Девятый тренировочный вариант ЕГЭ по химии Широкопояс.

Тренировочный вариант №9.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в возбужденном состоянии содержат четыре неспаренных электрона:

1) C          2) P          3) Al          4) V          5) Si
Ответ:
 
 
Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде.

Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения окислительных свойств соответствующих им простых веществ.

1) F          2) Se          3) Be          4) Ga          5) Br

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Ответ:
 
 
 
Задание №3

Из предложенного перечня химических элементов два таких, для которых не характерна постоянная степень окисления в сложных веществах.

1) N          2) Al          3) Fe          4) Be          5) Cs
Ответ:
 
 
Задание №4

Из предложенного перечня водородных соединений выберите два с наибольшими температурами кипения.

1) NH3
2) KH
3) PH3
4) CaH2
5) H2S

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

Ответ:
 
 
Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) хлорита; Б) перхлората; В) хлората.

1) Ca(ClO)Cl 2) NOCl 3) Ba(ClO3)2
4) POCl3 5) NaClO2 6) HOCH2CH2NH3Cl
7) кварцевый песок 8) Al(OH)Cl2 9) Fe(ClO4)3
 

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

[adsp-pro-3]

Задание №6

Даны две пробирки с раствором хлорида алюминия. В одну из них добавили раствор слабого электролита X, а в другую – раствор сильного электролита Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали образование осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) бромоводород

2) сероводород

3) бромид натрия

4) нитрат серебра

5) гидрат аммиака

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №7

Установите соответствие между названиями веществ и реагентами, с которыми взаимодействует каждое из них: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) хлороводород

Б) азот

В) раствор сульфата меди (II)

Г) оксид кальция

1) Zn, NaBr, KOH

2) CO2, H2O, HI

3) Li, H2, Mg

4) Na2CO3, K2S, Ba(OH)2

5) Fe(OH)3, NaOH, H2SO4

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами, которые образуются при их взаимодействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) HBr и Na2SiO3

Б) NaOH и SiO2

В) NaOH(р-р) и Si

Г) NaOH(изб.) и SiBr4

1) NaBr, H2SiO3

2) Na2SiO3, H2

3) Na2SiO3, NaBr, H2O

4) NaBr, SiH4, H2O

5) H2SiO3, NaBr, H2O

6) Na2SiO3, H2O

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №9

В данной схеме превращенийCr(OH)3 KOH(тв.), to X Br2, KOH Y

веществами X и Y являются:

1) KCrO2
2) K3[Cr(OH)6]
3) K2CrO4
4) K2Cr2O7
5) CrBr3

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   

[adsp-pro-3]

Задание №10

Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА

А) анилин

Б) глицерин

В) глицилаланин

1) сложный эфир аминокислоты

2) спирт

3) предельный амин

4) ароматический амин

5) дипептид

6) соль аминокислоты

7) аминокислота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №11

Из предложенного перечня молекулярных формул выберите две таких, которые могут соответствовать веществам с карбоксильной группой в молекуле.

1) C3H4O4
2) C2H4O
3) C3H8O2
4) C5H10O
5) C4H8O2

Запишите в поле ответа номера выбранных формул.

Ответ:
 
 
Задание №12

Из предложенного перечня выберите все вещества, с которыми циклобутан взаимодействует, а бутан нет.

1) Br2
2) H2
3) H2S
4) HCl
5) O2

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Ответ:___________________

Задание №13

Выберите две пары реагентов, в результате взаимодействия которых может образоваться анилин

1) С6H5NO2 + H2(кат.) →

2) [С6H5NH3]Cl + NaOH →

3) C6H5-NH-C6H5 + H2O →

4) C6H5Cl + C6H5ONa →

5) C6H5CH3 + HNO3

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

Ответ:
 
 

[adsp-pro-3]

Задание №14

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктом, который образуется при их взаимодействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1) бензол

2) этилбензол

3) кумол

4) фенол

5) стирол

6) толуол

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №15

Установите соответствие между схемой реакции и органическим продуктом, образующимся в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

А) CH3-CH2-ONa + CH3Br

Б) CH3-CH2-OH + HCOOH

В) CH3OH

Г) CH3OH + CuO

1) диметиловый эфир

2) метилэтиловый эфир

3) этилформиат

4) этилацетат

5) метаналь

6) метановая кислота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №16

В заданной схеме превращений

CH3Cl X Y

веществами X и Y являются:

1) CH3-CH2-NH2

2) (CH3)2NH

3) (CH3)2NH2Cl

4) CH3-CH2-NH3Cl

5) CH2=CH-NH2

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №17

Из предложенного перечня реакций выберите все такие, которые относятся к реакциям замещения:

1) C6H6 + HNO3 → C6H5NO2 + H2O

2) CH4 + O2 → CO2 + H2O

3) C2H4 + Br2 → C2H4Br2

4) C6H5CH3 + Cl2 → C6H5CH2Cl + HCl

5) CH4 + Br2 → CH3Br + HBr

Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня выберите все уравнения реакций, скорость которых увеличится при повышении давления.

1) H2(г) + S(тв.) = H2S(г)

2) CO(г) + 2H2(г) = CH3OH(г)

3) Fe(тв.) + H2SO4(р-р) = FeSO4(р-р) + H2(г)

4) CaCO3(тв.) + 2HCl(р-р) = CaCl2(р-р) + CO2(г) + H2O(ж)

5) PCl3(тв.) + 3H2O(ж) = H3PO3(р-р) + 3HCl(р-р)

Запишите в поле ответа номера выбранных уравнений реакций.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления восстановителя: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА РЕАКЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЯ

А) Br2 + KOH → KBr + KBrO3 + H2O

Б) NH3 + H2O2 → N2 + H2O

В) NH4NO3 → N2O + H2O

1) -3 → +1

2) -3 → 0

3) 0 → +5

4) -1 → +1

5) 0 → -1

6) -1 → -2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     
Задание №20

Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора этого вещества, которые образуются на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ПРОДУКТЫ НА ЭЛЕКТРОДАХ

А) K2SO4

Б) KI

В) Cu(NO3)2

1) H2, O2

2) Cu, O2

3) H2, I2

4) K, I2

5) H2, NO2

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов.

1) этанол (1 моль/л)
2) соляная кислота (1 моль/л)
3) карбонат калия (0,01 моль/л)
4) соляная кислота (0,1 моль/л)

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.

 

Ответ:
       
Задание №22

Установите соответствие между уравнением обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при понижении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ СМЕЩЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) C2H4(г) + H2O(г) ↔ C2H5OH(г)

Б) AlCl3(р-р) + H2O(ж) ↔ Al(OH)Cl2(р-р) + HCl(р-р)

В) C3H4(г) + H2(г) ↔ C3H6(г)

Г) N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г)

1) смещается в сторону прямой реакции

2) смещается в сторону обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       
Задание №23

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь сернистого газа, оксида серы (VI) и кислорода, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2SO2(г) + O2(г) ⇆ 2SO3(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации кислорода и оксида серы (VI) были равны 0,6 моль/л и 0,3 моль/л, а равновесные концентрации сернистого газа и оксида серы (VI) - 0,7 моль/л и 0,1 моль/л соответственно.

Определите исходную концентрацию сернистого газа (X) и равновесную концентрацию кислорода (Y).

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,9 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,7 моль/л
4) 0,45 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,75 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
X Y
   
Задание №24

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАКТИВ

А) ацетон и этаналь

Б) уксусная кислота и муравьиная кислота

В) гексан и бутанол-1

Г) пропанон и пропанол-2

1) гидроксид калия

2) хлорид калия

3) натрий

4) фенолфталеин

5) оксид серебра (NH3 р-р)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В Г
       

[adsp-pro-3]

Задание №25

Установите соответствие между структурным звеном полимера и названием этого полимера: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию обозначенную цифрой.

СТРУКТУРНОЕ ЗВЕНО НАЗВАНИЕ ПОЛИМЕРА

А) –СН2–СН(С6Н5)–

Б) –CH2–CHCl–

В) –NH–(CH2)5–CO–

1) тефлон

2) поливинилхлорид

3) капрон

4) полистирол

5) фенолформальдегидная смола

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
А Б В
     

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

Рассчитайте массу 12%-ного раствора серной кислоты (в граммах), полученного при разбавлении 30%-ного раствора массой 155 г. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ г.

Задание №27

Взаимодействие магния с азотом происходит согласно термохимическому уравнению

3Mg(тв) + N2(г) → Mg3N2(тв) + Q

При поглощении 11,2 л азота (н.у.) выделилось 230 кДж энергии. Рассчитайте тепловой эффект реакции Q (в кДж). (Ответ округлите до целых.)

Ответ:___________________ кДж.

Задание №28

Рассчитайте массовую долю инертных примесей в образце негашеной извести массой 42 г, если известно, что образец может прореагировать с 10,8 г воды. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

концентрированная серная кислота, диоксид марганца, ацетат натрия, азот, оксид фосфора (V), хлороводород. Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с выделением желто-зеленого газа. 
В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. 

[adsp-pro-3]

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите сильную одноосновную кислоту и вещество, которое вступает с этой кислотой в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

К водному раствору гидроксида натрия добавили избыток водного раствора сульфата хрома (III). Образовавшийся осадок отделили и обработали раствором, содержащим гидроксид калия и пероксид водорода. В результате этого наблюдали растворение осадка и образование раствора желтого цвета. К полученному раствору добавили избыток серной кислоты, в результате чего наблюдали изменение окраски раствора на оранжевую. В образовавшийся раствор добавили оксид меди (I). Запишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

При сжигании в избытке кислорода 3,5 г неизвестного органического вещества в качестве единственных продуктов сгорания образовались углекислый газ объемом 3,36 л (н.у.) и вода массой 0,9 г. Известно, что при действии на данное соединения недостатка хлора в присутствии AlCl3 образуется единственное монохлорпроизводное.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) запишите уравнение взаимодействия этого соединения с недостатком хлора в присутствии хлорида алюминия.

Задание №34

180 г насыщенного при 20оС водного раствора сульфата меди (II) разделили на две неравные части. Первую часть насыщенного раствора смешали с 50 г 10%-ного водного раствора гидроксида натрия, в результате чего оказалось, что полученный раствор практически не содержит катионов меди и гидроксид-ионов. Вторую часть насыщенного раствора смешали с максимальным объемом 10%-ного раствора хлорида бария, способным с ней провзаимодействовать. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, полученном при смешении второй части насыщенного раствора с раствором хлорида бария, если известно, что при 20оС в 100 г воды растворяется не более 20 г безводного сульфата меди.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №9

№ задания, ответ №задания, ответ

1) 15

2) 524

3) 13

4) 24

5) 593

6) 54

7) 4342

8) 1623

9) 13

10) 425

11) 15

12) 24

13) 12

14) 1122

15) 2315

16) 32

17) 145

18) 12

19) 321

20) 132

21) 2413

22) 2322

23) 53

24) 5533

25) 423

26) 387,5

27) 460

28) 20

[adsp-pro-3]

Ответы ко второй части варианта №9

Задание 29

MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O

1∙ | Mn+4 + 2ē → Mn+2

1∙ | 2Cl-1 – 2ē → Cl20

марганец в степени окисления +4 (или диоксид марганца) является окислителем.

хлор в степени окисления -1 (или хлороводород) – восстановителем.

Задание 30

Вариант ответа

CH3COONa + HCl = CH3COOH + NaCl

CH3COO- + Na+ + H+ + Cl- = CH3COOH + Na+ + Cl-

CH3COO-  + H+  = CH3COOH

Задание 31

1) 6NaOH + Cr2(SO4)3 = 2Cr(OH)3 + 3Na2SO4

2) 4KOH + 2Cr(OH)3 + 3H2O2 = 2K2CrO4 + 8H2O

3) 2K2CrO4 + H2SO4 =  K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O

4) 3Cu2O + K2Cr2O7 + 10H2SO4 = 6CuSO4 + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 10H2O

Задание 32

1) C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2

2) 5CH3CH2OH + 4KMnO4 + 6H2SO4 → 5CH3COOH + 2K2SO4 + 4MnSO4 + 11H2O

3)  2CH3COOH  + Ca(OH)2 →  (CH3COO)2Ca + 2H2O

4) (CH3COO)2Ca → CaCO3 + CH3-C(O)-CH3

5) CH3-C(O)-CH3 + H2 → CH3-CH(OH)-CH3

Задание 33

При сжигании в избытке кислорода 3,5 г неизвестного органического вещества в качестве единственных продуктов сгорания образовались углекислый газ объемом 3,36 л (н.у.) и вода массой 0,9 г. Известно, что при действии на данное соединения недостатка хлора в присутствии AlCl3 образуется единственное монохлорпроизводное.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) запишите уравнение взаимодействия этого соединения с недостатком хлора в присутствии хлорида алюминия.

Решение:

n(CO2) = V(CO2)/Vm = 3,36 л/22,4 л/моль = 0,15 моль, следовательно n(C) = n(CO2) = 0,15 моль, тогда:
m(C) = n(C) · M(C) = 0,15 моль · 12 г/моль = 1,8 г,
n(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 0,9 г/18 г/моль = 0,05 моль, следовательно n(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,05 моль = 0,1 моль
m(H) = M(H) · n(H) = 1 г/моль · 0,1 моль = 0,1 г,
m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) = 3,5 г − 1,8 г – 0,1 г = 1,6 г,
n(O) = m(O)/M(O) = 1,6 г/16 г/моль = 0,1 моль,
n(С) : n(H) : n(O) = 0,15 :  0,1 : 0,1 = 1,5 : 1 : 1 = 3 : 2 : 2

Взаимодействие с хлором в присутствии катализатора AlCl3 говорит о том, что, по всей видимости, искомое соединение является ароматическим. Наличие только одного монохлорпроизводного говорит о наличии в молекуле симметрии и о том, что все атомы водорода, способные заместиться на хлор, являются идентичными.

Удвоение формулы не дает результата.

Утроение формулы приводит к структуре:бензол-1,3,5-трикарбоновая кислота

Тогда уравнение взаимодействия этого соединения с недостатком хлора будет иметь вид:бензол-1,3,5-трикарбоновая кислота + Cl2

 

Задание 34

180 г насыщенного при 20 оС водного раствора сульфата меди (II) разделили на две неравные части. Первую часть насыщенного раствора смешали с 50 г 10%-ного водного раствора гидроксида натрия в результате чего оказалось, что полученный раствор практически не содержит катионов меди и гидроксид-ионов. Вторую часть насыщенного раствора смешали с максимальным объемом 10%-ного раствора хлорида бария, способным с ней провзаимодействовать. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, полученном при смешении второй части насыщенного раствора с раствором хлорида бария, если известно, что при 20 оС в 100 г воды растворяется не более 20 г безводного сульфата меди.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Состав насыщенного раствора какого-либо вещества является постоянным при одной и той же температуре. Поэтому узнать концентрацию 180 г насыщенного при 20 оС раствора сульфата меди мы можем, рассчитав концентрацию эталонного раствора по данным о растворимости.

В 100 г воды растворяется 20 г безводного сульфата меди.

Масса эталонного раствора, полученного растворением 20 г сульфата меди в 100 г воды, будет равна:
mэт.(р-ра CuSO4) = mэт.2O) + mэт.(CuSO4) = 100 г + 20 г = 120 г.

Тогда концентрация насыщенного раствора будет равна:
ωнас.(CuSO4) = mэт.(CuSO4)/mэт.(р-ра CuSO4) = 0,1667 или 16,67 %.

Таким образом, масса безводного сульфата меди в 180 г его насыщенного раствора будет составлять:
mисх.(CuSO4) = m(CuSO4) · ω(CuSO4) = 180 г ⋅ 0,1667 = 30 г,
nисх.(CuSO4) = mисх.(CuSO4)/M(CuSO4) = 30 г/160 г/моль = 0,1875 моль,

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (I)

Известно, что первая часть раствора способна прореагировать с 50 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Тогда, мы можем рассчитать количество вещества сульфата меди в первой порции через количество гидроксида натрия:
m(NaOH) = ω(NaOH)⋅mр-ра(CuSO4) = 0,1 · 50 г = 5 г,
n(NaOH) = m(NaOH)/M(NaOH) = 5 г/40 г/моль = 0,125 моль,

Из уравнения реакции I следует, что:
nI(CuSO4) = 0,5 · n(NaOH) = 0,5 · 0,125 моль = 0,0625 моль,

Тогда количество вещества сульфата меди во второй части раствора будет равно:
nII(CuSO4) = nисх.(CuSO4) − nI(CuSO4) = 0,1875 моль – 0,0625 моль = 0,125 моль, это составляет

0,125/0,1875 = 2/3 от исходного количества сульфата меди (II).

Доля отобранного количества сульфата меди, равна доле отобранной порции раствора.

Таким образом, масса второй части отобранного раствора:
mII(р-ра CuSO4) = mисх.(р-ра CuSO4) · 2/3 = 180 г · 2/3 = 120 г.

BaCl2 + CuSO4 = BaSO4 + CuCl2 (II)

Исходя из уравнения реакции II:
n(BaCl2) = nII(CuSO4) = 0,125 моль, тогда:
m(BaCl2) = n(BaCl2)⋅M(BaCl2) = 0,125 моль · 208 г/моль = 26 г,
mр-ра(BaCl2) = m(BaCl2)/ω(BaCl2) = 26 г/0,1 = 260 г,

В конечном растворе, полученном смешением 2-й части раствора CuSO4 с раствором хлорида бария единственной солью будет CuCl2, а второй продукт BaSO4 выпадает в осадок. Рассчитаем его количество вещества и массу:
n(BaSO4) = n(BaCl2) = 0,125 моль,
m(BaSO4) = n(BaSO4) · M(BaSO4) = 0,125 моль ⋅ 233 г/моль = 29,125 г.

Масса конечного раствора равна:
mконечного р-ра = mII(р-ра CuSO4) + mр-ра(BaCl2) − m(BaSO4) = 120 г + 260 г − 29,125 г = 350,875 г,
m(CuCl2) = M(CuCl2)⋅n(CuCl2) = 135 г/моль · 0,125 моль = 16,875 г,

Тогда массовая доля хлорида меди в конечном растворе будет составлять:
ω(CuCl2) = m(CuCl2)/mконечного р-ра = 16,875 г/350,875 г = 0,0481 или 4,81 %

 

[adsp-pro-10]

Комментариев 61
  1. Ольга Ушакова

    Спасибо

  2. Алина

    Почему в 7 задании для 1 реакции сероводород не подходит?

    • Павел

      Более слабая кислота не вытеснит анион более сильной из ее соли.

  3. Полина

    Почему температура кипения КН и СаН2 наибольшая?

    • Сергей Широкопояс

      так как это вещества с ионным строением

  4. Дарья

    Скажите, пожалуйста, возможно ли в 33 задании во второй реакции вместо окисления спирта образовать из него сложный эфир (этилацетат). А потом сложный эфир соединить с гидроксидом кальция с получением ацетата кальция?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В данном случае добавлять дополнительный органический фрагмент не было необходимости.

  5. Диана

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, возможно ли в 32 задании в 3 реакции образование KHSO4 вместо K2SO4?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Более разумно написать сульфат, в разбавленном растворе его скорее увидим.

  6. Артём

    Здравствуйте! А в 30 задании возможна реакция концентрированной серной кислоты с соляной кислотой?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, невозможна.

  7. Коньков Шамиль

    Здравствуйте. Почему в 24(г) при понижении давления химическое равновесие смещается в сторону реагентов, если их(реагентов) суммарно 4 моль, а продуктов — 2 моль? Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! При понижении давления равновесие смещается в сторону большего количества газов. Задание и ответ этому не противоречат.

  8. ...

    Здравствуйте. Почему в 10 задании в первой реакции из гидроксида хрома (III) в щелочной среде не образуется тетрагидроксохромат (III) калия?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Там сплавление, обращаем внимание на условия. В подобных гидроксокомплекс не образуется.

  9. Наталия

    Можно ли в 33 задании окислить спирт дихроматом?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Да, вполне.

  10. Алёна

    Здравствуйте. Почему в 15) 3 не подходит ?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Амины гидролизу не подвергаются.

  11. Елена

    Добрый день. В 9 варианте задание 20-опечатка :ответ должен быть 132, а не 1321.
    В задании 17 :горение метана — это реакция радикального ЗАМЕЩЕНИЯ. Почему ответ не 1245,а 145?
    Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за бдительность, убрал лишний ответ.

  12. Сергей

    Добрый день, хотелось бы уточнить вопрос под номером 23. Может ли там быть ответ: 15? 0,3-0,1=0,2 моль/л — SO3 вступившее в реакцию. Тогда по уравнению реакции можем определить количество вступивших O2 и SO2 — 0,1 и 0,2 соответственно. Значит, равновесная концентрация О2 равна 0,6-0,1=0,5 моль/л(Х) и исходная концентрация SO2 равна 0,7+0,2=0,9 моль/л(Y). Возможно ли такое решение? Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Нет, это неверно. По решению таких задач советую пользоваться методом моего коллеги, Сергея Широкопояса.
      https://www.youtube.com/watch?v=doRHthkKcqc&t=779s

  13. Никита

    Добрый день, в 28 ответ до десятых необходимо записать, ответ 20 получается, поправьте, спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Спасибо, исправим при возможности.

  14. Сабина

    Здравствуйте.В 26 задании 9 варианта получилось 172,5г воды, которую нужно добавить для разбавления.172,5+115=287,5г воды в 12% растворе.А как в ответе должно получиться 387,5г?Спасибо

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! В ответе ошибки нет, считаем и ищем ошибку у себя.

  15. Дмитрий

    Здравствуйте! Вопрос по поводу 33 задачи. Если раствор разделили на 2 равные части, мы не можем сказать, что в каждом растворе количество вещества CuSO4 будет одинаковым(подобно массовой доле). Решил задачу, считая, что так происходит. Конечный ответ совершенно такой же, как в решении у вас.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если в условии указано, что на равные части, то высказывание справедливо.

  16. Мурад

    может ли в ЕГЭ встретится 34 задача на подобии задачи из вашего варианта , столько решал их , такую впервые вижу (

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не противоречит здравой логике.

  17. Louise Lovegood

    Здравствуйте, а почему мы не можем в 6 задании взять H2S?Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Хлорид алюминия не реагирует с сероводородом.

  18. Марина

    Здравствуйте, вопрос по 12 заданию. Не понятно, почему подходит вариант ответа под номером 4. Из низших циклов только циклопропан и его гомологи (метилциклопропан и т.д) вступают в реакции гидрогалогенирования. Заранее благодарна за ответ.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Склонны к присоединению с раскрытием малые циклы (С3 и С4).

  19. Лена

    В 27 задании, наверное, нужно написать при (н.у.) после азота. Тогда получится ответ 460

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Имеет смысл, исправил.

  20. Арина

    Здравствуйте! Возможно ли в 32 номере во втором превращении получить этилацетат, а потом в третьем добавить к нему гидроксид кальция с получением ацетата кальция?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Все же рекомендую получать следующее вещество в цепочке на базе существующего углеродного скелета, а не добавленного извне.

  21. Арина

    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста, почему в 34 задаче расположение карбоксильных групп через одну, этот принципиально?
    разве хлор не должен пойти в мета положение?

    Заранее спасибо за ответ! И за демо-версии!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Если расположить группы иначе, то моногалогенидов возможных будет два или три, а нужен только один.

  22. Татьяна

    Добрый день, а почему в 17-м задание не подходит ответ под цифрой 2? Окисление алканов кислородом — радикальное замещение (так написано в учебнике Н.Е.Дерябиной)

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Мы рассматриваем конечный результат, а не промежуточные стадии механизма.

  23. Анастасия

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, почему в 17 задании ответ 145, ведь реакции замещения мы называем, когда из простого + сложного вещества образуется другое простое и сложное вещество

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Не обязательно просто вещество. В органической химии замещением называется замена атома водорода на другой атом или функциональную группу.

  24. Юлия

    Здравствуйте. Хотелось бы спросить по поводу 30 задания. Можем ли мы считать эту реакцию ионным обменом, если не было признака реакции. Или она все таки есть?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Признак есть, образование слабого электролита.

  25. Татьяна Склярова

    Здравствуйте! Задание 23: в реактор подаются все три вещества реакции (невозможно понять по какому из веществ вести расчет). Не могу разобраться как получились такие ответы. В пояснении Сергея Широкопояса (в сноске) все понятно, там в начале реакции отсутствует серный ангидрид. Буду благодарна за разъяснения.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Благодарю за бдительность, исправил.

  26. Елена

    Добрый день! Все таки к вопросу 12. Циклобутан не вступает в реакции с галогеноводородами (во всех учебниках по органической химии высшей школы это четко оговорено.). Даже была задача на вывод МФ, где образовывалось вещество С4Н8 циклического строения и надо было написать уравнение с бромоводородом . Те, кто написал реакцию с циклобутаном терял балл!

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! А еще нигде в учебниках по органической химии не написано, что циклопропан с бромной водой реагирует. На ЕГЭ 2022 было.

      • Елена

        Очень плохо, что такое пишут. Но Ваши тесты очень хорошие, мы их отрабатываем полностью. Хотелось бы, чтобы таких ошибок было меньше. Так я права насчет циклобутана? У меня углубленный класс и мы учим правильные реакции

        • Соавтор проекта Борисов И.С.

          Можно написать разработчикам ЕГЭ и высказать им претензии. Возможно, примут к сведениям.

  27. Елена

    Добрый вечер! У Вас великолепные тесты- отрабатываем их полностью. Так зачем же уподобляться неправильным вещам? Очень плохо, что составители делают ошибки.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Мы пишем то, что считаем нужным. А пользоваться материалом или нет — ваше право.

  28. Степан

    Здравствуйте. Вопрос по 12 вопросу. Подскажите пожалуйста источник, в котором говорится, что цикло бутан реагирует с HCl. По моим источникам (О. Я. Нейланд) такой реакции нет.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Реакции циклопропана с бромом тоже нет, а на ЕГЭ есть.

  29. Светлана

    Здравствуйте! Ученик решил цепочку в 32 вот так: глюкоза — масляная кислота — изопропиловый эфир масляной кислоты — изопропиловый спирт (через щелочной гидролиз с гидроксидом кальция) — ацетон — изопропиловый спирт. Все реакции верно, цепочка решена, но додумано немного (углерод из глюкозы не попал в конечный продукт). Я поставила 1 балл, но сомневаюсь. На ЕГЭ в подобном случае дадут 1 балл или 5? Спасибо.

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Доказать свою правоту, если не попал в ключи, не так просто. Советую в них попадать и писать простые и очевидные ответы. ЕГЭ — это не место, чтобы показывать глубокие знания и фантазию.

  30. Камила

    как в 23 получился ответ 53?

    • Соавтор проекта Борисов И.С.

      Добрый день! Рекомендую использовать для решения метод таблицы, чтобы не путаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.