

5) простые эфиры

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, молекулы которых содержат кратные связи.

1) метилциклопропан

2) ацетон

3) метанол

4) полиэтилен

5) изопреновый каучук

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Ответ:
 
 
Задание №12

Из предложенного перечня взаимодействий выберите все такие, в результате которых возможно образование бензойной кислоты.

1) C6H5-CHO + KMnO4 + H2SO4

2) C6H5-CCl3 + NaOH(изб.)

3) C6H5-CHO + KMnO4 + KOH

4) C6H5-CH2-CH3 + KMnO4 + H2SO4

5) C6H5-CHO + H2

Запишите в поле ответа номера выбранных взаимодействий.

Ответ:___________________

Задание №13

Выберите два утверждения, которые справедливы и для глицина, и для метиламина.

1) реагируют с водой

2) относятся к классу аминокислот

3) реагируют со щелочами

4) реагируют с азотной кислотой

5) в состав молекул входят аминогруппы

Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между названием алкина и продуктом его взаимодействия с водой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ АЛКИНА ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) этин

Б) 3-метилбутин-1

В) бутин-1

Г) бутин-2

1) этанол

2) пропанол-2

3) бутанон

4) 3-метилбутанон

5) 3-метилбутанол-2

6) ацетальдегид

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между исходными веществами и продуктом, который образуется в результате реакции между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

А) CH3CHO + Ag2O (NH3) →

Б) НСНО + Ag2O (NH3) →

В) (СH3)2C=O + Ag2O (NH3) →

Г) H2CO2 + Ag2O (NH3) →

1) не взаимодействуют

2) ацетат аммония

3) ацетат серебра

4) карбонат аммония

5) изопропанол

6) пропионат аммония

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

Представлена следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) пропанон

2) пропанол-1

3) пропен

4) метан

5) пропанол-2

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня типов химических реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию:

4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

1) каталитическая

2) гомогенная

3) экзотермическая

4) эндотермическая

5) некаталитическая

6) соединения

Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня факторов выберите все такие, от которых зависит скорость реакции железа с раствором соляной кислоты.

1) площадь поверхности соприкосновения между реагентами

2) концентрация ионов Fe2+ в растворе

3) наличие ингибитора

4) давление

5) массовая доля HCl в растворе

Запишите в поле ответа номера выбранных факторов.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента хрома, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ СВОЙСТВО ЭЛЕМЕНТА

А) CrCl3 + 3AgNO3 → 3AgCl + Cr(NO3)3

Б) 2CrCl3 + Zn → ZnCl2 + 2CrCl2

В) CrCl3 + 3NH3 +3H2O → Cr(OH)3 + 3NH4Cl

1) окислитель

2) восстановитель

3) окислитель и восстановитель

4) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между веществом и процессом, происходящим на аноде при электролизе его водного раствора с инертными электродами: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО АНОДНЫЙ ПРОЦЕСС

А) CrCl3

Б) K3PO4

В) CuCl2

1) 2H2O + 2e → H2 + 2OH

2) K+ + e → K0

3) Cu2+ + 2e → Cu0

4) 2Cl − 2e → Cl20

5) 2H2O – 4e → O2 + 4H+

6) Cr3+ + 3e → Cr0

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.Тренировочный вариант №6

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

1) сахароза 
2) сернистый газ
3) гидроксид бария
4) питьевая сода

Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия при данном воздействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

CO(г) + H2O(г) ⇄ CO2(г) + H2(г) + Q

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) увеличение концентрации углекислого газа

Б) охлаждение системы

В) увеличение давления

Г) добавление катализатора

1) смещается в сторону продуктов

2) смещается в сторону реагентов

3) не происходит смещения равновесия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор поместили смесь бромидов фосфора (III) и (V) и сильно нагрели. В результате протекания обратимой реакции

PBr3(г) + Br2(г) ⇆ PBr5(г)

в системе установилось равновесие. При этом равновесные концентрации бромида фосфора (III), бромида фосфора (V) и брома — 0,3 моль/л, 0,1 моль/л и 0,2 моль/л соответственно.

Определите исходные концентрации бромида фосфора (III) (X) и бромида фосфора (V) (Y).

 

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,1 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,3 моль/л
4) 0,4 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,6 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ

А) бензойная кислота (р-р) и фенол (р-р)

Б) уксусная кислота и этилацетат

В) бензол и циклогексен

Г) изопропанол и гексан

1) Br2 (р-р)

2) HCl

3) Ag2O (NH3 р-р)

4) Na

5) крахмал

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между природным источником углеводородов и продуктом, получаемым при его переработке: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ПРИРОДНЫЙ ИСТОЧНИК УГЛЕВОДОРОДОВ ПРОДУКТ ПЕРЕРАБОТКИ

А) нефть

Б) каменный уголь

В) попутный нефтяной газ

1) бурый уголь

2) аммиачная вода

3) кремнезём

4) керосиновая фракция

5) пропан

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

К раствору массой 150 г с массовой долей сульфата натрия 8% добавили 15 г воды и 3 г этой же соли. Рассчитайте массовую долю соли (в %) в полученном растворе. (Запишите число с точностью до сотых.)

Ответ:___________________ %.

Задание №27

Образование оксида азота (II) происходит согласно термохимическому уравнению

N2(г) + O2(г) → 2NO(г) – 180 кДж.

Рассчитайте количество энергии (в кДж), затраченное для получения 15 г оксида азота (II) по данной реакции. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ кДж.

Задание №28

Рассчитайте объем (в литрах) сероводорода (н.у.), необходимый для получения 16 г серы по реакции с бромом, если выход реакции равен 85%. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ л.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

углекислый газ, бромид железа (II), бромоводород, бром, сульфит калия, сульфат натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция сопровождается образованием бесцветного раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается.
В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. 

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена с выделением газа с резким запахом. Осадок при этом не образуется. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

Железо сожгли в кислороде. Образовавшееся твердое вещество растворили при нагревании в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ пропустили над раскаленным цинком. Образовавшееся твердое вещество сплавили с твердым карбонатом калия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:33 задание

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

Навеску неизвестного органического соединения массой 3,6 г сожгли в избытке кислорода и получили 5,6 л (н.у.) углекислого газа и 5,4 г воды. Известно, что бромирование этого соединения приводит к единственному монобромпроизводному.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) запишите уравнение взаимодействия этого соединения с недостатком брома (используйте структурные формулы органических веществ).

Задание №34

Навеску смеси оксида магния и нитрата магния разделили на три равные части. Первую растворили в 147 г 15%-ного раствора серной кислоты, вторую растворили в 100 г 30%-ного раствора уксусной кислоты. Третью часть поместили в 50 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Вычислите массовую долю соли в третьем стакане, если известно, что массовая доля кислоты в первом растворе после растворения остатка составила 7,73%, а во втором — 16,16%.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №6

№ задания, ответ №задания, ответ

1) 15

2) 213

3) 15

4) 35

5) 586

6) 54

7) 3214

8) 2576

9) 54

10) 413

11) 25

12) 14

13) 45

14) 6433

15) 2414

16) 15

17) 235

18) 135

19) 414

20) 454

21) 3412

22) 2133

23) 13

24) 1414

25) 425

26) 8,93

27) 45

28) 13,2

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №6

Задание 29

Br2 + K2SO3 + H2O → K2SO4 + 2HBr

1∙ | Br20 + 2ē → 2Br

1∙ | S+4 – 2ē → S+6

Бром в степени окисления 0 (или Br2) является окислителем.

Сера в степени окисления +4 (или сульфит калия) – восстановителем.

Задание 30

K2SO3 + 2HBr = 2KBr + SO2 + H2O

2K+ + SO32- + 2H+ + 2Br = 2K+ + 2Br + SO2 + H2O

SO32- + 2H+ = SO2 + H2O

Задание 31

1)  3Fe + 2O2 → Fe3O4

2) Fe3O4 + 10HNO3 → 3Fe(NO3)3 + NO2 + 5H2O

3) 4Zn + 2NO2 → 4ZnO + N2

4) ZnO + K2CO3 → K2ZnO2 + CO2

Задание 32

1)п-диметилбензол + Cl2

2)взаимодействие 2-хлордиметилбензола с этилхлоридом

3)окисление 1,4-диметил-2-этилбензола дихроматом калия

4) реакция бензол-1,2,4-трикарбоновой кислоты с содой

5)соль бензол-1,2,4-трикарбоновой кислоты с CH3I

Задание 33

Навеску неизвестного органического соединения массой 3,6 г сожгли в избытке кислорода и получили 5,6 л (н.у.) углекислого газа и 5,4 г воды. Известно, что бромирование этого соединения приводит к единственному монобромпроизводному.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) запишите уравнение взаимодействия этого соединения с недостатком брома (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

1) n(CO2) = V/Vm = 5,6 л/22,4 л/моль = 0,25 моль; n(C) = n(CO2) = 0,25 моль; m(C) = M · n = 12 г/моль · 0,25 моль = 3 г;
n(H2O) = m/M = 5,4 г/18 г/моль = 0,3 моль; n(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,3 г/моль = 0,6 моль; m(H) = n · M = 0,6 моль · 1 г/моль = 0,6 г;
m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) = 3,6 г – 3 г – 0,6 г = 0, следовательно, кислорода нет.

n(C) : n(H) = 0,25 : 0,6 = 1 : 2,4 = 5 : 12.

Таким образом, простейшая формула вещества, C5H12. Данная формула является истинной, поскольку ее увеличение в целое число раз приводит к невозможным соотношениям H/C в молекуле углеводорода (соотношение Н/C в углеводороде не может быть больше (2n+2)/n, где n – число атомов углерода).

2) Молекулярной формуле C5H12 соответствует три алкана:

− пентан

− 2-метилбутан

− диметилпропан

Из указанных соединений только диметилпропан образует при реакции с бромом только одно монобромпроизводное. Таким образом, структурная формула искомого соединения:2,2-диметилпропан

3) Тогда уравнение реакции его взаимодействия с недостатком брома будет записываться следующим образом:реакция 2,2-диметилпропана с бромом

 

Задание 34

Навеску смеси оксида магния и нитрата магния разделили на три равные части. Первую растворили в 147 г 15%-ного раствора серной кислоты, вторую растворили в 100 г 30%-ного раствора уксусной кислоты. Третью часть поместили в 50 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Вычислите массовую долю соли в третьем стакане, если известно, что массовая доля кислоты в первом растворе после растворения остатка составила 7,73%, а во втором — 16,16%.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

MgO + H2SO4 → MgSO4 + H2O  (I)

MgO + 2CH3COOH → Mg(CH3COO)2 + H2O (II)

Mg(NO3)2 + 2NaOH → Mg(OH)2 + 2NaNO3 (III)

Обозначим n(MgO) как x моль, а n(Mg(NO3)2) как у моль, тогда

m(MgO) = M(MgO) · n(MgO) = 40x г
m(Mg(NO3)2) = M(Mg(NO3)2) · n(Mg(NO3)2) = 148у г

Тогда общая масса смеси будет равна:
m(смеси) = m(MgO) + m(Mg(NO3)2) = 40x + 148у = a г

Рассчитаем количество вещества серной кислоты:

m(H2SO4) = ω(H2SO4) · m(р-ра H2SO4)/100% = 0,15 · 147 = 22,05 г
n(H2SO4) = m/M = m(H2SO4)/M(H2SO4) = 22,05/98 = 0,225 моль

Выразим количество и массу серной кислоты, оставшейся после реакции:

n(MgO) = n(реаг. H2SO4) = x моль.
n(ост. H2SO4) = n(H2SO4) — n(реаг. H2SO4) = 0,225 — x моль
m(ост. H2SO4) = M · n = 98·(0,225 — x) г

В реакцию (I) вступает оксид магния, а нитрат магния просто растворится и станет частью раствора. Тогда мы можем записать, чему будет равна масса раствора в 1 стакане после реакции:

m(р-ра 1 конечн.) = m(р-ра H2SO4 исх.) + m(смеси) = 147 + a г

Выразим массовую долю серной кислоты в растворе после реакции:

ω(H2SO4) = m(ост. H2SO4)/m(р-ра 1 конечн.)·100% = 98·(0,225 — x)/(147 + a)·100% = 7,73% (уравнение 1)

Для реакции (II) рассуждения будут полностью аналогичны реакции (I)

Рассчитаем количество вещества уксусной кислоты:

m(CH3COOH) = ω(CH3COOH) · m(р-ра CH3COOH)/100% = 0,3 · 100 = 30 г
n(CH3COOH) = m/M = m(CH3COOH)/M(CH3COOH) = 30/60 = 0,5 моль

Выразим количество и массу уксусной кислоты, оставшейся после реакции:

2n(MgO) = n(реаг. CH3COOH) = 2x моль
n(ост. CH3COOH) = n(CH3COOH) — n(реаг. CH3COOH) = 0,5 — 2x моль
m(ост. CH3COOH) = M · n = 60·(0,5 — 2x) г

В реакцию (II) вступает оксид магния, а нитрат магния просто растворится и станет частью раствора. Тогда мы можем записать, чему будет равна масса раствора в 1 стакане после реакции:

m(р-ра 2 конечн.) = m(р-ра CH3COOH исх.) + m(смеси) = 100 + a г

Выразим массовую долю уксусной кислоты в растворе после реакции:

ω(CH3COOH) = m(ост. CH3COOH)/m(р-ра 2 конечн.)·100% = 60·(0,5 — 2x)/(100 + a)·100% = 16,16% (уравнение 2)

Далее необходимо решить систему полученных ранее уравнений:

98·(0,225 — x)/(147 + a)·100% = 7,73%
60·(0,5 — 2x)/(100 + a)·100% = 16,16%

98·(0,225 — x)/(147 + a) = 0,0773
60·(0,5 — 2x)/(100 + a) = 0,1616

22,05 — 98= 11,36 + 0,0773a
30 — 120x = 16,16 + 0,1616a

22,05 — 98= 11,36 + 0,0773a
a = 85,64 — 742,6x

a = 85,64 — 742,6x
x = 0,1

a = 11,4
x = 0,1

Далее вспомним, что такое a в наших исходных обозначениях, и вычислим количество нитрата магния:

m(смеси) = m(MgO) + m(Mg(NO3)2) = 40x + 148у = a г
m(Mg(NO3)2) = m(смеси) — m(MgO) = a — 40x = 11,4 — 4 = 7,4 г
n(Mg(NO3)2) = m/M = m(Mg(NO3)2)/M(Mg(NO3)2) = 7,4/148 = 0,05 моль

Рассчитаем массу и количество вещества гидроксида натрия:
m(NaOH) = ω(NaOH) · m(р-ра NaOH)/100% = 0,1 · 50 = 5 г
n(NaOH) = m(NaOH)/M(NaOH) = 5/40 = 0,125 моль

n(NaOH) > 2n(Mg(NO3)2), поэтому щелочь в избытке, а количество и массу нитрата натрия рассчитываем по нитрату магния:

n(NaNO3) = 2n(Mg(NO3)2) = 0,1 моль
m(NaNO3) = M · n = 85 · 0,1 = 8,5 г

Далее вычислим массу третьего раствора после реакции:

n(Mg(ОН)2) = n(Mg(NO3)2) = 0,05 моль
m(Mg(ОН)2) = M · n = 58 · 0,05 = 2,9 г
m(р-ра 3 конечн.) = m(р-ра 3 исх.) + m(смеси) — m(Mg(ОН)2) — m(MgO) = 50 + 11,4 — 2,9 — 4 = 54,5 г

Тогда массовая доля нитрата натрия в конечном растворе будет равна:
ω(NaNO3) = m(NaNO3)/m(р-ра 3 конечн.) · 100% = 8,5/54,5 · 100% = 15,6%

Ответ: w(NaNO3) = 15,6%

 

Комментариев 89
  1. Елена

    В 4 задании почему веществом с водородной связью не является соляная кислота?

    • Сергей Широкопояс

      Водородные связи есть только в веществах молекулярного строения, в которых присутствуют связи H-F, или H-O, или H-N

  2. Анастасия

    Можно объяснить, почему в №34 мы не записываем разложение оксида магния?

    • Сергей Широкопояс

      потому что оксид магния не разлагается

  3. елечка

    почему в задании 3 в ответ идёт азот, когда известно, что есть соединение N2O5, где валентность азота равна 5? что за бред?

    • Сергей Широкопояс

      Высшая валентность азота — IV, высшая степень окисления +5. Научись пользоваться гуглом, помогает, иначе, 50 баллов на ЕГЭ гарантировано

      • Федор

        Стоп, так азот находится в 5 группе, следовательно его высшая валентность = 5. Примером может послужить азотная кислота (HNO3), где как раз таки азот в +5

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Путаем понятия валентности и степени окисления, типичная ошибка. Высшая валентность азота — IV, степень окисления — +5.

          • (•_•)

            В 29-м задании возможна такая реакция:
            6FeBr2 + 3Br2 = 6FeBr3

          • Соавтор проекта Борисов И.С.

            Добрый день! Катион железа (III) имеет окраску в растворе.

      • татьяна

        Спасибо! Самоуверенных дураков учить надо только так. Завидую Вашему терпению!

  4. Татьяна

    В 7 задании опечатка в ответе. Ответ-14.

    • Сергей Широкопояс

      ответ верный, читайте условие внимательно. попались ровно в ту ловушку в которую и было задумано

  5. Татьяна

    Спасибо!

  6. Анна

    В ответах к заданию 23, скорее всего, опечатка: укaзано, что СаCO3 не гидролизуется, а KClO гидролизуется по аниону

    • Сергей Широкопояс

      так и есть.
      карбонат кальция не гидролизуется по причине нерастворимости. гипохлорит калия гидролизуется по аниону, так как HClO — слабая кислота

      • Анна

        Да, точно
        Извините, пожалуйста

  7. Александр

    #26 почему в ответе почему из каменного угля переработкой получается аммиачная вода

    • Сергей Широкопояс

      потому что не надо считать что каменный уголь это чистый углерод

  8. Никита

    Почему в 27 задании просите округлить до десятых, а в ответах стоит 8,93? В 28 просите округлить до десятых, а в ответах целое число (45). Пересмотрите задания 27,28,29 ответы абсолютно не сходятся, впервые такое… Может я неверно решаю, поэтому и прошу пересмотреть

    • Сергей Широкопояс

      я не знаю как так надо смотреть:
      27-е задание — «(Запишите число с точностью до сотых.)» — ответ 8,93
      28-е задание — «(Запишите число с точностью до целых.)» — ответ 45
      29-е задание — «(Запишите число с точностью до десятых.)» — ответ 8,9
      Впредь я буду добавлять подобные комментарии в ЧС, так как они отнимают время. Прежде чем такое писать можно было бы себя перепроверить.

  9. Маргарита

    подскажите, пожалуйста, почему оксид азота 4 является кислотным в 5 задании?

    • Сергей Широкопояс

      потому что он кислотный. это оксида неметалла в степени окисления больше либо равной +3 значит 100% кислотный.
      реагирует с водой, образуя сразу две кислоты — азотную и азотистую

  10. Сергей

    Здравствуйте, почему в 34 задании разложение нитрата магния идёт до оксида магния? Разложение нитратов металлов до алюминия идут до нитридов и кислорода, разве не так?

    • Сергей Широкопояс

      не до нитриДов, а до нитриТов.
      Нитрат магния дает оксид магния, оксид азота 4 и кислород

  11. Анна

    Подскажите пожалуйста, почему в 35-м не подходит 2-метилбутан?
    Тогда при взаимодействии с бромом образуется только одно монобромпроизводное: 2-бром-2-метилбутан

    заранее спасибо!

    • Сергей Широкопояс

      нет, хоть замещение и происходит преимущественно при третичном атоме С, однако, в продуктах будет немало монобромзамещенных углеводородов по всем позициям

  12. анна

    Скажите пожалуйста. В 14 задании можно получить бензойную кислоту щелочным гидролизом тригалгенопроизводного?

    • Сергей Широкопояс

      нет, будет бензоат

  13. анна

    Спасибо

  14. Ир ина

    Подскажите пожалуйста, почему в 7 -ом задании образуется кислая соль, а не средняя. Ведь пропускали «избыток» сероводорода?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Именно из-за избытка кислотного реагента образуется кислая соль. Если бы его было меньше, то образовалась бы средняя соль.

    • Ир ина

      Извините, не учла гидролиз соли в растворе

  15. Иван

    Здравствуйте, можно ли в 30 задании брать FeBr2+Br2=FeBr3

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, раствор будет не бесцветный.

  16. Алия

    Доброго времени суток. В 32 задании бурый газ взаимодействует с цинком, возможно ли выделение оксида азота II, а не азота?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Только азот в качестве ответа принимается.

  17. Данил

    В 17 задании под Г опечатка. Нет соединения H2CO2.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Существует.

  18. Михаил

    Здравствуйте! Можно ли было в 32 задании во 2 реакции написать оксид железа 2? Ведь суть процесса именно к нему сводится. Спасибо!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, нельзя, поскольку FeO не образуется при взаимодействии простых веществ. Его получают только косвенным путем.

  19. надежда

    в варианте 6 в задании 23 разве ответ не 41,а у вас указан 13

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, в ответе все верно.

    • валерия

      у меня такой же ответ получается, как и у вас

      • Соавтор проекта Борисов И.С.

        Добрый день! Ошибки там нет. А для решения подобных заданий рекомендую использовать метод, озвученный на видео.
        https://www.youtube.com/watch?v=doRHthkKcqc&t=752s

  20. Иван

    Здравствуйте, не могли бы вы объяснить ответ в 23 номере?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Рекомендую посмотреть подробный алгоритм решения подобных заданий.
      https://www.youtube.com/watch?time_continue=672&v=doRHthkKcqc&feature=emb_logo

  21. Елена

    В предпоследней задаче почему нитрат магния не реагирует с серной кислотрй:ведь он сухой,а кислота достаточно концентрированная, разве она не может вытеснить азотной? Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Концентрации в 30% недостаточно для протекания реакции. В реальности для подобного берут 98% серную кислоту, сухой нитрат и еще нагревают до кипения, чтобы отогнать азотную кислоту и сместить равновесие.

  22. Марина

    Добрый вечер, а почему в 7 задании под буквой А подходит 3, а не 1? В реакции с магнием, железо замещается. В реакции с водородом образуется сульфат железа (II) и серная кислота. А с сероводородом образуется сульфат железа (II), сера, серная кислота

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! С водородом реакции нет.

  23. Марина

    А почему в 12 задании 2 вариант с гидролизом галогензамещенных углеводородов, содержащих 3 атома галогена (в нашем случае хлора) не подходит для получения бензойной кислоты?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Следует обратить внимание, что гидролиз идет в щелочной среде. Образуется соль, а не кислота.

  24. Сара

    Здравствуйте,подскажите ,пожалуйста,в 7 (А) задании Fe2(SO4)3 +KI будет образовывать FeI2+I2+K2(SO4)3 ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Все же FеSO4.

      • Никита

        Добрый день. В 13 задании можно выбрать воду? Амины, аминокислоты растворяются в воде( реагируют?) Спасибо

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Добрый день! Растворение не всегда сопровождается реакцией. Здесь тоже.

  25. Антон

    В 8 задании ответ под буквой (а)цифра 2.Не получается уровнять коэффициенты.В задании возможна опечатка?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Опечатки нет, учимся уравнивать ОВР.

  26. Валерий

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, почему в 13 номере аминогруппа не может в данных соединениях реагировать с водой?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Этого не будет у аминокислоты в силу особенностей строения.

  27. Сергей

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как вы в 28 задании получили ответ 13,2? У меня получается 9,5. H2S+Br2=2HBr+S. Верно же уравнение написано? выход по уравнению 0.425 моль

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нужно при выходе в 85% получить 16 г серы, это важно.

  28. Карина

    Добрый день! У меня вопрос по поводу первого задания: почему в ответе указаны хром и водород (1 и 5), при том, что одинаковое число неспаренных на внеш. слое у хрома и кислорода.
    я доверяю вашим ответам, но хотела бы объяснений, ведь вдруг попадется на егэ.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Вопрос про внешний уровень, а не валентные электроны в целом.

  29. Елисей

    Почему в задании 23 ответ 13, а не 43?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реакция идет в обратную сторону, анализируем таблицу.

  30. бебра нюховна

    Подскажите, почему в 6 задании образуется сульфид цинка, а не гидроксид цинка?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Такова природа веществ. Сульфид цинка устойчив и менее растворим, чем гидроксид.

  31. Ирина

    Добрый день, почему в 34 задании при вычислении массы раствора вы пишите m+147, там было 100 г уксусной кислоты!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за бдительность, исправил.

  32. Антон

    Здравствуйте, в 18 задание как наличие ингибитора влияет на реакцию? И если все-таки влияет, то какой ингибитор именно?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Ингибитор — вещество, которое тормозит реакцию вплоть до полной остановки. Его добавление замедляет процесс.

  33. Настурция

    Здравствуйте! Решила 34 в 6 вар. ответ несколько (много!) отличается от вашего, в частности16,37%, притом, что все расчеты аналогичны, просто с соблюдением боооольшей точности (ударение на первый слог). Это будет ошибкой?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Нет, не будет, если решение аналогично и дело только в округлении.

  34. Алевтинка

    здравствуйте, а как определить PH cахарозы в 21 задание?
    и NAHSO3 это же слабокислая среда, потому что кислая соль?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! У сахарозы среда нейтральная, а у гидрокарбоната — щелочная. Гидролиз по аниону.

  35. Амина

    Не могу понять, почему в 23 такой ответ . Там ведь выходит исходная концентрация PBr3 0,4; a PBr5 0?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Исходная концентрация PBr5 не ноль, по условию это вещество есть изначально.

  36. Андрей

    Здравствуйте, подскажите как в 7 задании оксид кремния может взаимодействовать с солью ( CaCO3) ? знпю, что есть реакция с оксидом кремния с фосфатом кальция и то в присутствии углерода. Такой же вопрос, только с карбонатом натрия…. Меня учили, что соли не могут взаимодействовать с оксидами, то как…….

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! При сплавлении будет силикат кальция и СО2.

      • Уолтер

        Почему в 23 задании ответ не 53? Ведь, когда считаем исходную концентрацию PBr3, берем 0.3 равновесной концентрации + 0.2 прореагировавшего вещества = 0.5

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Рекомендую перечитать задание и понять, что PBr3 до реакции было меньше, а не больше. Процесс до установления равновесия идет налево.

  37. Ася

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему во втором уравнении 31 задания мы получаем NO2 а не N2O ведь железо активный металл

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Концентрированная азотная кислота однозначно указывает на образование NO2. В рамках ЕГЭ только так, все остальное не интересно.

  38. София

    Прошу прощения, 34. По неорганике. В файле с прокаливанием нитрата, здесь 3 колбы

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Бывает, смотрите вариант на сайте.

  39. Марина

    Доброго времени суток, можете, пожалуйста, пояснить ответ во втором задании?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Рекомендую расписать электронно-графические формулы с ячейками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.